РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Город мой тыловой…

– Сестричка, воды! – стонал раненый.
И школьница с тоненькими косичками, которой едва исполнилось пятнадцать, торопилась подать полный стакан.
– Сестричка, напиши родным за меня, – шептал другой, – поди похоронили уже…
И Светлана спешила с чернильницей к очередной койке. И какой же радостью светились глаза раненого, когда приходил долгожданный ответ! «У тебя, Светланка, рука легкая, кому ни напишешь, обязательно откликнутся», – говорили выздоравливающие, считая ее своим маленьким талисманом. А ей бы – за школьную парту. Но в школе № 63 разместился очередной эвакогоспиталь, и ученики все, как один, добровольно взяли шефство над тяжелоранеными.
– К каждой палате прикрепляли, как правило, не более трех школьниц. А пациентов – всемеро больше. Но ничего, мы управлялись. Помогали больным подниматься с кровати, делали им перевязки, мыли полы в коридоре, стирали окровавленное белье, – вспоминает Светлана Михайловна Савостицкая. – А еще по вечерам устраивали настоящие концерты самодеятельности, хоть так стараясь скрасить нелегкую госпитальную жизнь. Я пела дуэтом с подругой Шурой Руденко. Солдаты обычно благодарили: «Ну, девчата, снова подняли нам настроение, даже жить хочется». Помню, среди них был один белорус. Как-то пришла ему весточка о том, что немцы сожгли родную деревню и вся семья погибла. Так он поначалу жить не хотел. И только с нашими песнями понемногу оттаял.
А вскоре Светлану пригласили кассиром на почту. Так и пошло: днем – на работу, вечером – в школу. Доучиваться пришлось, что называется, без отрыва от производства. Но Савостицкая, по ее словам, вовсе не была приятным исключением. Необыкновенной тягой к знаниям отличался, и это, без преувеличения, практически любой школьник той военной поры. Каждый из них свято верил в то, что хорошо выученный урок тоже ускорит победу над врагом. Однако на одной учебе энтузиазм не заканчивался.
– Не помню, какой это был год, 1942-й или 1943-й, но по радио утром объявили, что железнодорожный мост через Урал сильно разрушен, нужны добровольцы, чтобы срочно восстановить железнодорожное сообщение. К месту аварии я прибыла одной из первых. В дело пошло все, что было под рукой: камни, доски и даже бревна. Как говорится, хлебнули лиха, но менее чем через сутки эшелоны пошли на фронт. Мы, комсомольцы, были счастливы оттого, что хоть немного смогли приблизить день Победы.
Или другая история. В одну из зимних ночей 1944-го над городом разыгралась настоящая метель. Сугробы намело метровой, если не больше, высоты. Но снег все не прекращался. По радио вновь забили тревогу. На сей раз добровольцев ждали на станции Никель, где надо было срочно расчистить железнодорожные пути. Работали лопатами изо всех сил. Но стоило обнажить рельсы, как метель вновь накрывала их снежным одеялом. И так было до утра, пока метель, наконец, не улеглась.
И вот он, долгожданный День Победы. Вслед за этим – успешное окончание школы. Светлана сразу же поступила в педагогическое училище. Распределилась в одну из школ отдаленного Домбаровского района. Вскоре познакомилась с Антоном Антоновичем Савостицким. Вышла замуж. Молодожены не раз и не два меняли место работы, пытаясь найти счастье на необъятных просторах страны, но, в конце концов, вернулись в Орск. Муж получил диплом педагогического института, и Светлане, естественно, не захотелось отставать. Вот уже 35 лет она, дипломированный педагог, обучает ребят математике в школах № 5, 21 и 51.
– Своим многочисленным ученикам прежде всего стараюсь привить чувство дружбы. Время от времени напоминаю, что только сообща, собрав силы в один кулак, мы смогли не только выстоять, но и победить в Великой Отечественной. Учитесь, говорю, ребята, на опыте нашего поколения.
А на прощание добавила:
– Очень надеюсь, что ужасы войны никогда больше не повторятся. До сих пор мысленно возвращаюсь в тот самый госпиталь. И окровавленные бинты, и стоны раненых, наверное, еще долго будут будоражить мой без того не очень спокойный сон…
Л. НУРЖАНОВА,
выпускница школы «Репортер».

Материалы по теме

Город мой тыловой…

– Сестричка, воды! – стонал раненый. И школьница с тоненькими косичками, которой едва исполнилось пятнадцать, торопилась подать полный стакан. – Сестричка, напиши родным за меня, – шептал другой, – поди похоронили уже… И Светлана спешила с чернильницей к очередной койке. И какой же радостью светились глаза раненого, когда приходил долгожданный...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.