Все мы плывем в одной лодке под названием «Город Орск»
- Экономика
- 13-07-2005
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ» ПРОСТО ТАК НЕ ДАЕТСЯ
Люблю бродить по улицам родного города. Если внимательно присматриваться, то в облике его каждый раз можно обнаружить какие-либо перемены, радующие глаз или дающие повод для размышлений. В этом году – юбилей Орска, а это значит, что к празднику он обретет новые и, должно быть, прекрасные черты. Но к хорошему быстро привыкаешь, и оно становится незаметным. Вот еще год-два назад в дождливую пору в районе рынка «Авангард» буксовали в грязи, «захлебывались» в огромной луже легковые автомобили, а пешеходы могли преодолеть препятствие только вброд. Сейчас улица Станиславского и тротуары на этом участке оделись в добротный асфальт.
Прохожу мимо утопающего в зелени, прекрасно ухоженного сквера Славы. Он давно уже стал достопримечательностью города. Выхожу на проспект Мира и иду от «Авангарда» до «Комсомолки». Еще каких-то лет пять назад в плане благоустройства этот микрорайон напоминал 60-е годы. А теперь у него вполне современный вид. У многих орчан здесь любимое место для прогулок. Трогает душу шелест прекрасных березовых аллей, приятны глазу со вкусом отделанные фасады магазинов. Широкие и ровные, как стекло, тротуары придают проспекту грандиозность и величие. А ноги так и тянет к добротным, удобным лавочкам.
С чего это я обращаюсь к вещам общеизвестным? Пожалуй, чтобы утвердиться в своем мнении и обратить к нему внимание других: не так уж все плохо в нашем общем доме, и мы должны, если не преумножить, то хотя бы сохранить все лучшее, что имеем. Не случайно же в 2001 году орские коммунальщики стали победителями Всероссийского конкурса на лучшее предприятие ЖКК и завоевали «Гран-при» «Золотой ключ». Конечно, в огромном городском хозяйстве можно найти немало изъянов, негативных моментов. И в рубрике «Письма без ретуши» газета постоянно дает слово читателям. Но надо же поговорить и о позитиве в благоустройстве города, о чувстве общежития, патриотизме, наконец, – то есть любви к своей малой родине.
«КОРАБЕЛЬЩИКОВ» МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ
Иногда представляю город огромным морским судном. Медленно движется оно в океане житейских будней. Случается штормовая погода: корабль покачивается, но уверенно держит курс на дальние страны, которые манят нас своей неизвестностью и надеждой на лучшую жизнь. Все пассажиры этого рейса – мы с вами, население города, а в составе корабельной команды – в основном коммунальщики. Это они отвечают за наше жизнеобеспечение и создают комфорт путешествия. Но и от нашего с вами поведения тоже зависит – не даст ли судно крен…
Коммунальные службы. Что мы знаем об их жизни? Кто сегодня работает в этой сфере? Где взять, скажем, квалифицированного слесаря-сантехника, специалиста по обслуживанию жилья? В лицеях и техникумах нет такого профиля. А уровень зарплаты – ниже среднего. Думаю, ситуацию, в которой коммунальщики пребывают многие годы, орчане все-таки недооценивают. Ругать-то легче, а войти в положение дел многим недосуг. Но это тема для отдельного разговора. «Корабль» наш плывет, и «корабельщики» делают свое дело. Впереди порт «270-летие Орска». Надо готовиться к причалу.
По словам начальника городского коммунального хозяйства А. Савченко, при всей скудности финансирования на благоустройство направлено больше усилий, чем в прошлом году. К празднику надо, прежде всего, украсить лицо города – его дороги. Их содержание требует значительных объемов затрат. На эти цели направлены 15 млн. рублей из городского бюджета, и 20 млн. дает область. С начала сезона уже выполнены 60 тыс. кв. м ремонта автодорог. Для сравнения: за весь прошлый год отремонтировано чуть более 70 тыс. кв. м. Работы продолжаются полным ходом. Идет к концу капремонт объездной дороги (между малым мостом и пл. Гагарина). Специалисты заверяют, что асфальтовое покрытие будет служить лет 8–10. На днях начнут приводить в порядок ул. Краснознаменную. На очереди – ул. Пацаева, Урицкого, Николаева и ряд других. Ремонтом намечено охватить большую часть города, что позволит привести уличную сеть в нормальное состояние.
Идет к концу реконструкция трамвайных путей. Заменены рельсы по пр. Ленина на участке от ул. Московской до ул. Суворова. В июле эти работы будут завершены.
