Не мытьем, так катаньем добивается своих льгот пенсионер
- Экономика
- 10-02-2005
Коммуналка и энергетические монополисты всегда имели весьма мощные рычаги влияния на рядового горожанина. Мы всегда соглашаемся с предлагаемыми «правилами игры», лишь бы не оказаться без воды, тепла и света. И чуть ли не самоубийством может считаться попытка пойти против «генеральной линии» наших благодетелей.Орский пенсионер Ю. Бронников – один из тех немногих, кто пытается сломить непоколебимую позицию коммунальщиков и энергетиков. Он пытается сопротивляться, и не факт, что в одиночку ему удастся повернуть сложившуюся ситуацию в русло, благоприятное для рядового потребителя. В чем же суть конфликта?
ДОГОВОР КАК ПРИГОВОР
Первое, с чем пенсионер обратился в редакцию, была проблема заключения договоров между жителями города и организациями ЖКХ. Полное подавление активности квартиросъемщика (владельца) при заключении изначально не соответствующих закону договоров позволяет коммунальщикам ни за что не отвечать. Проработав большую часть жизни на ЮУМЗ, Бронников последние годы занимался ведением договорных работ и в договорах разбирается.
– В 1997 году ТЖХ-2 предложил мне подписать «Договор найма жилого помещения», – рассказывает Юрий Аркадьевич. – В соответствии с ним мне должны были предоставить для ознакомления «Временные правила пользования жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилого фонда», а также «Правила предоставления коммунальных услуг», чего, однако, сделано не было.
Кроме того, к договору должен прилагаться паспорт жилого помещения, в котором описывалось бы техническое состояние квартиры (наличие или отсутствие инженерного оборудования, обеспеченность той или иной коммунальной услугой). Но паспорта не было, хотя его оформлением должен заниматься муниципалитет. Согласитесь, что после того, как квартиры будут приватизированы (я это уже сделал), людям придется платить деньги за паспорт. Пока его нет, можно свободно перенести стену или убрать трубу, и никто не сможет предъявить претензий, потому что нет документа, где бы указывалось, чем оборудована квартира.
Но это только цветочки. Договор составлен с явными и существенными отклонениями от «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г.
В 2002 году в обращении к мэру Ю. Бронников указывает, что в «Договоре найма» не приведены значения параметров, определяющих качество услуг и режим их предоставления, а также нормативные объемы потребления, порядок и сроки устранения неисправностей и аварий. Отсутствуют технические характеристики инженерного оборудования, не определены условия снижения оплаты за коммунальные услуги при снижении их качества, отсутствует перечень отклонений качества услуг и их величина.
Тогдашний управляющий МУП «ТЖХ-2» А. Тарасов ответил, что указанные Юрием Аркадьевичем отклонения в тексте договора от «Правил предоставления коммунальных услуг» «обусловлены тем, что нормативные объемы потребления, тарифы, условия снижения оплаты коммунальных услуг не являются постоянными величинами, определяются распоряжениями администрации города. В частности, нормативные объемы потребления и условия снижения оплаты коммунальных услуг при снижении их качества определены распоряжением администрации г. Орска № 3163-р от 11.10.02 г.» ТЖХ согласился лишь с тем, что «в договоре не проставлены значения параметров и режим предоставления услуг». Заканчивается письмо предложением подписать договор.ВРАГИ ЛИ КОМУСЛУГИ?
На этом злоключения пенсионера с договорами не закончились. В пошлом году Бронникову, уже как собственнику жилья, был предложен для подписания «Договор обслуживания жилого помещения и предоставления коммунальных услуг». Зная о том, что возможны всякие неожиданности, и надо держать ухо востро, он решил основательно проверить документ.
– Я вернул договор в УКЖФ «Советская», – говорит Юрий Аркадьевич. – В тексте отсутствовали состав и содержание работ, которые будет выполнять УКЖФ при обслуживании жилья, и перечень коммунальных услуг, которые они обязуются мне предоставить. Кроме того, не было «Перечня отклонений качества услуг от установленного договором» (отсутствовала и ссылка на нормативный документ, содержащий этот перечень), а также величины отклонений, и не был закреплен порядок оформления этих отклонения. Согласитесь, если я покупаю услуги, должен быть документ, в котором записано, за что плачу?
