Город – проблемы – решения
- Власть
- 24-09-2005
В прошлой беседе с Анатолием Александровичем Измайловым мы пытались выяснить, почему он решил в главы города податься. Что им движет? Власть? Деньги? А если не то и не другое, если ему действительно за город обидно, то где гарантия, что с его приходом что-то изменится? Сегодня мы говорим именно об этом.– Анатолий Александрович, мы с вами остановились на том, что вы пообещали: в случае вашего избрания на пост главы города наша жизнь через полтора – два года в корне изменится к лучшему. Вы, что, волшебник?
– Даже не думал им стать. А если серьезно… Я реалист, практик, никогда не давал пустых обещаний. Просто я знаю, с чего начинать, что в первую очередь требует кардинальных перемен.
– Так откройте нам эту великую тайну…
– Вы напрасно иронизируете. Да и тайна эта лежит на поверхности. Как вы думаете, почему при одних и тех же условиях одно предприятие процветает, а другое еле сводит концы с концами? Один город развивается, а другой умирает?
– Ну, это на уровне арифметики. Конечно, от того, кто стоит у руля. От того, что за человек и для чего он в этот руль вцепился.
– Ну, вот вам и вся тайна. Когда я говорил, что через полтора – два года люди почувствуют изменения к лучшему, я имел в виду не только ощутимые результаты в натуральном выражении. Это важно, но самое главное – люди должны ощутить, что администрация перестроилась, изменились подходы к работе. Что чиновники находятся на службе у горожан, а не наоборот.
Ведь сейчас как: пришел человек в администрацию города, весь день пробегал по кабинетам и ничего не решил. Не будет такого.
Что такое муниципальная власть? В моем понимании это та власть, которую, мягко говоря, можно потрогать. Когда человек пришел в администрацию и быстро и эффективно решил свои вопросы. В рамках закона, конечно. И ни у кого из чиновников и в мыслях не будет, что его должность позволяет дополнительно к окладу подзаработать.
– Разгонять начнете?
– Зачем разгонять? В аппарате администрации много опытных, толковых, умных кадров. Многих из них я знаю. Надо только так построить работу, чтобы их опыт, знания работали на благо города. Эффективно работали.
И команда должна быть, а не так, когда за пять лет на каждой должности по три зама сменились.
А чтобы взяток не брали, надо самому не брать и пресекать малейшие попытки. Строго пресекать, чтобы остальным неповадно было. Вот тогда и брать не будут.
– Вот вы сказали: не горожанин для чиновника, а чиновник на службе у горожанина. А возможно ли это хотя бы в принципе?
– И в принципе возможно, и на практике. Вы же сами сказали: все зависит от того, какие люди у руля стоят. Так вот я сделаю так, как сказал.
– И как же это будет выглядеть на практике?
– Таких примеров масса, ну, к примеру, самый простой, так называемый принцип одного окна. Пришел в один кабинет, сдал все необходимые документы, а через неделю – две (это будет указано) приходи за готовыми. И пусть чиновники сами по кабинетам бегают, друг у друга документы заверяют, печати, подписи собирают.
Сейчас сплошь и рядом все наоборот. Народ бегает, потому что ему без справки и согласований шагу не ступить. А чиновники тянут: приходите завтра. А то и вовсе от ворот поворот.
Когда я бываю в здании горадминистрации, не перестаю удивляться. Когда я там работал, народу в коридорах, кабинетах – как в Смольном в революцию. Сейчас – тишина, как в профилактории. А все почему? А не нужен народ администрации. И люди это очень хорошо чувствуют. Один раз пришел предприниматель с какой-то идеей, второй, а ему – иди, не мешай работать. Он пойдет и больше не придет.
Тут недавно один предприниматель рассказал мне, как пришел в горадминистрацию и предложил построить в городе детский развлекательный центр. В нем и магазин детских товаров, и детский досуг, и кафе, одним словом, как в больших городах – пришел всей семьей, покупки сделал и отдохнул. А ему в администрации в ответ – нельзя. «Почему?» – спросите вы. Он тоже спросил. А ему опять: нельзя. Да я на помойке построю, вдоль лесопосадки, все засыплю, разровняю, благоустрою, обременение выполню… Все равно нельзя.
Да разве он после этого пойдет в администрацию с какой-нибудь идеей, с каким-нибудь предложением? Никогда. Вот так всех и разогнали, кроме тех, кто нужен.
