РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Лучше бы пожарные спали, чем работали

О работе пожарных существуют два диаметрально противоположных суждения. Одни считают, что их работа тяжела и опасна, другие – что они большей частью спят или играют в домино: выезды на пожары не каждый час случаются. Так как же все происходит на самом деле? Тяжела и опасна или «солдат спит, а служба идет»? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, отправилась на дежурство с одной из смен. В ожидании пожара
Смена начинается с развода караула. Начальник сменившегося караула докладывает о выездах на пожары, если таковые были, об обстановке в районе охраны, состоянии техники и т. д. Перед заступающим ставятся задачи на предстоящее дежурство. Тут-то и узнала, что пожарные не только тушат пожары: в их обязанности входят отработка оперативных планов пожаротушения, проверка противопожарной безопасности на объектах города, а еще они должны постоянно учиться, для чего оборудованы специальные классы.
После развода дежурная смена разошлась по своим делам, а я направилась в ЕДДС – единую дежурно-диспетчерскую службу. Именно сюда поступают звонки о пожарах, отсюда идут команды на выезд.
Обстановка просторной комнаты сразу говорит о том, что здесь дремать не приходится. Атмосфера напоминает штаб во время военных действий: телефонные аппараты работают без отдыха, на стене – карта-схема Орска, «изрезанная» маршрутами выездов пожарных машин.
Разговор с дежурными постоянно прерывается звонками, каждый из которых я воспринимаю как сигнал о случившейся беде. Из разговора узнаю, что на пульт пожарной охраны сообщают не только о пожарах. 01 набирают и в том случае, если кто-то застрял в лифте или кого-то нечаянно заперли на балконе. Бывает, не дозвонившись в милицию или «Скорую», звонят пожарным, просят, чтобы те сообщили своим коллегам по срочным вызовам. Можно, конечно, проигнорировать эти звонки: в обязанности дежурных подобная переадресовка не входит. Но от таких звонков не отмахиваются. Очень часто звонят, чтобы узнать баланс сотового телефона или интересуются, почему нет тепла или воды в доме. Порой подобных звонков набирается за смену не один десяток, и необходимы крепкие нервы, чтобы не сорваться, а спокойно ответить каждому. Поэтому работают здесь преимущественно женщины.
Пожары чаще случаются ночью – складывается впечатление, что ночами город не спит и в выходные дни. А пятница у пожарных – банный день. Но не потому, что они стройными рядами с тазами и вениками идут в баню, а потому, что в этот день часто горят бани в частных домах.
Основная причина пожаров – неосторожное обращение с огнем – почти 40 процентов от общего числа. Приличную долю занимает и нарушение правил технической эксплуатации и монтажа электрооборудования – 26,6 процента. На неисправность дымоходов приходится 6,4 процента. Но оказывается, что горим мы не только оттого, что курим в пьяном виде или неправильно монтируем электрооборудование. 13 процентов от общего числа пожаров – поджоги. Кто, что и почему поджег – ответы на эти вопросы ищут в том числе и пожарные-дознаватели.
Количество пожаров связано не только со временем суток, днями недели, но и временем года. Их хватает и зимой, но горячая пора для пожарных начинается с приходом весны и длится до глубоких заморозков. В это время бывает до 20 выездов в сутки, пожарные расчеты практически не заезжают в часть.
В связи с последними преобразованиями, когда пожарную службу объединили со спасателями, работы прибавилось и тем, и другим. Во время недавнего паводка машины и экипажи ПЧ-16 (пожарно-спасательной части), как и ПЧ-10, работали на износ, спасали не столько от огня, сколько от воды. Таких частей, как ПЧ-16, в области всего две, а ситуаций, когда требуется помощь спасателей, сотни. Так что ни пожарным, ни спасателям ни спать, ни играть в домино или тетрис некогда.
Наш разговор с диспетчерами прерывается звонком. Взволнованный голос сообщил о пожаре: из-за металлической двери чувствуется запах дыма. Пожарный расчет выезжает по указанному адресу. Спустя несколько минут диспетчер сообщает экипажу о том, что вызов отменяется: жильцы справились с возгоранием сами. И такое бывает. Хотя и редко.
– Сегодня серьезных выездов не будет, – замечает один из пожарных. – Если на дежурство заступает журналист, пожаров можно не ждать. Проверено.
Эта реплика обнадежила и разочаровала одновременно. Разве плохо, когда нет пожаров? Вот так бы везде – где журналист, там все в порядке. Но, с другой стороны, так хотелось ощутить романтику приключений: вместе с экипажем бегу к машине, под вой сирены мчимся по улицам города, и вот оно, бушующее пламя… Но вместо этого иду знакомиться с частью.
