Помогать пожилым себе дороже
- Общество
- 21-04-2005
Закон о монетизации льгот, призванный по замыслу его авторов облегчить и упорядочить социальное обеспечение пенсионеров, сильно осложнил не только их жизнь, но и работу центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.Теперь сотрудницы центра, у каждой из которых на обслуживании находятся по 8 человек, вынуждены ездить по городу за свой счет или ходить пешком с тяжелыми сумками в руках: уже третий месяц управление соцзащиты не может решить вопрос о компенсации транспортных расходов. Еще хуже обстоит дело с получением льготных лекарств для подопечных центра. Достаточно сказать, что любой обслуживаемый на дому инвалид страдает, как минимум, тремя заболеваниями, по которым выписываются льготные рецепты. По правилам простой арифметики выходит, что каждая из сотрудниц службы должна получить сначала не менее 24 льготных рецептов в поликлиниках, а потом еще столько же лекарств в аптеках. Кто не понимает, что это означает, – попробуйте получить хотя бы одно. И если раньше в поликлиниках и аптеках соцработников обслуживали вне очереди, то теперь им приходится тратить большую часть времени на простаивание в регистратурах и аптеках, выслушивая при этом еще и нелестные слова в свой адрес.
Возмущены работницы центра отношением к ним не только властей города, но и чиновников на местах. В частности, при обращении в Пенсионный фонд им часто приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением его сотрудников, хотя, казалось бы, именно здесь социальным работникам должны оказывать первоочередную помощь.
И уж совсем тяжело приходится тем, кто обслуживает жителей пригородных поселков, где зачастую нет аптек и магазинов, а ездить сотрудницы вынуждены на маршрутках и опять же за свой счет.
Все это происходит потому, что в новом законе не сохранены права социальных работников. Раньше, например, в статье № 36 были закреплены права социальных работников на обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение; внеочередное обслуживание в медицинских учреждениях, государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях быта, связи, отделениях Сбербанка и учреждениях, оказывающих юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей; бесплатный проезд в городском транспорте и ряд других льгот. В нынешней редакции закона такой статьи нет, предлагаются только меры социальной поддержки, которые отданы на откуп местным администрациям. А у местной администрации, как известно, на социальную сферу денег нет. Вот и работают сотрудницы центра, можно сказать, только из сострадания к своим подопечным, которые в большинстве своем остро нуждаются не только в социальной помощи, но зачастую и в обыкновенном общении, особенно если это тяжело больные люди, не имеющие возможности выходить из дома или оставшиеся в одиночестве.
Центр состоит из 22 подразделений, куда входят надомные службы районов города, отделения помощи на мобильной основе (сюда обращаются люди, которым нужна срочная помощь), пункт реализации регионального заказа, социально-реабилитационное отделение и др. 215 социальных работников только на дому обслуживают 1760 человек. Сотрудники центра регулярно выезжают в поселки для предоставления по льготным тарифам бытовых услуг – парикмахерских, швейных и т. д. Работает и реабилитационное отделение для инвалидов, у которых не потерян трудовой потенциал: по назначениям медиков проводятся восстановительные процедуры и занятия.
Отделения надомного обслуживания появились в Орске в 1988 г., а с 1994 г. они объединены в центр социального обслуживания, который финансируется местным бюджетом. Инициатором и организатором создания центра была Л. Темникова, ставшая его директором.
Как рассказывает Людмила Борисовна, вначале не существовало даже нормативной и правовой базы, на основе которой можно было строить работу службы. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось разрабатывать систему обслуживания людей на дому, способы контролирования такой работы. Когда центр начинал свою деятельность, его неплохо финансировал городской бюджет. Во всяком случае, работники вовремя получали зарплату, что в то время было немаловажно, а центр смог приобрести необходимые оборудование и мебель, которыми пользуется, кстати, до сих пор. Ухудшение экономической ситуации в стране не прошло бесследно и для службы. Введение талонной системы, инфляция, которая «съедала» и без того невысокую зарплату сотрудников, привели к тому, что люди стали увольняться. В то время для Темниковой главным было сохранить коллектив: работа с пожилыми людьми – материя тонкая, подавляющее большинство подопечных центра относится к его сотрудникам как к родным людям, ждет их прихода. Тогда, в начале 90-х, текучесть кадров удалось приостановить: предприятия закрывались, уровень безработицы в городе заставлял людей держаться даже за малооплачиваемую работу.
В 1992 г. были установлены разряды, введена тарифная сетка оплаты труда социальных работников, ухудшилось финансирование, а зарплата выдавалась несвоевременно. Но тогдашняя городская администрация во главе с В. Францем помогла службе, установив для ее работников ряд льгот: бесплатный проезд в городском транспорте, увеличение отпуска, возможность за счет экономии фонда оплаты труда премировать сотрудников. Все это позволило заинтересовать людей и сохранить профессиональный коллектив.
Однако с тех пор, по словам Темниковой, дела с финансированием и оплатой труда год от года становятся хуже. Достаточно сказать, что дефицит по фонду оплаты труда в этом году составляет более миллиона рублей.
В довершение всего на сегодняшний день центр практически не имеет собственного помещения для нормальной работы. Отделения службы и раньше были разбросаны по разным административным зданиям города, но хотя бы имели возможность принимать людей. Сейчас надомные службы Октябрьского и Ленинского районов, отделения социальной реабилитации и помощи на мобильной основе ютятся в здании центра «Гармония» на 271 кв. м. Здесь же располагается и аппарат центра, в котором работают 20 человек. Если учесть, что ежедневно через службу проходят в среднем по 200 человек, становится понятно – работать в такой обстановке невероятно трудно. Нет возможностей для приема больных врачом, условий для занятий лечебной физкультурой, проведения собраний и оперативных совещаний с коллективом, затруднена работа пункта реализации регионального заказа, а пункт приема и выдачи б/у вещей и технических средств реабилитации и вовсе закрыт.
В апреле Темникова обратилась с письмом к главе города
Ю. Черноусову, в котором изложила свои предложения по обеспечению центра соответствующим помещением. Теперь осталось дождаться ответа: тогда и станет понятно, насколько заинтересованы власти в сохранении и полноценной работе немаловажной социальной службы города.
О своих проблемах работники центра рассказывают с нескрываемой болью и недоумением: мало того, что их средняя зарплата на сегодняшний день даже не дотягивает до прожиточного минимума, так еще и условий для работы остается все меньше. Нет никакого сомнения, что служба нужна людям, ведь она оказывает сотням стариков не просто физическую помощь, а еще доставляет им радость общения, вселяет надежду, что те не останутся один на один с одиночеством и недугами.
Принято считать, что уровень развития государства определяется его отношением к детям, старикам и инвалидам. К сожалению, по этому критерию наше общество находится в самом начале эволюции.
О. ТРУБЕЦКАЯ.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024