Материнское сердце разбито войной
- Общество
- 30-11-2005
27 ноября отмечался День матери.
Галина Ивановна Дедушева и Ольга Владимировна Гирина в который раз переступали порог государственных учреждений, чтобы услышать добрые
слова за достойное воспитание сыновей.
И в который раз им приходилось собирать волю в кулак, судорожно глотать воздух, чтобы не расплакаться. Ведь уже никогда им не услышать нежного «мама» из уст своих мальчиков. Сын Галины Ивановны погиб в Афганистане в 1986 г., а сын Ольги Владимировны был убит в 1996 г. в Чечне.
Десять лет разделяют трагедии этих женщин. Две разные страны, две разные войны, две смерти с одним страшным лицом. Галина Ивановна и Ольга Владимировна очень разные. Но две непохожие женские судьбы так одинаково расчерчены жирной чертой смерти на «до» и «после». «До» – живу, «после» – надо жить.
Мама, я вернусь!
На долю Галины Ивановны Дедушевой выпало много испытаний: практически один за другим ушли из жизни сын, муж, мама. Надломленная, она сумела найти в себе силы и устоять под вихрем невосполнимых утрат, одиночества, пустоты.
– Про меня рассказывать нечего. Я такая же, как и все матери, – говорит Галина Ивановна, доставая из шкафа стопку солдатских писем, бережно перевязанную ленточкой, – у меня остался еще один сын, подрастает внучка, живу ради них.
Поднимать сыновей Дедушевым довелось в 70–80-е годы – время светлых надежд на скорые перемены к лучшему и уверенности в завтрашнем дне. Сыновья росли незаметно. Не успели оглянуться, а старший Игорь уже выпускник машиностроительного техникума, продолжатель семейной династии (Галина Ивановна с мужем всю жизнь отработали на машиностроительном заводе).
О войне в Афганистане Галина Ивановна знала, видела по телевизору сюжеты, в которых мимо объективов камер, сидя на танках, проезжали совсем молоденькие солдаты. Однако о том, что беда может коснуться и ее семьи, не задумывалась.
– Когда Игорь пришел в военкомат и стал проситься в Афганистан, его не брали, – рассказывает Галина Ивановна. – Незадолго до этого сын узнал, что в Афган уходит служить его близкий друг. Игорек все повторял: «Я должен догнать Сашку».
Помочь убедить военкома все-таки направить его в Афганистан Игорь попросил отца. В итоге парень был записан «лишним» – на случай, если кто-то из призывников заболеет и не явится на призывной пункт.
В мае 1984-го Игоря призвали, а в ноябре Галина Ивановна получила первое письмо с пометкой «г. Кабул». «У меня все хорошо, – писал сын. – Здоровье нормальное. Только немного простыл, но это ерунда. Больше новостей нет…» Это отрывок из письма, датированного ноябрем 1985 года. Позже Галина Ивановна узнала: накануне сын вывел из-под обстрела колонну, вызвав огонь на себя. Из письма в письмо Игорь писал родителям: «У нас все спокойно. Здесь совсем не стреляют».
Погиб Игорь Дедушев 8 апреля 1986 г. за десять дней до демобилизации. Он очень хотел поскорее вернуться домой: «…Сейчас в свободное время занимаюсь с молодым, готовлю себе замену. Ротный сказал, что меня отправят домой в числе первых. Молодой попался толковый. К приказу я уже сдам ему танк и буду готовиться к дому. Я скоро вернусь».
Игорь погиб во вторник, в четверг цинковый гроб доставили в Орск.
– У меня целый день сердце ныло, – вспоминает Галина Ивановна. – Начальник цеха, заметив неладное, даже домой предложил уйти пораньше. Не успела переступить порог дома, муж заходит. Оказывается, он всю дорогу шел за мной следом, не решался окликнуть. По его глазам я все поняла.