Пожарная часть, по сути, тот же дом, где работают, учатся, тренируются и живут. Пункт связи части, учебный класс, спортзал, комната отдыха, столовая, гараж. Первым делом иду туда. Спецмашины, как и их команды, находятся в постоянной готовности: в случае поступления сообщения о пожаре на сборы и выезд дежурному караулу отводится всего одна минута. Побывала я и в столовой, а позже и в комнате отдыха: под утро очень хотелось спать.
Кто спасает нас от беды
Чтобы я получила как можно более полное представление о пожарной службе, руководство устроило мне экскурсию по пожарным частям, заодно поведав о своих проблемах.
ПЧ-19 создана на базе пожарной части механического завода, сейчас охраняет механический, машиностроительный заводы и ЮУМЗ. На каждый объект разработан свой маршрут дозора, а на ЮУМЗ – целых два, т. к. его территория – 130 гектаров. Раз в три дня на заводы выезжают мобильные дозоры, осуществляющие контроль над объектами в ночное время. В обязанности личного состава части входят также отработка оперативных планов по решению пожарно-практических задач, проверка работы добровольных пожарных дружин на учениях, занятия со службами техники безопасности, инспекционные проверки и многое другое.
Пожарная часть создана более 20 лет назад, и даже при беглом осмотре видно, что здание нуждается в ремонте.
Во время знакомства с частью слышу, как по рации сообщают о пожаре на балконе жилого дома: сосед сверху бросил незатушенную сигарету. Однако и в этом случае жильцы справились с огнем самостоятельно, выгорели лишь белье и окно.
ПЧ-9 более 50 лет, охраняет Октябрьский район и ТЭЦ-1 – объект особой важности, требующий повышенной ответственности. Охрана большой территории усложняет работу пожарной части. По всем расчетам радиус защищаемой зоны не должен превышать 3–4 км. В данном случае он значительно больше, следовательно, ПЧ-9 может оказать помощь в пределах площади Шевченко.
Скорость реагирования пожарной команды во многом зависит от техники. В основном она выработала свой ресурс. Но благодаря усилиям личного состава, своевременному ремонту, техническому обслуживанию, энтузиазму людей она все еще используется в работе по спасению людей.
Давно выработало свой ресурс и здание ПЧ-9: стены более чем на метр ушли в землю. По заключению комиссии, оно непригодно для эксплуатации. Взамен этого здания в районе ул. Волкова начали строить новое. Но объект заморожен из-за нехватки средств, и помощь города в строительстве очень пригодилась бы.
По итогам первого квартала на каждый дежурный караул приходилось почти три выезда в сутки – это весьма напряженный режим работы. Чтобы его выдержать, надо быть в хорошей физической форме. В части есть спортзал. На стенах – дипломы и награды за победы в спортивных состязаниях. На одном из тренажеров дремлет черный кот. «Наш талисман, – замечает один из пожарных, – всеобщий любимец и отличный мышелов».
Отправляемся дальше. В машине удается немного подремать: мое дежурство длится восьмой час, с непривычки усталость сказывается.
ПЧ-10 охраняет весь Советский район, куда входят и пригородные поселки. Наличие большого числа частных домов осложняет работу пожарных: постройки в основном деревянные, из старых горючих материалов. Большая удаленность поселков, поздние сообщения о пожарах сказываются на результатах работы. Но дело даже не в этом. Раньше на территории района было пять пожарных частей, сейчас реально действует одна. Ведомственные пожарная команда ст. Орск и пожарная часть мясокомбината прекратили свое существование, состав ПЧ-32 сокращен до минимума – осталось 10 человек. На дежурство заступают по двое, в случае пожара выезжает один водитель, боец остается охранять часть. Выручают пожарные Ленинского района, хотя и у них работы хватает. А если учесть, что квартира сгорает за 15 минут, автомашина – за 5-7, трамвайный вагон – за 2-3, а железнодорожный – за 3 минуты, то, пока пожарные приедут в ту же Крыловку или Тукай, дом полностью сгорит. Более того, велика вероятность распространения пожара и на соседние постройки.
Из разговоров со специалистами узнала, что пожары бывают трех степеней сложности, по видам – угловой, круговой, прямоугольный и двухсторонний, что принцип образования пены для тушения огня тот же, что и шампуня, а пожарная машина вмещает 3,5 тонны воды, которой достаточно, чтобы залить девятиэтажный дом. А еще узнала, что пожарные – одни из самых суеверных людей. Если речь заходит о пожаре, они приговаривают: «Не дай Бог!» – и стучат по дереву.
Отдежурив смену, прочно утвердилась во мнении, что работа у пожарных тяжелая и изматывающая. А еще ответственная. Тут уж не до сна.
С нетерпением ждала ночного дежурства: уж ночью-то должно было что-то загореться.
Но на вызов мне выехать так и не довелось. Да, скорее всего, это и к лучшему: значит, в этот день город миновала хоть одна беда.
Ю. БЕРКУТ.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.