Можно заметить, что в последнее время город стал немного чище. В чем тут дело? Оказывается, в текущем году коммунальное хозяйство взяло на себя обслуживание всех дорог, улиц. С районов эта функция снята. Коммунальщики, в свою очередь, согласно решению городских властей привлекают к уборке арендаторов или собственников помещений, переведенных из жилых в нежилые, так называемых субабонентов. Они обязаны за свой счет облагораживать прилегающую территорию в пределах зоны санитарной ответственности. Таких объектов более тысячи. Кто-то справляется своими силами, а кому-то удобнее за небольшую плату заключить договор на санитарную уборку с коммунальщиками. Конечно, централизованно, в единой технологической цепочке такая работа проводится более качественно.
Заключение договоров активно ведет, к примеру, МУП «КЖХ». Комбинат привлек к решению этой задачи почти половину своих подопечных. Однако немало есть и нерадивых хозяев, что сказывается на санитарном состоянии города. Ведь там, где договоры не заключены, наведение порядка производиться не будет. Административные комиссии районов привлекают субабонентов к административной ответственности, накладывают штрафные санкции. Задуматься бы таким иждивенцам: какая мне честь, если я не чту родного города?
Понемногу приводятся в нормальное состояние мусорные площадки в муниципальном жилом фонде. Здесь тоже нововведение. Отходы вывозят теперь только работники управляющих компаний. Прежде этим занималось еще и спецавтохозяйство. Два хозяина пеняли друг на друга. Сейчас – не на кого. И порядка стало больше. А вот в частном секторе есть еще проблемы. «Спецавтотехуправление» обслуживает 800 контейнерных площадок. По нормативам полторы тысячи контейнеров необходимо чистить один раз в 2-3 дня, но приходится делать это чаще, и все равно случаются нарекания населения. Хорошее подспорье в этом вопросе оказывает фирма «Благоустройство». За короткий срок ею убраны 20 самовольных свалок в городской черте.
Большие неудобства орчанам и дисгармонию в облике города вызывают перекопанные участки, оставленные по окончании работ, выполнявшихся энергетиками, связистами, специалистами водоканала и теплосетей. В нынешнем сезоне таких мест более 900. И только 230 из них приведены в порядок. Утешает лишь то, что все перекопы – на контроле у коммунальщиков и последствия их будут устранены.
Нельзя не заметить богатый цветочный наряд улиц, площадей и дворов. Многие частные лица выразили желание принять участие в городском конкурсе на лучший цветник. А для МУП «Зеленхоз» цветочная страда – привычная работа. Им в этом сезоне посажены цветники на площади 11 тысяч кв. м. Живые ковры украсили парк Малишевского и ЦПКиО, пл. Шевченко, скверы Пушкина и Б. Хмельницкого и многие другие людные места. Почти полтысячи клумб организовали управляющие компании. По городу можно увидеть целые каскады цветников. Прямо-таки утопает в цветах участок ул. Станиславского от Дворца спорта «Юбилейный» до Дворца пионеров. Такая же картина в новом микрорайоне по ул. Добровольского. Вот только все ли мы понимаем, во что обходится содержание зеленых насаждений? Ведь каждый день они требуют ухода. Надо оплатить труд людей, воду, поливочные машины…
Неудивительно, что из тех средств, которые поступают предприятиям ЖКХ на содержание и обслуживание жилого фонда, 30 процентов тратятся на благоустройство и санитарное состояние. ООО «Коммунальщик», к примеру, за полгода на эти цели израсходовало 1,5 млн. руб.
Один из важных элементов благоустройства – наружное освещение. Положение в этом вопросе, несмотря на кражи проводов, пусть и медленно, но улучшается. Количество световых точек возросло до 5 тысяч. Хотя в прежние времена их было значительно больше. В текущем году на реконструкцию и восстановление наружного освещения запланированы 4 млн. руб.
БЕЗ ПРОГРАММЫ КАК БЕЗ ВОДЫ…
К 270-летию Орска намечено провести 337 мероприятий по благоустройству города, 56 из них – силами коммунальных служб. Надо отдать должное коммунальщикам – поставленные задачи они выполнили на 70 процентов. Хотелось бы надеяться, что улучшение условий среды обитания не станет временной кампанией. И в связи с этим орчане вправе задать вопрос: «А существует ли долгосрочная программа благоустройства города?» К сожалению, таковой не имеется. Как объяснил начальник городского коммунального хозяйства Савченко, причина кроется в неустойчивом финансировании этой сферы жизни.
