РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Танцующий город четы Сартаковых

Кому случалось бывать на больших праздничных мероприятиях, наверняка запомнили без устали танцующих маленьких артистов. Их выступления остаются в памяти надолго как яркая музыкальная сказка, воплощенная в танце азартными и юными дарованиями.Названия трех народных ансамблей «Юность», «Терпсихора» и «Эврика» давно на слуху. Хотя они только вершина большой танцевальной пирамиды, построенной в Орске удивительной танцующей семьей. Четверть века назад в город по направлениям приехали выпускники Челябинского института культуры Борис и Вера Сартаковы. Дипломированные хореографы могли легко отработать положенный молодому специалисту срок и упорхнуть в более процветающие крупные города огромной страны. Однако всю дальнейшую судьбу они построили на воспитании многочисленной орской детворы. Именно воспитании.
Танцы, как и спорт, как любое профессиональное ремесло, требуют огромного прилежания, силы воли, полной самоотдачи. Эти свойства характера молодые хореографы имели с избытком, а потому все последующие годы свой талант отдавали детям, шаг за шагом выковывая из них физически здоровых и счастливых в танце людей. Четверть века прошла за этим повседневным педагогическим подвигом.
На занятиях В. Сартаковой забавно наблюдать за малышами, которые старательно пытаются сделать упражнения на пластичность. Неуклюжие медвежата детсадовского возраста с гордостью в глазах от причастности к великому делу, как завороженные, пытаются стать царственно красивыми лебедями. Это их первые смешные и трогательные уроки самовоспитания.
Мальчики и девочки чуть по-старше выглядят уже совершенно иначе. Видна пластика движений, плечики развернуты, спинки прямые, самое главное, они живут в другом, более быстром, повседневном ритме. Словно одновременно играя и пританцовывая. У этих маленьких артистов хорошо и на всю жизнь поставлена осанка, а искривления позвоночника за партами и компьютерами у них уже не случится.
Вера Анатольевна по нескольку лет работает с самыми маленькими, чтобы все они вырастали здоровыми людьми. Кто-то из них в дальнейшем сохранит любовь к танцам на долгие-долгие годы, но выберет другую профессию. Кто-то станет профессиональным танцором или хореографом.
– Как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так почти все орские хореографы пошли в профессию от Веры Сартаковой, – утверждают люди, близкие к орской сцене. И правда, при попытке пересчитать по пальцам всех работающих знакомых хореографов получается, что почти все они когда-то проходили длительный путь становления в танцевальных кружках, народных ансамблях четы Сартаковых.
…В канун Рождества, когда народ отдыхал, на сцене театра драмы творились чудеса. Маленькие артисты и взрослые конферансье последний раз репетировали предстоящий праздничный концерт. Здесь можно было увидеть и балетные номера, и танцующих вприсядку мальчишек, и маленьких снежинок, пролетающих сцену в блистающем наряде с азартом и скоростью январской метели. Можно было увидеть и весь сконцентрированный в танцевальных номерах многолетний труд хореографа.
А дети, готовясь к выступлению, были абсолютно счастливы, хотя и немного волновались. Счастливы, что получается все задуманное ранее на репетициях, а волновались от предстоящей встречи со зрителями.
В те же новогодние праздники Сартаковы угощали чаем и рассказывали, как орчане отличились в Челябинске на творческом конкурсе. Народный ансамбль танца «Юность» под руководством Бориса Александровича «фестивалил» наряду с профессиональными коллективами в Челябинской государственной академии культуры: перед новогодними праздниками проходили «смотрины» танцующих коллективов Южного Урала.
Орчане стали дипломантами в номинации «За массовый танец». Они же были единственным непрофессиональным коллективом, представлявшим авторские работы своего хореографа. «Казачий пляс» танцоров орской «Юности» был отмечен наградой и дипломом. Да еще получили специальный приз «За преданность искусству хореографии».
На том творческом форуме хореографы «заприметили» орского танцора В. Лычкина, а затем пригласили его в большой город для работы в муниципальном ансамбле «Урал». Если учитывать, что «уральцы» - одни из лучших среди профессиональных ансамблей России, то приглашение в такой коллектив – это признание таланта и танцора, и его педагога.
Так сложилось, что в дуэте Сартаковых глава семьи избрал для себя работу в хореографии народного сценического танца. Его воспитанники мастерски владеют секретами казачьих, русских, еврейских, чувашских, татарских, башкирских плясок. Весной они достойно представляли Орск украинскими танцами на празднике украинской культуры в Новосергиевском районе Оренбургской области.
В. Сартакова много лет руководила народным коллективом «Эврика».
А потом дуэт Сартаковых незаметно превратился в трио. Выросла дочь Ксения (сейчас Игнатченко), танцевавшая во всех творческих проектах родителей, и приняла мамин коллектив. Коллектив «Эврики» соответствует своему названию и специализируется на современных эстрадных танцах.
Вера Анатольевна без работы не осталась. Она лет пятнадцать вела школу танца «Терпсихора», а затем за несколько лет упорного труда создала еще один народный ансамбль с таким же названием. Танцуют в этом коллективе ребята и девочки «трудного» переходного возраста. Танцуют легко и, как все делается в жизни их педагога, с азартом.
