РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Нашим бы почтальонам сапоги-скороходы

«Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?..» Ну, конечно, это он, это орский почтальон. Как и в старые добрые времена, он по-прежнему каждый день приходит в наш дом, вот только сумка его стала значительно тоньше.Что мы знаем о работе почтальона? Представления самые общие: прошелся по домам, разнес газеты, письма, иную корреспонденцию, и свободен. Все очень несложно и однообразно. Но так ли это на самом деле? В канун профессионального праздника почтовых работников наш корреспондент решил повесить на плечо «сумку на ремне» и влиться в племя орских почтальонов.
Для посетителей почтовые отделения открываются в 9 часов, но для их работников рабочий день начинается в 8 часов. Операторы занимают свои места у компьютеров, почтальоны устраиваются у сортировки – это такие стеллажи с ящичками, куда надо разложить всю поступившую накануне или рано утром корреспонденцию. А еще ее надо расписать по участкам и заполнить соответствующие бланки и документы. На все это уходит около часа. Потом почтальоны отправляются на свои участки.
В почтовом отделении № 8, что на вокзале, работают восемь почтальонов, значит, и участков восемь. Трудятся здесь, как, впрочем, и во всех почтовых отделениях города, преимущественно женщины. Именно на их хрупкие плечи ложится тяжесть толстых сумок на ремне. Вернее, так было. Сумки как атрибут профессии имеются у почтальонов и сейчас, но мало кто ими пользуется – уж слишком они велики для нынешних объемов почтовой корреспонденции. Люди стали меньше выписывать газет и журналов, реже писать друг другу письма, отправлять посылки и бандероли. Но не потому, что читать разучились или стало лень, а родственников, кому можно было написать или посылочку к дню рождения отправить, стало меньше. Просто жизнь стала дороже, и почтовые услуги в цене резко поднялись.
Итак, вся корреспонденция разложена, и мы вместе с почтальоном Коренковой идем на ее участок. Ирина Николаевна работает почтальоном 10 лет, дело свое знает. Сложив в сумку увесистую пачку газет и пару десятков ключей, мы направляемся по маршруту. А включает он улицы Станционную, Просвещения, Вокзальную.
– Никогда не думала о работе почтальона, – делится со мной Ирина Николаевна. – Но вот пришлось. Многие думают, что работа наша легкая, но это не так. Раньше сумки тяжеленные таскали, журналов много люди выписывали. Сейчас их меньше, но добавились другие услуги, так груз приличный. К тому же весь день на ногах: бывает, что за день по одному и тому же адресу несколько раз в день ходить приходится. Летом от жары изнываешь, зимой в стужу и метель пробираешься, а по весне и осени на многих улицах грязь непролазная. А бывает и того хуже: как стали мы пенсии разносить, участились случаи нападения на почтальонов.
Летом времени на то, чтобы разнести почту, уходит меньше – двери в подъездах чаще всего открыты, зимой без ключей в дом не попадешь.
Заходим в подъезд, поднимаемся на второй этаж. Большинство почтовых ящиков распахнуто настежь. Воровство газет заставляет многих отказываться от услуг почты. Чтобы предотвратить эти случаи, почтальоны раскладывают газеты по-своему. У каждого, как говорится, свой почерк. В хорошую погоду почтальона жильцы встречают у подъезда, и тогда газета попадает прямо в руки.
Почтальона многие знают в лицо, встречают как родного, а вот посторонний вызывает настороженность.
– Это новенькая? – поглядывая на меня, интересуются пенсионеры.
– Ирина, ты что, уходишь от нас? – волнуются старушки.
– Что вы, куда ж я от вас, – успокаивает их Ирина Николаевна. – Это корреспондент из газеты. Будет писать о работе почтальона.
– Правильно, – одобряют жильцы. – Мы очень довольны нашей Ириной.
Долго разговаривать с пенсионерами у почтальона нет времени: перекинувшись парой фраз, идем дальше. На то, чтобы разложить газеты в одном подъезде, почтальону надо всего 2-3 минуты. А вот заказные письма и уведомления следует передать лично в руки. В ближайшем времени одной росписью в бланке не обойдешься – придется указывать все паспортные данные. Поднимаемся в квартиру, звоним. Дверь открывает заспанный мужчина в нижнем белье.
– Отсыпается после ночной смены, – поясняет Ирина Николаевна. А я делаю для себя вывод, что почтальон знает о своих подопечных практически все.
Если почтальону надо доставить адресату письмо из Пенсионного фонда, налоговой инспекции, банка и т. п., то его в ящик не положишь, надо передать лично в руки. Днем застать жильцов трудно, поэтому с такой корреспонденцией приходится прийти по адресу несколько раз.
Услышав звук открываемых почтовых ящиков, на лестничную площадку выходит мужчина.
– Здравствуй, Ирочка! У меня есть 12-й номер «ЗОЖ», а 11-го нет.
– Как так? – удивляется почтальон, – я ведь его, Михаил Петрович, приносила. Проверю.
Только мы начали спускаться, как Михаил Петрович вынес нам горсть конфет: «Угощайтесь, девочки».