И в самом деле, как определить исполняется ли договор, если в квартире Юрия Бронникова с 1956 г., когда в доме сделали центральное отопление, температура редко поднималась до 18 градусов, чаще было 12. А с потолка течет, несмотря на то, что он живет на первом этаже, а у соседей сверху сухо. Просто балкон второго этажа обледенел, и при каждом таянии вода беспрепятственно протекает в квартиру пенсионера. Но кому до этого есть дело? Ведь чтобы решить проблему, надо задействовать технику, людей. А так, подписали договор, и можно ни за что не отвечать?
– Отсутствовала и форма регистрации претензий, предъявляемых потребителем в связи с нарушением установленного качества услуг и срока устранения недостатков, – продолжает Бронников. – Например, если у меня нет воды в течение нескольких суток, то коммунальщики не должны брать с меня денег. Но как зафиксировать, что воды не было? Да и сам договор составлен таким образом, что мои обязанности сформулированы четко, а обязанности УКЖФ – самым общим, неконкретным образом.
Смысл ответа и. о. директора МУП «УКЖФ «Советская» О. Панюты в следующем. В «Распоряжении администрации города Орска от 16 января 2004 г. N 173-р «О введении новых тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг населению в г. Орске» и в приложениях № 9, 11 разъясняются все спорные моменты, которые непокорный жилец указывает в заявлении. В письме говорилось, что «форма договора утверждена управлением ЖКХ администрации города и действует на всей территории Орска». Затем следовало предложение Бронникову, как собственнику жилья, самому определить организацию для обслуживания жилого помещения. Сообщалось, что «в случае отсутствия договора на обслуживание жилого помещения с другой обслуживающей организацией, договор будет считаться заключенным по факту предоставления коммунальных услуг и производимой оплаты». Получается, не мытьем, так катаньем, а потребитель будет во власти УКЖФ?
СВЕТ И ГАЗ – НЕ ДЛЯ НАС?
Необходимость замены электросчетчика не обошла стороной Бронникова и вылилась в круглую сумму.
– Когда стал разбираться, невольно возникли два вопроса, – сетует Юрий Аркадьевич. – Во-первых, на каком основании горожан «заставили» сменить счетчики? И, во-вторых, почему мне пришлось платить из своего кармана? Счетчик расположен на лестничной клетке, и обязанность заменить его лежала на ЖКХ.
За газ пенсионер платил с учетом льгот ветерана труда и горя не знал. Пока в сентябре 2001 г. не стали приходить счета за газ не из ТЖХ-2, а прямо от поставщика услуг – «Орскмежрайгаза». А в них, ну, как на грех, монополист забыл об имеющихся льготах.
– Ходить за восстановлением льгот оказалось весьма непростым занятием, – вздыхает Бронников. – А ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 548 и пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ договор между мной, как абонентом, и поставщиком возник с момента первого фактического подключения меня к сети газоснабжения в 1996 году. Договор является бессрочным, и до настоящего момента ни одной из сторон в установленном законом порядке не прерывался.
По неизвестным мне причинам и без всякого уведомления поставщик газа стал начислять суммы к оплате без причитающихся льгот. Поскольку никаких законных оснований для таких действий нет, я плачу по льготному тарифу. При этом исхожу из того, что все внутрикорпоративные изменения, произошедшие у поставщика, не могут в одностороннем порядке изменить наши договорные отношения и тем более не могут лишить меня прав, установленных законами РФ.
Стоит ли говорить о том, что ни денег за купленный счетчик, ни списания «долга» по газу пенсионер пока не дождался.
– Дело не в том, что мне плохо, – сказал напоследок Юрий Аркадьевич. – Сегодня основная проблема нашего общества – научиться жить по закону. И вся тяжесть этой науки переходит с тех, кто эти законы должен разрабатывать и контролировать, на тех, кому нужно, чтобы эти законы выполнялись, т. е. нам с вами. В законе много чего написано, но на практике, когда я обращаюсь к коммунальщикам с требованиями, мне приходится сначала доказывать, что моя претензия законна и обоснованна. А потом доказывать, что они обязаны её удовлетворить.
Думается, пример Юрия Бронникова хоть немного должен подвигнуть нас к усвоению прав. В законах можно не только найти ответы на интересующие вопросы, они помогают открыто отстаивать свои интересы. Многим стоит поучиться активной жизненной позиции у героя материала.
ГОРДЕИЧЕВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Детскую площадку привели в порядок
30-10-2024 -
За отоплением – в прокуратуру
29-10-2024 -
Расскажут сказки под покровом «Ночи»
29-10-2024 -
Кто войдет в команду нового главы города?
29-10-2024 -
Ремонт в учреждениях культуры в самом разгаре
29-10-2024