Другой судьбы не надо
- Люди нашего города
- 18-01-2005
Почему-то именно мысль об ортодоксальном патриархате оказалась самой яркой после встречи с моей героиней. Ее, мать десятерых детей, в первую очередь хотелось назвать женой-героиней. Отнюдь не за победы в кухонных баталиях и подвиги в противостояниях
(к сожалению, на долю большинства женщин выпадает именно это). Нет, она героиня просто потому, что была идеальной женой для своего мужа, а для его детей – идеальной матерью.Не торопитесь называть сумбуром этот вывод. Запросто можно быть идеальной в глазах соседа по лестничной клетке. Возможно, шагая мимо дверей вашей квартиры, он неизменно бросает на нее безнадежные взгляды, мысленно вздыхая: «Ах, какая женщина!..» Легко быть идеальной, когда в отношениях не проскальзывают то и дело призраки хронического безденежья, гор перемытых кастрюль и наглаженных рубашек. С собственным благоверным - упреки, скандалы. Развод, борьба за детей. Сколько таких пар вокруг?
Если выйти за пределы Москвы и окунуться в неподвижный быт провинции, обнаружится, что принципы времен Ивана Грозного жили на протяжении всей советской эпохи в пятиэтажных «хрущёвках» и бараках на два хозяина. И продолжают существовать до сих пор. Жизнь в таких условиях может оказаться адом, а может, наоборот, пройти во взаимной любви и согласии, как это получилось у четы Сидалиновых.
ИХ НАУЧИЛИ ТРУДИТЬСЯ
В поселке Ора домов 120, не больше. Молодежи здесь мало: она, как водится, всеми силами стремится перебраться в город. Это и неудивительно: коммунальных удобств на окраине практически никаких, работы нет, развлечений тоже. А когда-то здесь был сильный совхоз. Нынешние пенсионеры об этом помнят и живут этой памятью. Из коренных жителей, тех, кто строил поселок, здесь остались три-четыре человека, и они плакали, когда приехавшие рабочие разбирали один из подвалов.
Айша Сидалинова как раз из таких. Она родилась в далеком 1916 году в Актюбинской области. Родители рано умерли, оставив сиротами двух детей, и брат с сестрой воспитывались в казенных стенах детского дома в Иргизе. Девочки учились прясть и вязать. В череде серых будней, растянувшейся на несколько долгих лет, дети умудрялись находить поводы для радости и ощущения счастья. Жили дружно - шумные драки были великой редкостью. По окончании школы ФЗО (школа фабрично-заводского обучения - низший тип профессионально-технической школы, существовавшей на базе промышленных предприятий и строек) Айше была по силам любая тяжелая работа. Трудиться, трудиться, трудиться. В ущерб всему: здоровью, личной жизни, образованию. Приучив девушку к физической работе, ей не дали даже азов грамоты.
Два года – 1942-й и 1943-й, - работая на свердловском металлургическом заводе, она занималась тем, что таскала кирпичи. День за днем, в летнюю жару и зимнюю стужу. Их, грязно-бурого цвета, нагружали полные носилки, так что к концу дня ноги в тяжелых сапогах с трудом отрывались от земли, а смене не было видно конца. Вернувшись наконец-то домой, уснуть бы от усталости, но сон не подпускали мысли о еде. Вареная картофельная шелуха была сродни праздничному обеду. Хлеб, как в блокадном Ленинграде, выдавали каждый день строго по граммам, был он постоянно мокрым и внешне не имел ничего общего с нынешними булками из белой пшеничной муки. Резали его натянутой ниткой, поскольку каждая крошка была не просто на вес золота – гораздо дороже. Грань между человеческими ценностями и животными инстинктами во время голода удерживалась с трудом. Однако, когда одна из девушек потеряла свою драгоценную карточку на питание, подруги разделили поровну полученный паек.
После войны эти четыре подруги приехали в Орск. Здесь все вышли замуж и поселились в поселке Ора.
ОНА НЕ СЧИТАЕТ ГОДА
Обо всем этом мне рассказывает не Айша, а ее дети. Сама же героиня постоянно переводит разговор на своего мужа, который был и остается единственным и горячо любимым, хотя умер более тридцати лет назад.
Он был абсолютным главой семьи, но не тираном - своим непререкаемым авторитетом никогда не злоупотреблял. Он был добытчиком, а Айша – хранительницей домашнего очага. Женщина работала истопником в клубе, ночным сторожем в конторе, но домашняя работа всегда была на первом месте. Айша воспитывала десятерых детей. Хотя сама не читала, но им покупала книгу за книгой. Содержала большое хозяйство – коров, овец, птицу. При этом горячий обед всегда был на столе, едва муж переступал порог дома.
Несмотря на тяжелую жизнь, а может, наоборот, как следствие испытаний, посланных судьбой, Сидалинова не превратилась в слабую старушку. Она не считает года. До сих пор каждое утро, поднявшись рано-рано, Айша доит коров. Несколько месяцев в году держит строгий пост. И помнит дни рождения всех своих близких. А родственников у нее немало: одних только внуков 20 и 10 правнуков. На Новый год, 8 марта, мусульманские праздники все они собираются в стареньком родительском доме. Летом столы выносят во двор, а калитка вообще никогда не закрывается. Есть в этой семье традиция: каждый день сыновья должны навестить мать, а дочери – появляться хотя бы раз в неделю. Негласное правило никогда не было «обязаловкой», просто здесь очень крепки родственные корни, а спокойствие матери – это святое.
На мой вопрос, не возникало ли у нее желания повернуть время вспять и изменить что-то в своей судьбе, Айша удивленно приподнимает брови. Возможно, ее жизнь – и не счастье вовсе. Возможно, смысл заключается совсем в ином – карьерных достижениях, славе, материальном богатстве. Однако Айша считает иначе: пусть и нелегко бывало, но другой судьбы ей не надо.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024