РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Православие - это состояние души

Тема духовности на уроках литературы. Что такое православие? Как оно должно умещаться в человеческом сердце, нужно ли об этом говорить с учащимися? Влияние православия на русскую литературу… Эти вопросы актуальны сегодня как никогда, хотя их не найдешь в методических разработках. Но есть в городе человек, который не мыслит преподавание своего предмета без обращения к духовным ценностям. Потому что вся русская классическая литература духовна по своей сути. Мы беседуем с преподавателем литературы православной гимназии Орска И. Лежневой.
– Ирина Витальевна, какова миссия учителя-словесника в духовном просвещении человека, вступающего в жизнь?
– Можно рассуждать таким образом: пусть те, кому это нужно, ходят в церковь. Но у меня другая позиция. Словесник – это человек слова. Он призван не только познать саму суть слова, но еще и донести его. Причем не просто донести, а донести истоки в неискаженном, истинном виде до учеников. На учителе лежит, может быть, еще не до конца осознанная им миссия. Заключается она в высочайшем праве – говорить о том, для чего мы живем на земле. Это ведь один из главных вопросов бытия. Для чего человек приходит в этот мир? Как он должен жить? Как должен поступать? Тысячи вопросов встают перед человеком каждый день. Каждую секунду приходится выбирать: как сделать правильно, как поступить, сказать или промолчать, стерпеть обиду или не стерпеть?
Перед нами проходит целый калейдоскоп литературных героев. И надо признать, что литература XIX века, к примеру, действительно отвечает всем критериям, уровням и именно потому, что она духовна. Она учит духовности.
– Современная литература очень сильно трансформировалась. Чем она отличается, на ваш взгляд, от классики?
– Если в литературе XIX века, к примеру, все писатели однозначно вели к тому, что грех – это стыдно, то сейчас навязывается совершенно другая точка зрения, что не грешить даже как-то странно. Мол, все в жизни объяснимо. Так что и стесняться не нужно своих поступков. Вот поэтому на прилавках сегодня такая литература, которую и читать-то не хочется, потому что тяжело. Понятно, такова нынче жизнь. А литература – это ведь отражение жизни.
И, с моей точки зрения, именно сейчас у учителя-словесника есть высочайшее право говорить о том, для чего человек живет на свете. Я бы сказала так: это даже наша обязанность – проповедовать высшее проявление жизни, стремление к истине, добру, любви. И говорить-то мы можем от имени непререкаемых авторитетов нашей литературы, признанной всем миром самой высокой, самой духовной, самой нравственной. Имена не буду называть – такова вся писательская плеяда от Ломоносова до Распутина и Астафьева. Генетически, можно сказать, с молоком матери впитали православие Шмелев, Набоков, Ахматова…
– Вопросы духовности действительно волновали многих русских писателей. Что бы вы могли сказать в подтверждение этого тезиса?
– У меня есть материалы, свидетельствующие о том, что Пушкин, к примеру, был генетически православным. Иначе не появились бы его замечательные произведения, которые никогда не выйдут из тиража. Пушкин очень внимательно изучал Библию, Чети-Минеи. И уже после этого у него родились произведения, которые не дают уже никакого сомнения в его взглядах на жизнь.
Давайте обратимся к словам Александра Сергеевича: «Религия должна быть присуща человеку, одаренному умом, разумом, сознанием, способностью мыслить. Причина этого феномена, заключающегося в самом человеке, состоит в том, что он есть создание духа, мудрости, любви, словом, – Бога. Человек нашел Бога именно потому, что он существует. В нашем народе есть врожденный инстинкт, религиозное чувство, которое народ даже не анализирует». Дорого бы я отдала за то, чтобы услышать такие размышления Пушкина, скажем, когда я училась. Как поздно все это приходит. В 1903 году вышла небольшая книжечка, которая называлась «Национальное и религиозное направление в произведениях Пушкина». Вот там воспоминания Александры Осиповны Смирновой, где она буквально записывала за ним (они очень часто беседовали) его мысли по этому поводу. И вот там сказано, как Пушкин работал. У него есть высказывания о Библии. Его перу принадлежит потрясающее по своей глубине стихотворение на эту тему. Однажды он переложил в дивные стихи молитву подвижника IV века святого Ефрема Сирина…
А чего стоит следующее высказывание Достоевского: «Православие, то есть форма исповедования Христа, есть начало нравственности и совести нашей. А стало быть, всей общественной силы, науки, искусства – всего».
Эти мысли всегда выражались в литературе. И если мы хотим до конца понять поступки наших любимых литературных героев (пушкинских героев, Ахматовой, Достоевского и даже Толстого с его духовными исканиями), то мы должны знать, насколько духовны были авторы XIX века.
Итак, русская классическая литература ценна прежде всего тем, что она боговдохновенна. Она создавалась по основному закону Правды. В нашей литературе все сильное и глубокое пронизано светом, стоит на Христе, Боге и от Бога. Все ее самые пронзительные, удивительные и удивляющие герои поступали всегда не как-нибудь, а по-Божьи.
Словом, православие – это состояние души. Оно всегда выражалось в литературе. И мы должны донести его до своих воспитанников.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.