А ведь должно быть наоборот: администрация должна сама вырабатывать идеи и быть аккумулятором толковых идей, направленных на развитие города. Когда горожане, предприниматели поймут, что в них заинтересованы, им готовы помочь, их готовы поддержать, тогда люди потянутся, поверят власти.
А у нас как: карабкается какой-то начинающий предприниматель, дело свое потихоньку раскручивает… О нем никто не знает и знать не хочет. Как только бизнес развился, стал заметен – а ну иди сюда, господин бизнесмен, давай, вноси свою лепту в благотворительность. У нас тут праздники один за другим…
– Анатолий Александрович, что-то вы все о бизнесе и предпринимателях...
– Я не о предпринимателях. Я о власти, чиновниках, их отношении к горожанам. А предприниматели – это в качестве примера. Хотя почему бы и о них не поговорить.
У нынешней администрации отношение к предпринимателям чисто потребительское, а отношения должны быть партнерскими. Малый и средний бизнес в Орске все более развивается. Не только торгово-посредническая деятельность – многие занялись производством и реализацией своей продукции. А все вместе – это рабочие места и налоги в бюджет. Администрации, которая все время стонет, что у нее денег нет, сам Бог велел с этими людьми дружбу водить. Все наши промышленные гиганты – в чужих руках, а это – наш, местный бизнес и наши люди.
– В вашем ответе магическое слово промелькнуло – деньги. Анатолий Александрович, а может быть, не надо никаких революций? Может быть, не в них суть? И первым делом надо не чиновников лицом к народу поворачивать, а о городской казне позаботиться?
– Ну, что ж, давайте о казне поговорим. Начнем со стенаний администрации. Не знаю, как в первые годы, но в два последних бюджет города был выполнен с профицитом, если проще – доходы превысили расходы. Это что касается нехватки денег. Теперь об их расходовании. Я каждый год с недоумением наблюдаю, как на 110 процентов финансировалась плата за энергоресурсы и в то же время недофинансировались другие статьи расходов. В этом году, наверное, перед выборами перефинансировали другие статьи расходов, а ОЗТП – без горячей воды. Какие-то шарахания. Или другой пример. В 2002 или в 2003 году через казначейство на строительство онкологического диспансера были направлены из федерального бюджета 8 миллионов. Наши власти думали, думали, что с ними делать, и придумали: построили вокруг строящегося лечебного учреждения забор. И автостоянку. Не знаю, кто ее хозяин. А «строящийся» онкодиспансер продолжает разваливаться.
И в том, и в другом случае я бы распорядился деньгами иначе.
Иначе я бы решал и вопрос снабжения больниц аппаратурой и медикаментами. При мне такого не было бы, чтобы неспециалист закупал где-то аппаратуру, а потом приходил к главному врачу и говорил: забирай. А тот в ответ: да оно, вроде, уже устарело, да и нужно мне, в общем-то, другое.
Или лекарства. Нужно не нужно, какая цена – никого не интересует. Хапнули где-то, бери и не рыпайся.
Или питание в тех же больницах. Централизованный закуп. Создали какое-то ООО или МУП, оно и закупает. А я со многими главврачами разговаривал, так вот они недоумевают: как же так? У меня были связи налажены, поставки, мне шли навстречу, как постоянному клиенту дешевле продавали, а что теперь? А теперь дороже, но зато централизованно. Да кому она нужна – такая централизация! Пусть тот же главврач закупает, а чиновник контролирует. Но не указывает. Указывают пусть специалисты, им виднее.
В связи с этим можно создать совет врачей, на котором решать все вопросы по здравоохранению. Вот есть на эти цели столько-то денег, вот наиболее острые проблемы. Давайте вместе решать, что и куда. А не так, как сейчас: келейно где-то решили и сунули, берите.
Я не собираюсь учить врачей, как им лечить людей, но моя задача – создать для этого все условия. То же самое касается и образования. Не мне указывать, как преподавать тот или иной предмет. Но я должен создать условия, чтобы в школе были вода, тепло, чтобы здания не разваливались, а директор, высунув язык, не бегал в поисках унитазов или шифера. Не говорить: ваша школа – это хата с краю, а совместными с директорами усилиями решать все задачи. Чтобы то же управление образования, директора школ чувствовали, что есть забота о них…
Или возьмем спорт. Тот же плавательный бассейн «Дельфин». Пять лет читаю в газетах – все «Дельфин» да «Дельфин», все один миллион ищут на ремонт, где-то потерялся. А я бы уже давным-давно это вопрос решил. Магазины все продали. Я знаю, сколько стоит магазин на том же проспекте Ленина или Мира. А стоит он более 10 миллионов. Один бы магазин продали по реальной цене – и нашли бы деньги. За эти пять лет, что о «Дельфине» говорят, он уже золотым бы стал. И дети бы там плавали, оздоровлялись и не ездили бы тренироваться в Новотроицк. Я такие понимаю подходы.
