Розовый снег выпадает только в Орске
- Экономика
- 20-04-2005
Наши предшественники, закладывая город, думали не только о государственных интересах, но и о потомках. Надо отдать им должное: место выбрано – лучше не придумаешь. Слияние двух рек сулило и защиту от кочевников, и обильные травой пастбища. Со временем приоритеты Орска значительно изменились, он превратился в крупный промышленный узел области. Причем заводов здесь понастроено столько, что впору хоть закрывать половину. А может, и больше.
Конституция гарантирует
Во всяком случае, прежней гордости за принадлежность к индустриальному центру Оренбуржья у нас поубавилось. Особенно теперь, когда работа на том или ином предприятии перестала быть престижной и высокооплачиваемой. Но джинн выпущен из бутылки, возвращаться не собирается. О своем присутствии он напоминает шлейфами дыма из множества высоких труб, выбросами газа и пыли, а также целым рядом характерных заболеваний, которыми страдает население. В масштабах субъекта Федерации воздушный бассейн Орска характеризуется как наиболее загрязненный.
Несколько лет назад, когда реформы в экономике отразились на действующих производствах негативным образом, легкие города получили небольшую передышку. Появилась надежда на оздоровление природы, ведь Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду.
Ожидания не оправдались, несмотря ни на основной документ, ни на обновленное соответствующее законодательство. А на местном уровне руки, как говорится, тем более коротки. Здесь позиции даже ослабли. Отдел экологии, являвшийся раньше структурной единицей городской администрации, теперь входит в управление экономики. Факт говорит сам за себя
– Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна вносят, конечно, стационарные установки, – замечает старший государственный инспектор по охране природы Оренбургской области В. Кистенев. – Их доля доходит до 95 процентов всех выбросов, среди которых преобладают газообразные и жидкие. На твердые приходится лишь 6 процентов. Следует также признать, что здесь не учитывается «вклад» железнодорожного, авиационного, а также личного автомобильного транспорта. Во внимание не берутся и теплогенерирующие агрегаты, сжигающие природное топливо для отопления частных домов. Хотя их негативное влияние не вызывает сомнений, может составлять пятую часть всех загрязняющих веществ в атмосфере.
Причина создавшегося положения лежит, что называется, на поверхности и секретом не является. Как известно, экономическая ситуация не позволяет предприятиям заниматься техническим обновлением, внедрять прогрессивные процессы. Естественно, из-за морального и физического износа средств защиты экологии снижается эффективность их работы. Причем улавливаются в основном лишь твердые частицы, к тому же уровень их утилизации не превышает 50 процентов. Практически полностью улетают в трубу диоксид серы, оксиды азота и оксиды углерода. Правда, есть в городе и положительные примеры. В прошлом году на заводе имени Чкалова 13 резервуаров с нефтью были оснащены так называемыми плавающими крышами-понтонами. Применялись и другие меры. Не берусь назвать финансовую сторону проблемы, зато очевидно другое – количество углеводородов, попадающих в воздух, сократилось на 400 тонн, а сернистого ангидрида – на 250 тонн. В предстоящем периоде планируется закончить оборудование резервуаров. Последовательные усилия, тесная связь с научными достижениями позволили с 1998 года сократить валовые выбросы на 30 процентов.
Основным «поставщиком» в воздушный бассейн Орска диоксидов азота по праву считается ТЭЦ-1. Правда, сегодня теплоэнергетики достигли существенных успехов, снизив свои показатели в период 2000–2005 годов на 1000 тонн, однако население этого не почувствовало. Общая картина, в сущности, осталась прежней. Более того, данные лаборатории мониторинга загрязнения атмосферы свидетельствуют о явном росте загрязнения подобного рода примесями. В своем мнении специалисты единодушны, заявляя, что виноват автотранспорт. Они высказывают опасение: в некоторых районах города экологический резерв, обеспечивающий безопасное функционирование дополнительных энергетических мощностей, по оксидам азота в воздухе практически исчерпан.
Отдельного разговора заслуживает никелькомбинат. Он – традиционный загрязнитель окружающей среды оксидом углерода, который ежегодно измеряется 55 тысячами тонн. Шахтные печи служат источником и сернистого газа. Дело в том, что так называемая экологизация старых пирометаллургических процессов уже исчерпана. Сказываются неполное использование сырья, высокий расход энергоресурсов, большой объем выделяемого сернистого газа, который не поддается улавливанию до сих пор.
