Мастер на все ноты
- Люди нашего города
- 02-06-2005
Сочинительством музыки, наверное, занимался каждый уважающий себя музыкант, пусть даже выучивший наспех несколько аккордов. Играть своё или быть автором того, что играют другие, – штука приятная. Есть люди, которые занимаются этим профессионально. Александр Фёдоров – единственный в городе композитор-профессионал. Писать музыку и учить делать это других – его хлеб. Конечно, в нынешнее время он, как правило, без масла, но настоящий композитор клясть судьбу из-за этого не станет. В 1999 году, после окончания Уфимской консерватории, он вернулся в родной город в поисках работы. И впервые за всю историю области в Орском музучилище открылся класс композиции. Сегодня Фёдоров преподает студентам Орского колледжа искусств и воспитанникам детской музыкальной школы.
– Композитором, наверное, стать тяжело. Сколько надо настойчивости родителей, настырности педагогов, собственной усидчивости, чтобы в него превратиться?
– Как всякий нормальный ребёнок, я с неохотой разбирал тогда все эти диезы-бемоли. Но теперь благодарен и родителям, и всем моим педагогам за то, что получил, как я считаю, хорошее классическое музыкальное образование. Сначала, естественно, была музыкальная школа, потом класс фортепьяно у преподавателя Л. Бабёнышевой, затем консерватория у доцента Р. Зиганова.
– Есть что вспомнить…
– Ну, разумеется, студенческие годы… Многие сокурсники – И. Хисамутдинов, В. Скабелкин, А. Азнагулов – стали известными композиторами. А их ученики лауреаты не только российских, но и международных конкурсов.
– Каковы успехи на ниве сочинительства у нас в городе?
– Несомненно, есть талантливые молодые люди. Уже четвёртый раз в Оренбурге по инициативе Союза композиторов проходит конкурс «Нотная тетрадь». Председатель жюри – профессор Московской консерватории им. Чайковского В. Агафонников. Каждый год орчане занимают конкурсные места. Последний раз отличились мои ученицы из ДШИ № 3 О. Нецветаева и А. Грачёва. Вообще-то, в каждой музыкальной школе есть такие талантливые «звёздочки». И, если всех их собрать, думаю, результаты были бы.
– Кстати, вы ведь со своей ученицей писали музыку к одному из детских спектаклей для нашего театра драмы?
– Актёр и режиссер театра Михаил Козлов предложил мне поработать над музыкальным оформлением к его пьесе для детей. Забавный спектакль под названием «Приключения Фантика и Бантика». Такого опыта сотрудничества ни у театра, ни у меня не было. Коль уж спектакль был для детей, то я решил привлечь в соавторы свою ученицу. Получилось у нас, кажется, неплохо.
– Какие свои произведения вы считает знаковыми, главными?
– Тут, скорее, нужна не моя оценка, а критиков. Если говорить о тех, работа над которыми запомнилась более всего, то это концертная пьеса для контрабаса и фортепьяно «Страхи», увертюра для большого симфонического оркестра, пьеса для струнного квартета «Образы», цикл прелюдий для фортепьяно.
– Кроме сложных произведений, в вашем репертуаре есть и песни. Нужно ли быть классически образованным музыкантом, чтобы писать легкую музыку?
– Я не придерживаюсь мнения, что лёгкий жанр легок. Симфонию можно писать год, но песня должна создаваться быстро, и творческое напряжение при этом очень высоко. Всё, что ты как автор хочешь в ней выразить, надо уместить в 16 тактов. И, с этой точки зрения, легче написать симфонию, там у тебя в распоряжении полчаса звучания, а в песне – две минуты. А ведь сказать, в сущности, надо одно и то же.
– Играет ли роль настроение, когда вы работаете над музыкой?
– В песне настроение задаётся музыкой. Чем точнее автором найдено это настроение, тем песня выходит проникновеннее. И, естественно, в момент написания музыки нужно самому испытывать что-то подобное тому чувству, которое ты хочешь вызвать у слушателя. А чем сильнее переживание – тем задушевнее получается мелодия.
Вообще, лучшие вещи пишутся только под настроение, причем очень быстро, это как естественный выброс эмоций. Когда мелодия рождается в такую минуту, из неё потом невозможно ничего выкинуть и невозможно что-то дописать.
– Что-то сейчас находится в работе?
– К сожалению, сейчас всё больше занимаюсь педагогической деятельностью, а на творчество нужно время.
– Интересно, а какие качества должны быть у композитора?
– Наверное, чувство юмора (помогает в экстренных случаях при симптоме вселенской значимости), искренность (не только в творчестве), профессионализм, здоровая амбициозность, в смысле осознания любого процента своей гениальности, ответственность за жизнеспособность созданных творений.
– Как вы относитесь к популярной музыке?
– Совсем недавно вместе с преподавателем музыкального колледжа Е. Бабушкиным записали мой песенный сборник. Называется «Джокер». В духе дворовой песни 70–80-х, русского шансона. Над этим специально не работаю. Скорее, это хобби. Вообще существует академическая музыка – она ищет новые звучания, тембры, гармонии – задаёт тенденции. И есть прикладная музыка, которая фактически использует те интонации, которые были разработаны академической лет 200 назад. Вообще, хорошая музыка вызывает беспокойство, ощущение, что ты не так живешь, что тебе надо подумать о вечности, о том, какие будут твои дети, что деньги – это не все.
– Кого сами слушаете?
– Так, чтобы назвать одно-два имени – такого нет. Есть музыка, которая ложится на сердце, и та, которая им не воспринимается. Что-то серьезное и ценное, как правило, всегда сначала отвергается и лишь потом, после вслушивания, анализа понимаешь, что это то, что нужно. Очень эмоционально откликаюсь на хорошую эстраду. Люблю джаз, симфоджаз. Очень люблю импровизировать в джазовом, поставангардном стиле.
– Как бы вы описали процесс творчества, с чем бы сравнили?
– Для меня творчество – это, скорее, работа души, нежели ума. Голова – это только технический инструмент для создания чего-то похожего на истинное искусство. А процесс творческий сродни огороду. Сначала пашешь, после сеешь, затем ухаживаешь. А вот всходы – это и есть долгожданный продукт.
– У вас жизнь – сплошная музыка. Не надоедает?
– Есть периоды, когда мне хочется слушать музыку, а есть периоды, когда я слушаю музыку в себе. Музыка не надоедает – достаёт другое. Иногда просто задумываешься – вот сидит человек, пишет какие-то крючочки. Неужели этими крючочками он может что-то для людей сделать? Такие мысли об иллюзорности всего бывают. С ними только музыкой и справишься.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024