Обстоятельства гибели сына Дедушевы узнали из набранного на печатной машинке письма с подписью командира войсковой части. Фразы выведены, словно под кальку: «8 апреля 1986 года во время боевой операции по захвату оружия и боеприпасов, поступивших из Пакистана, танк, на котором Игорь был водителем-механиком, возглавлял колонну батальона. В ущелье колонна была обстреляна. Основной удар был направлен по головной машине. Когда танк остановился, уткнувшись в скалу, Игорь был уже мертв. Ценой своей жизни он спас жизнь многих солдат. Командование благодарит Вас за воспитание сына... Если мы чем-то сможем заменить Вашего сына, рассчитывайте на нас. За его смерть душманы жестоко поплатятся…» Спустя двадцать лет Галину Ивановну нашел сослуживец сына. Он рассказал, что еще живого Игоря вытащили из танка, но тяжелое ранение в живот не оставило шансов на спасение. Посмертно Игорь Дедушев был награжден орденом Красной Звезды.
В те годы погибших в Афганистане предпочитали хоронить в глубине кладбища. Указывать, где погиб воин, было запрещено. По иронии судьбы последнее письмо от сына Галина Ивановна обнаружила, вернувшись с похорон. Достав конверт со знакомым почерком, она закричала: «Он жив, жив…» Но внизу тетрадного листочка стояла дата – 6 апреля 1986 года. Письмо было написано за два дня до гибели.
В восьмидесятые родителей, потерявших детей в Афгане, никто не поддерживал ни социально, ни морально. «Погиб, защищая интересы страны», – лилось из уст чиновников. Кого в этом винить? Государство? Нельзя. Себя? За что? За то, что воспитывали, учили быть человеком, любить свою Родину? Вот и младший сын Костя, который по закону не должен был служить, по собственной воле ушел в армию. Два года Галина Ивановна не находила себе места, вздрагивала от каждого телефонного звонка.
Как известно, беда любит стойких. Сын, отслужив, вернулся, но в 1992 г. у Галины Ивановны трагически погибает муж.
Время лечит. Боль утихает, превращаясь в почти незаметную, ноющую. Сейчас Галина Ивановна на пенсии. Занимается общественной работой в совете ветеранов машзавода, в совете матерей воинов, погибших в локальных конфликтах. От государства по случаю потери кормильца ежемесячно дополнительно к пенсии получает 2194 рубля. Четыре цифры, в которые уместились двадцать лет жизни ее сына.
Отпуская боль…
Ольга Владимировна Гирина никогда не сидит на месте. Она все время в делах: педагог-организатор центра детского творчества «Искра», активный член общественной организации «Матери против наркотиков», занимается реабилитацией созависимых, читает лекции по профилактике наркомании, алкоголизма, СПИД в школах. Работа с детьми – сфера, в которой Ольга Владимировна чувствует себя как рыба в воде и в которой ей удалось самореализоваться. Это сейчас она, энергично встряхнув головой, заявляет: «У меня все хорошо». А тогда, девять лет назад, боль и обида заставляли выть и лезть на стенку, по капле вытягивали жизненные силы, превращая тридцатипятилетнюю женщину в глубокую старуху. Цинковый гроб с телом ее девятнадцатилетнего сына Дениса Сиволдаева стал одним из первых страшных грузов, пришедших в Орск из Чечни. Ольга Владимировна рано вышла замуж. В 17 лет у нее уже был на руках первенец – сынишка Денис, который рос не по годам серьезным и ответственным. Повзрослев, Денис превратился в настоящего друга и прочную жизненную опору для молодой матери: работящий, сговорчивый, добрый. Служил примером для среднего брата Виталика и практически заменил отца младшему Павлу.
Личная жизнь Ольги Владимировны не сложилась, поэтому в тяжелые девяностые она осталась одна с тремя детьми. Имея за плечами высшее педагогическое образование, работала учителем русского языка в школе. Зарплату задерживали. Нужда заставила пойти торговать на рынок. Но торговля любит «ловких». Ольга обманывать не умела: вкалывая сутки напролет, зарабатывала гроши.
