Орск находится в плену у вредных выбросов
- Экономика
- 18-01-2006
На днях к нам приезжают специалисты из Приволжского округа Росгидромета. Местная лаборатория мониторинга загрязнения атмосферы обеспечивает их соответствующими данными регулярно, и здесь к ней претензий нет. Гостей интересует другой вопрос: почему Самара, где миллион жителей, чище Орска, который меньше в 4 раза? Факт противоречит здравому смыслу, и получается, что мы живем в аномальной зоне.А загадка объясняется просто. Н. Щербакова в Гидромете работает четверть века, чуть меньше возглавляет лабораторию и, как говорится, ситуацией владеет. Считает, что за это время качество атмосферы не улучшилось. А на предмет текущего момента отзывается так:
– За 2005-й население сократилось на тысячу человек. Количество выбросов, оказавшихся в воздухе, осталось на прежнем уровне. Следовательно, теперь на каждого из нас их приходится больше.
Если говорить конкретно, вот что сыплется на наши головы и попадает в легкие в течение года. Заметьте, все выбросы обозначены в килограммах. Пыли, причем не дорожной, а из многочисленных труб предприятий – 34,5, диоксида серы – 358,67, азота –16, окиси углерода – 248, углеводородов – 60, фенола – 0,2, серной кислоты – 2,7, сероводорода – 0,2. Если все сложить, выходит по 700 с лишним кило на брата. Среди них содержится бензапирин, не имеющий ни цвета, ни запаха, ни вкуса. То есть мы даже не подозреваем его присутствия. Тем не менее он образуется от сгорания топлива, производства цветной, черной металлургий, а также энергетики. Не обошли нас стороной и тяжелые металлы: магний, железо, кадмий, марганец, медь, никель, свинец, цинк и хром. Их содержание, уместно заметить, не выходит за рамки предельно допустимых концентраций. Однако вреда от них ничуть не меньше, поскольку за десятилетия существования наших славных заводов почва как внутри города, так и за его пределами буквально кишит элементами таблицы Менделеева. Значит, овощи с огородов назвать экологически чистыми никак нельзя.
Правда, некоторые руководители промышленных объектов где надо и не надо не устают напоминать: «Чего же вы хотите, ведь многие кварталы находятся в санитарной зоне. Не надо было туда селить людей». Мол, не докучайте проблемами – не наши они. С такой позицией можно повременить с природоохранными мероприятиями, отгородившись частоколом из разного рода ПД, придуманных вовсе не от хорошей жизни. Вместо того чтобы подумать о своих детях, которым здесь расти. Конечно, если кто-то собирается перевезти потомство в благополучный регион, дело другое. Но поголовно всем не уехать. Более того, специалисты утверждают: даже если вдруг произойдет чудо и вся промышленность остановится, для орчан мало что изменится. Окружающая среда отравлена, и для ее восстановления необходим длительный период. Такова реальность.
– Число автотранспорта выросло на 15 процентов, – замечает Нина Степановна. – Объездная дорога нужна позарез, с ней мы связываем немалые надежды.
Строительство только разворачивается, продлится не один год. Между тем наше здоровье еще ухудшилось. Положение в Орске настолько серьезно, что хуже некуда. Оно не ощущается, пока человек не попал в больницу. Здесь сразу доходит вся пагубность существования в районе, попавшем в настоящую западню. Точнее слова не подберешь. В палате быстро поймешь, что пил не ту воду, дышал не тем воздухом, работал не там. Хотя вариантов, в сущности, не имелось.
– У нас четыре поста наблюдения, – поясняет Щербакова. – Первый расположен в районе станции Орск, третий – возле ТЭЦ-1, четвертый – в Старом городе, пятый – на 240-м квартале. Второй – около никелькомбината – закрыт, но действует ведомственный. Кстати, по нормативам они ставятся на 100 тысяч населения. У нас уважительная причина, несмотря на то, что содержание каждого обходится в миллион рублей. Анализ динамики за последние пять лет показал рост загрязнения пылью, диоксидом серы, оксидом азота, фенолом, аэрозолями серной кислоты, растворимыми сульфатами. Немного скрашивает обстановку отсутствие кислотных и щелочных дождей. Первый выпадал десять лет назад, второй – три, причем его принесло с Магнитки. Он пролился непривычно мутным, поэтому обратил на себя внимание.
Картину усугубляет соседство с Новотроицком. Сегодня предприятия, находящиеся за горой, опять действуют на полную мощность. При западном ветре к нам попадает пыль с металлургического комбината и цементного завода, при северо-западном – с завода хромовых соединений. Она летит далеко, достигая поселка нефтяников и поймы Урала вплоть до Старого города, не говоря о северных микрорайонах. Не остается в долгу и Орск. В нем преобладает ветер восточного направления. В итоге оба города делят 4 и 5 места в Приволжском регионе. Впрочем, орчанам от этого не легче. Да и с природой не поспоришь. Правда, всякую погоду благодатью они вряд ли назовут. Промышленности у нас так много, что она покрывает своей пеленой практически всю территорию. Выбросы с ОНОС ощущаются в 240-м квартале, поселке нефтяников, наКомсомольской площади, с ЮУНК – на улице Строителей, площадях Гагарина, Васнецова и Шевченко, а также в Старом городе. Об ОРМЕТО-ЮУМЗ, механическом и упоминать нечего, они вообще в центральной части. Пожалуй, самым чистым местом является поселок завода тракторных прицепов.
В результате, как ни крути, индустриализация напоминает о себе круглосуточно. Поэтому мы находимся в постоянных лидерах, находясь выше российских показателей загрязнения по фенолу в 4 раза, диоксиду азота – в 2, пыли – в 1,6, сере – в 1,2. Еще недавно сера, если так можно выразиться, соответствовала допустимым пределам. Стоило ЮУНК увеличить производство, она снова напомнила о своем присутствии.
– Меня крайне возмущает множество автозаправочных станций, которые растут словно грибы. Почему-то они открываются без учета мнения специалистов нашей лаборатории, – констатирует Нина Степановна, – еще ни один владелец не обратился за согласованием. Прибавьте сюда автостоянки. Что же такое творится?
Вопросов, к сожалению, больше, чем ответов. Сюда же можно отнести и строительство онкологической больницы, начатое под факелом выбросов из Новотроицка. Кому пришло в голову такое! Ведь по Генеральному плану развития Орска приоритет уделялся азиатской части. Не требуется особой мудрости, чтобы понять месторасположение города. Он находится в низине, с юга от него – очистные сооружения, с севера – никелькомбинат, с востока – ОНОС и ТЭЦ-1, с запада – «Уральская сталь». Безусловно, осада носит серьезный характер, но пора выбираться из нее. Иначе будет поздно.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024