В течение всего хождения в народ не устаю удивляться памяти Ирины Николаевны. Столько надо разнести корреспонденции, а она помнит все, даже такие мелочи.
– Это уже профессиональное, – замечает она. – Порой сама удивляюсь.
– А какие газеты большим спросом пользуются?
– В основном выписывают местные. Некоторые читают «Советскую Россию», «Российскую газету», «ЗОЖ», «Комсомольскую правду»…
Опустив последнюю газету в почтовый ящик, возвращаемся на почту. Вся процедура заняла около полутора часов.
– Потому что газет немного, – поясняет почтальон. – Раньше на это больше времени уходило.
Да раньше газеты и журналы дешевле были, поэтому и выписывали больше. А если говорить о местных, то у почтальонов резко поубавилось работы, когда «Орская хроника» организовала альтернативную подписку. Теперь половину тиража курьеры разносят.
Вернувшись в отделение, Ирина Николаевна пошла получать деньги: впереди выплата пенсий. Пока она получала деньги, я присела на стул – у меня появилась возможность немного передохнуть.
– Устала? – спросила, вернувшись, Ирина Николаевна.
– Немного, – отвечаю. А про себя подумала: «Я только на один день почтальоном стала, а если каждый день столько километров протопать, да еще по жаре»...
Пользуясь временной передышкой, разглядываю помещение. В углу стоит шкаф, в нем спецодежда почтальона: куртки, сумки, сапоги, валенки. Специальными сумками почтальоны редко пользуются, и мы уже говорили, почему. А вот спецобувь край как необходима.
– Обувь – это наша головная боль, – поясняет Ирина Николаевна. – Сапоги сорок последнего размера, неудобные. А постоянная быстро изнашивается. За лето, минимум, одна пара «улетает».
Немного передохнув, вновь выходим на участок. Звоним в дверь. Открывает пожилая женщина.
– Ирочка, ты сегодня не одна?
– Со мной корреспондент из газеты.
Быстро отсчитав нужную сумму, Ирина Николаевна говорит: «Пересчитайте».
– Мы тебе доверяем, – звучит в ответ. И в мою сторону: «Сколько с нами работает – ни одного конфликта, только благодарности». К слову, благодарности от жителей поступают в адрес всех почтовиков восьмого отделения.
Дверь очередной квартиры уже открыта: нас явно ждут. Вот и хозяйка. Заводит разговор о своем житье-бытье.
– Лидия Ивановна, хозтовары покупать будете?
– А что у тебя сегодня?
И уже мне: «Я из дома почти не выхожу, вот раз в месяц и покупаю самое необходимое».
В очередной квартире живут бабушка и внук. Едва открылась дверь, пахнуло резким неприятным запахом. В квартире беспорядок, который редко увидишь. А такое количество мух еще поискать…
– Как вы это переносите? – спрашиваю Ирину Николаевну.
– А куда деваться? Это моя работа.
– А еще какие неприятности бывают?
– Собаки кусали, но это нередко с почтальонами случается. Особенно с теми, кто частный сектор обслуживает.
Раздав первую порцию пенсии, возвращаемся на почту. Время близится к обеду, солнце палит нещадно. Запутавшись в домах и подъездах, не сразу соображу, где здание почты.
Самые напряженные дни в работе почтальона – первая половина месяца, когда надо разнести все платежи. А если еще задерживается доставка денег на пенсии, то приходится задерживаться до позднего вечера.
Каждый, кому мы в этот день заносили пенсию, задавал один и тот же вопрос: «А кто это с вами?» И я заученно отвечала: «Корреспондент из газеты. Пишу о работе почтальонов». К концу уже язык стал заплетаться от этой фразы.
Хочется поскорее раздать деньги и отдохнуть. А Ирина Николаевна находит время поговорить с каждым. Она знает про своих пенсионеров все: как зовут родственников, кто чем болеет, кто женился, а кто развелся… Для одиноких почтальон – и психолог, и собеседник.
Заходим в последнюю квартиру. Но традиционного вопроса в мой адрес: «Кто это?» – не последовало. Решила спросить сама: «Вас не удивляет, что нас двое?»
– Нет, – отвечает пожилая женщина, – соседи уже рассказали, кто вы и откуда. Хотите компотика?
Выпив по кружечке, выходим на улицу. Время перевалило далеко за полдень. На сегодня рабочий день закончен. А завтра все повторится. И вновь Ирина Николаевна услышит от старушек на лавочке у подъезда: «Здравствуй, Ирочка!»

Ю. БЕРКУТ.

Материалы по теме

Нашим бы почтальонам сапоги-скороходы

«Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?..» Ну, конечно, это он, это орский почтальон. Как и в старые добрые времена, он по-прежнему каждый день приходит в наш дом, вот только сумка его стала значительно тоньше.Что мы знаем о работе почтальона? Представления самые общие: прошелся по домам,...

Смешались в кучу «кони», люди…

Хорошую игру придумали любители острых ощущений: 1,5 тысячи метров с натянутыми нервами, в бешеном темпе крутых виражей, в ревущем автомобиле. Полторы минуты бесконечных поворотов по пыльной грунтовке, а затем – по еще более ненадежной колее из гравия на «разлохмаченной» вдребезги резине дарят чувство победы над собст-венной осторожностью. В секунды сумасшедшей...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.