Вера Анатольевна об общих воспитанниках говорит с любовью. Причем даже не разделяет коллективы, в которых работают танцоры, поскольку все с малых лет перед глазами, успевают в разные годы поработать в разных коллективах.
Одинаково высоко ценит труд 13-летней Е. Конуховой и мастерство 17-летнего Р. Великоцкого. Его да еще одиннадцатиклассника С. Авдеева с гордостью называет трюкачами. Полагаю, за способность выполнять сложные, почти акробатические номера. Вера Анатольевна «по секрету» рассказывает о своих воспитанниках: «Если и поругаю, то обязательно объясню, за что именно. Поэтому отношения у нас со всеми ребятами хорошие, а дети все у нас старательные».
Дети ее любят. У преподавателя танцев припасена своя «изюминка» в работе, которую с удовольствием стараются применять в своей практике другие педагоги-хореографы.
Она освоила специальную методику обучения малышей танцам в игре под музыку «Сказка-терапия». И не устают прилежные ученики, и спортивную форму приобретают, и работают на занятиях с удовольствием. Ребятишки 5–8 лет от роду нарабатывают пластику, образную координацию движений.
К примеру, упражнение «Волшебная дощечка», где ребенок выправляет позвоночник, тренируя мышцы спины, нравится малышам ничуть не меньше, чем кувырки через голову, а педагог при необходимости поправляет движение. Через время из дощечек «выстругиваются» сказочные Буратино и Мальвины, которые могут работать на любой сцене.
На ее уроках для маленьких озорства не бывает – все вдохновенно заняты делом. В юных головках еще неуклюжих учеников – надежды и жажда вселенской славы. И соприкосновение с тайной красивого, феерического танца, которому еще только будут радоваться мамы и папы, бабушки и дедушки.
Об этих педагогах Ю. Фролова – главный специалист управления культуры городской администрации говорит только с восхищением. Усилиями одной семьи в городе создано несколько народных коллективов, что уже необычно. А обязательность и работоспособность танцующей семьи позволяют готовить все городские мероприятия на высоком профессиональном уровне. Сартаковы просто сделали Орск танцующим городом!
Нельзя сказать, что жизнь воспитателя-хореографа легка, как у стрекозы, и вечное лето не туманится зимними метелями. Случалось всякое.
Приватизационная экономическая линия «колебалась вместе с генеральной линией» строительства капитализма. Когда в 2000 году к юбилею завода сшили новые сценические костюмы, ДК нефтехимиков закрыли на ремонт. Но, если бы педагоги остановили занятия, коллективы просто могли распасться. Приходилось искать сценические площадки по всему городу. Занимались в здании педколледжа, училище № 14. Приходилось работать и по патенту, чтобы арендовать помещения.
Потом нефтепереработчики передали свой «цех культуры и хорошего настроения» на баланс города, а народные ансамбли Сартаковых уже насчитывали сотни человек. Сейчас все коллективы числятся при ДК нефтехимиков, но, как сложится судьба в наступившем году, сказать сложно.
Сейчас у Веры Анатольевны есть и «Терпсихора», и школа подготовки танца «Терпсихора», и более полусотни учеников в школе искусств Советского района.
С сожалением Сартаковы говорят, что по нынешним временам их танцовщики разных возрастов – почти не выездные. Поездки танцевальных ансамблей в районный центр Оренбуржья и Челябинскую область стали этапами творчества за весь прошедший год. Они еще помнят, как администрация города несколько раз выделяла деньги на поездки в Челябинск и Самару. Но на поездку в Москву, где проходил общероссийский фестиваль, денег уже не хватило.
Вера Анатольевна вспоминает предновогодний бал у главы города – ее артисты исполняли танец «Метель», в окружении снежинок к народу выходил Дед Мороз. На этом празднике исполнялись и танец живота, и заздравная песня, и подтанцовка «Вдоль по улице метелица метет», сопровождавшая выступления певца В. Лушникова. После праздника знакомые участницы этого вечера подходили к хореографам, говорили, что выступление их учеников прекрасно. Только вот маловато по времени.
Вхождение человека в жизнь танца по-настоящему возможно только в детстве. Пластика впитывается в раннем возрасте, потом, более взрослым, получить грациозность движения уже крайне тяжело. Именно поэтому хореографы говорят, что «с улицы» мальчишкам попасть в народные коллективы уже невозможно. Сначала надо пройти многолетнюю трудную школу учебы, привыкнуть к элементам гимнастики и акробатики.
Понятно, что к платному обучению в первые годы не каждый приходит осознанно. В первую очередь, это выбор наиболее образованных и обеспеченных родителей, бабушек и дедушек. Многие из них прошли эту школу в свое время и привели детей на обучение прекрасному. И все же влюбленный в танец человек, избравший во «взрослой жизни» любую профессию, остается верен своему увлечению навсегда.
Да и видно мастера в любой возрастной группе танцующих. По четкости движений и красоте танца. Даже в преклонные годы. Каждый из нас видел, как появление на танцплощадке людей, владеющих этим искусством, всегда превращается в импровизированный праздник для публики.
С. ГРИГОРЬЕВ.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.