Однако отсутствие перспективного планирования, на мой взгляд, является упущением городских властей. В программе должна быть отражена концепция благоустройства. Одним из ее направлений могло бы стать взаимодействие исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, общественностью города, а значит, с каждым из его жителей. Не видно пока активного развития в городе территориальных общественных формирований: домовых и уличных комитетов, советов микрорайонов, товариществ и так далее. А ведь во многих городах самоуправление жильцов стало весьма эффективным инструментом для того, чтобы устроить жизнь в своих домах и дворах так, как хочется. С выходом в свет нового Жилищного кодекса особенно возрастает роль объединения интересов соседей.
Совместными усилиями многого можно достигнуть. Достойный тому пример – разработка проекта реконструкции проспекта Ленина на участке от Комсомольской площади до площади Шевченко. Как мы уже сообщали, полсотни предпринимателей – владельцы магазинов и офисов – согласились взять на себя львиную долю затрат на благое дело.
Переместимся в другой конец главной улицы города. На дворовой территории по пр. Ленина, 82а, строится торговый комплекс. И как приятно, что владелец его одновременно благоустраивает двор, прокладывает дорогу. В Орске немало инициативных, деловых людей. Надо только почаще говорить о них, и за ними потянутся другие. Среди активных жильцов – Л. Лапшина, В. Лангер, Л. Рафикова, Н. Горелова, С. Кавердин, А. Малаева. Они обращаются в коммунальную контору со своими предложениями по благоустройству дворов, участвуют в организации субботников, сажают цветники, обкапывают палисадники, восстанавливают турникеты, красят малые архитектурные формы. Словом, вносят посильный вклад в общее дело. Вот объявлен городской конкурс на лучший подъезд. В августе мы назовем победителей. Но многие орчане и без того стремятся создать вокруг себя комфортную среду. Как приятно, когда люди хотят, чтобы у них была не только хорошая квартира, но и подъезд хороший. И заботятся о нем. И вход в дом у них будто своя, личная территория: коврики, цветы, занавески. Жильцы друг друга знают, ходят в гости. Не зря же говорят: сосед ближе родственника.
КАЖДОМУ ДВОРУ – ПО ФОНТАНУ…
В прошлом году «ОХ» писала о предпринимателе из поселка прицепостроителей. Жители 7-го микрорайона не перестают восхищаться заботой этого человека об окружающих. Открыв в жилом доме магазин «Ветеран», бывший начальник цеха ОЗТП, инженер-машиностроитель Д. Ахметшин построил рядом настоящий чудо-городок для детей. Заасфальтировал площадку, соорудил фонтан с бассейном, посадил сотню деревьев, разбил цветники, установил лавочки, песочницы. Организовал прокат велосипедов для детворы…
Конечно, на все это потребовались немалые средства. А вот у жительницы дома № 41 по ул. Короленко (к сожалению, не удалось узнать ее фамилию) нет денег для устройства зоны отдыха. Да и руки приложить к благоустройству двора не может (она инвалид, на костылях), но доброе сердце не давало покоя, и тогда родилась идея организовать соседских ребятишек на посадку цветников. Юный народец с удовольствием откликнулся на ее предложение.
На фоне такого энтузиазма совсем непристойным выглядит множество фактов варварского отношения к газонам и клумбам со стороны автовладельцев. Это настоящая беда. Почти в каждом дворе на зеленой зоне, на газонах стоит автотранспорт. И в некоторых дворах уже ни травинки. Машины уничтожили зелень, да так, что теперь там уже ничего не посадишь. Жильцы пишут жалобы, выезжает комиссия, но, как правило, мало что меняется. Дело в том, что серьезных санкций к нарушителям порядка не применишь, нет соответствующих законов. И тут может помочь только жесткая, неравнодушная позиция общественности, самих жителей двора к владельцам колес, не соблюдающим элементарных правил общежития. Ну, как, к примеру, можно расценить следующий факт? За последние две недели во дворе дома по пр. Ленина, 84 б, коммунальщики трижды устанавливали турникетные ограждения, но жильцы-автомобилисты трижды уничтожали их. А ведь каждый турникет стоит порядка 60 тысяч рублей.
Несмотря ни на что, город наш понемногу хорошеет. И, если каждый из его жителей внесет хотя бы малую толику посильного труда, инициативы, Орск превратится в цветущий город, где легко дышать, приятно жить, работать и растить детей.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024