Много разговоров все эти годы велось вокруг хоккейной команды «Южный Урал». Я не против хоккея. Я люблю хоккей. Но финансирование хоккея из бюджета города – это тупик. Чтобы сохранился хоккей в городе, чтобы команда не плелась в хвосте турнирной таблицы, надо искать спонсоров или хозяина, кто бы финансировал профессиональную команду, как когда-то содержалась «Носта». А деньги из бюджета надо вкладывать в детские спортивные школы. Форма дорогая, детей на соревнования надо возить – и все из кармана родителей.
Или возьмем милицию. Все понимают, что работы им хватает, но, как только разговор о деньгах заходит, ответ один: вы на федеральном финансировании, денег не дадим. А им на этом финансировании машину заправить нечем.
Мы в свое время по-другому эти вопросы решали. Финансирование-то оно федеральное, но милиционеры в нашем городе живут и от преступников нас и наш город охраняют. А УВД в то время в старом здании находилось, дореволюционной постройки. Условий для работы нет, да и снаружи глядеть – срам один. Новое строить дорого. Покумекали, пораскинули мозгами и придумали. То здание, где сейчас УВД находится, принадлежало тресту «Орскжилстрой». Но со временем они оттуда ушли – аппарат сократился, здание содержать дорого. В руководстве трестом были настроения здание продать. Но мы настояли, а самое главное – помогли Управлению внутренних дел его приобрести. Взяли два магазина и отдали их тресту для реализации в счет стоимости здания.
Вот оно, разумное распределение собственности, средств, вот они, подходы.
– Анатолий Александрович, все, о чем вы говорите, это, так сказать, программные заявления, ваши принцип, подходы в решении той или иной задачи. А где же километры, тонны, проценты, квадратные метры?
– Что-то я вас не совсем понимаю…
– Публика желает знать вашу предвыборную программу. Сколько километров дорог отремонтируете, и желательно знать, где, сколько подъездов и каких. А вдруг на какой-нибудь улице планируете водоразборную колонку установить или асфальт положить, глядишь, народ всей улицей пойдет за вас голосовать…
– А разве то, о чем мы с вами до сих пор говорили, не конкретные подходы к решению городских проблем? С анализом, с моим видением решения того или иного вопроса жизни города? Или вам нужны цифры столбиком? Так это текущая, повседневная работа администрации.
Вот сейчас понаехали в наш город разного рода пиарщики из Оренбурга, Челябинска, Москвы, и, поверьте мне, они такие программы нарисуют кандидатам… Но такие рисованные программы – это чушь для запудривания мозгов. Сидит кандидат с пиарщиком перед выборами и сочиняет, против чего он будет бороться в случае своего избрания, а кого защищать. Городские проблемы все на виду, здесь ничего не надо из пальца высасывать. Я их все знаю. И в экономике, и в городском хозяйстве, и в экологии, и в социальной защите, в здравоохранении, образовании, культуре, спорте, в борьбе с преступностью и наркоманией… И избиратели на встречах не дают забывать. А вот подход в их решении у всех разный. У ныне действующей администрации – один, с которым я категорически не согласен, у моих конкурентов по предвыборной борьбе – другой, у меня – третий. Избирателю просто надо разобраться в этом и поддержать того кандидата, чья позиция ему ближе.
– Ну, что ж, в этом есть резон. А чтобы избиратели как можно лучше разобрались в вашем подходе, продолжим разговор о городских проблемах и о том, как бы вы их решали. Но, чтобы не утомлять читателей, – в следующий раз. Вы не против?
– Ничуть.
Беседу вела
Т. БЕРКУТ.
На правах политической рекламы
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
На ОЗТП – новый канализационный коллектор
27-11-2024 -
Орчане могут выиграть до 3000 рублей
27-11-2024 -
Минус 150 подпоров
27-11-2024 -
2025 год может стать поворотным для Центрального парка
26-11-2024 -
Свалкам – бой!
26-11-2024