В 1994 г. Дениска устроился работать на ЮУМЗ. Ольга Владимировна тоже сменила работу. Мало-помалу жизнь стала налаживаться, удалось скопить деньги на ремонт. Вдвоем с Денисом отремонтировали кухню. Взялись за ванную. И тут как гром среди ясного неба – повестка.
– Помню, как Денис подошел ко мне и сказал, что завтра его забирают в армию, – рассказывает Гирина. – Я недоумевала, почему так быстро? Сын как будто чувствовал, что не вернется. В ночь перед отъездом он наскоро доклеивал плитку в ванной, чтобы не оставлять мне недоделанной работы.
Проводы получились скромными. Дениса отправили в учебку в Ульяновск. Ольга Владимировна дважды ездила к нему в армию. Первый раз – на присягу, второй – после возвращения из первой командировки в Чечню. Тогда ей клятвенно пообещали, что больше Дениса в горячую точку не отправят.
Похоронку принесла молоденькая девушка. Сухо и нервно сунула в руку, попросила расписаться. «Погиб, выполняя боевое задание». В день похорон гроб вскрыли. На затылке у сына Ольга Владимировна разглядела маленькую красную точку – след от пули снайпера. Гибель Дениса стала ударом для всей семьи. Каждый из домочадцев будто замкнулся в своем горе. Ольга Владимировна днями лежала на диване, смотря воспаленными от слез глазами в потолок. Она на время забыла об оставшихся детях, не могла простить судьбу, государство, себя за потерю сына. Виталик стал еще более молчаливым. Он никогда не доставлял хлопот, а сейчас и вовсе исчез под грузом внутренних переживаний. Сломала смерть брата и маленького Пашу: мальчишка стал хулиганить, прогуливать школу, связался с сомнительной компанией токсикоманов.
Не сойти с ума помогли работа, коллектив «Искры», поддержавший в трудную минуту, появление в жизни людей, благодаря которым многое встало на свои места, вера в Бога. Пришло осознание, что жить нужно дальше. Что она необходима Виталику и Паше. Потихоньку, шаг за шагом удалось вытянуть из трясины младшего. Сейчас Павел работает, без чьей-либо поддержки поступил в политехнический институт. Виталий пошел по стопам мамы: помогает вести общественную работу. Ольга Владимировна снова вышла замуж. В браке счастлива. У нее очень большое и любящее сердце. Материнского тепла хватает не только родным, но и чужим детям: под опекой находится несовершеннолетний мальчишка, не нужный кровным родителям и некоторое время назад стоявший в прямом смысле слова на краю гибели. Ольга Владимировна с мужем смогли помочь парню. Ныне Андрей работает, учится в вечерней школе, о пагубном пристрастии к наркотикам не вспоминает, более того, даже не курит.
– Я научилась бороться, – признается Ольга Владимировна. – И перестала пестовать в себе боль, свято веря в библейскую истину, что Господь дает лишь тот крест, который по силам вынести.
Она не любит вспоминать, как совместно с другими женщинами из совета матерей солдат, погибших в локальных конфликтах, приходилось обивать пороги чиновничьих кабинетов, выпрашивая полагающиеся по закону льготы. Как орден Мужества, присвоенный Денису посмертно, ей не вручили в торжественной обстановке, как должно быть по законам совести и как делают это сейчас, а сунули, словно подачку, две дамы из известного ведомства. Как военком на просьбу помочь с похоронами ответил: «Скажите спасибо, что гроб бесплатно дали». В сердце остались лишь светлые воспоминания о сыне: маленьком мальчике и смелом мужчине, сложившем голову на поле брани. Ведь это она научила его не быть трусом.
(Автор благодарит за помощь в создании материала Управление социальной защиты населения Ленинского района.)
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024