Только заплати
– Руководство предприятия связывает свои надежды с внедрением автогенного процесса плавки в печи Ванюкова, – поясняет Кистенев. – Проект опытно-промышленной установки прошел государственную экологическую экспертизу, получил положительное заключение. Сейчас продолжается ее отладка. Значимость нового метода для оздоровления воздушного бассейна трудно переоценить.
Если задуманное увенчается успехом, орчане воздадут должное авторам проекта. По всей видимости, произойдет это не так скоро. Сочетание «опытно-промышленная установка» используется не случайно, поскольку строительство самого агрегата еще впереди. Когда именно, ответить не может никто. Пока же доля выбросов ЮУНК в городском масштабе составляет не меньше 80 процентов. Кстати, в их числе и пыль, которая раньше превращала снег в грязное месиво. Теперь, очевидно, в связи с применением другого сырья территории близлежащих поселков окрашиваются в розовый цвет. К слову, выброс произошел как в прошлом году, так и нынешнем. Тогда ситуация объяснялась досадным недоразумением. Но в одно и то же время случайностей не бывает. Остается предположить, что закономерность имеет свои причины.
– Превышение предельно допустимых нормативов выбросов установлено, двум должностным лицам и комбинату предъявлен штраф. Коллективная жалоба поступила и к нам, и в природоохранную прокуратуру, – рассказывает Вячеслав Михайлович. – В ней фигурировали затрудненное дыхание и красный снег. Однако формализовать степень воздействия на окружающую среду при отсутствии технической и физической возможности нам не под силу. Во-первых, объектом внимания экологов является источник загрязнения. Дыхание – забота специалистов санэпиднадзора. Чтобы установить степень вреда, надо подключать серьезные научные учреждения. Только они в состоянии определить динамику поражения территории на протяжении довольно длительного периода. Скажем, весной требуется отследить, куда делся загрязненный снежный покров, растаяв естественным образом, и лишь потом появляется шанс предъявить спрос к виновнику.
Выходит, голыми руками нарушителя природоохранного законодательства не возьмешь. Может, поэтому он и не особенно боится ответственности. Об одном можно сказать с уверенностью: солнце припечет, часть пыли попадет в Урал, другая останется в почве, третья поднимется ветром и окажется в легких. Год назад в Орске открылся лечебно-диагностический центр «Вымпел», оснащенный оборудованием и технологиями ХХI века. С их помощью доктора легко определяют по присутствию в организме характерных веществ, возле какого производства живет обратившийся к ним пациент.
В довершение всего ЮУНК – самый крупный плательщик налогов в местный бюджет, куда поступают отчисления и за загрязнение природы. Получается, стоит заплатить сколько положено и можешь спать спокойно. В прошлом году на комбинате превышение норм предельно допустимых выбросов устанавливалось трижды. Дважды «отличилась» фирма «Юпитер», по одному разу – НПЗ, завод синтезспирта, МУП «Дорожник». На момент проверки не имели разрешения на вредные выбросы ОРМЕТО-ЮУМЗ, Городская продовольственная компания, трест «Орскпромстрой», АПК «Орчанка», ЧП «Полистром». Максимальный штраф за подобную провинность – 40-50 тысяч рублей.
Самое печальное в сложившихся обстоятельствах заключается в том, что контролирующие экологические службы используют все свои полномочия, а коренных изменений в сторону улучшения экологической обстановки не происходит. 139 проведенных в 2004-м проверок выявили 325 нарушений! Не радует сумма предъявленных штрафов – около 500 тысяч целковых. Потому что истинный ущерб измеряется незавидным здоровьем орчан. Никого уже не удивляет, что в Орске подавляющая масса детей, за редким исключением, рождается с теми или иными заболеваниями и целый набор недугов им обеспечен. Привыкли к тому, что на город выпадают 30 процентов всех вредных выбросов области. Что самая объективная формулировка, подходящая Орску, звучит так: «Обстановка остается стабильно тяжелой».
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Ветераны отчитались о работе и выбрали лидера
11-10-2024 -
Погаси долги до конца октября!
11-10-2024 -
Серебро – за цифровые возможности для бизнеса
11-10-2024 -
Урал станет чище
11-10-2024 -
Памятный знак для неравнодушных
10-10-2024