Коммунальный пирог уже поделили, считают частники
- Экономика
- 21-02-2006
ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА?
Я не вижу другого пути, кроме как обратиться в управляющую компанию, которая, по сути, остается монополистом на рынке коммунальных услуг. Частных компаний раз-два и обчелся, и все они словно лилипуты перед Гулливером. Почему же у орчан до сих пор нет выбора? На этот вопрос мы попытались ответить, переговорив с предпринимателями.
Первооткрывателем частного сервиса в коммуналке был А. Ромме, бывший главный инженер водоканала. В оперативное управление тогда передали шесть домов по пр. Ленина, а фирма «Обновление» взяла обязательство выполнять весь комплекс коммунальных услуг, в том числе убирать территорию и вывозить мусор. Частники планировали обслуживать не 6, а 16 домов в другом, более компактном, микрорайоне. Но коммунальщики посчитали, что относительно новые коммуникации для эксперимента не подходят. На том и остановились. Со временем обслуживаемая жилая площадь выросла до 100 тыс. кв. метров. Руководство фирмы сменилось, но «Обновление» оставалось на плаву.
И все бы ничего, только в конце прошлого года управляющая компания «Октябрьская» решила расторгнуть договор с частниками, и вот почему: «Обновление» решило выйти из-под контроля, то есть заключить договоры с жильцами напрямую.
«Директору ООО «Обновление» В. Рат была выдана доверенность, по которой он имеет право представлять интересы МУП «УКЖФ «Октябрьская» на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, выступать с инициативой проведения общего собрания собственников, – пишет директор МУП С. Липатов. – Однако «Обновление», воспользовавшись данной доверенностью и введя собственников в заблуждение, стало собирать подписи в поддержку своей организации. В устной беседе жильцы сообщили, что даже не знали, за что расписывались». Специалисты МУП нашли массу нарушений закона, ссылаясь на то, что общие собрания собственников домов не проводились, протоколы собраний оформлены неправильно, да и вывешенные объявления «идут вразрез с жилищным законодательством». Отсюда вывод – «Обновление» занимается подделкой документов, путем обмана собирает подписи жильцов.
Тут же сказано о заявлениях жильцов с просьбой принять меры к частникам, которые некачественно обслуживают вверенный жилищный фонд, и результатах проверки, выявившей 158 нарушений.
Сейчас сложно разобраться, кто прав, а кто виноват, да и вряд ли возможно: фирма больше не занимается обслуживанием домов. И если существует, то только юридически. Практически все сотрудники «Обновления» дружно перешли в фирму «Сплав-Инвест», которой администрация города доверила обслуживание 97 домов, в том числе 29 многоэтажек.
– Жильцы сами решают, что им необходимо: покрасить дом, отремонтировать лестницу, – говорит директор фирмы В. Никольский. – Нужная для ремонта сумма наберется только в конце года, но мы готовы вложить свои средства, чтобы не упустить время. Можно сделать ремонт на большую сумму. Но в этом случае жильцам придется заключить договор с фирмой не на один год, а на несколько лет. О прибыли можно будет говорить лишь через несколько лет, а пока предстоят солидные вложения.
– Выходит, коммунальный бизнес выгоден, а не убыточен, как нас пытались убедить все эти годы?
– На коммуналке больших денег не сделаешь. Поэтому мы собираемся зарабатывать, в основном, за счет платных услуг, которые предложим жильцам. Если надо, будем мыть полы, ремонтировать подъезды и квартиры, посадим швейцара или консьержку. Вы поймите – нам ничего не надо воровать. Чем качественнее услуги, тем лучше фирме: меньше заявок, затрат. Кроме того, частник просто вынужден работать хорошо, иначе через год жители просто не перезаключат с ним договор.
– А почему бы вам не работать с жильцами напрямую, без посредника – управляющей компании? Сколько она берет за свои услуги?
– 11 процентов от суммы за обслуживание. Это немало, но ситуация такова, что иначе нельзя. Фирма не может заключать договоры непосредственно с каждым жильцом. Ведь все собранные за коммуналку деньги концентрируются на расчетном счете. Кто мне позволит снять средства без гарантий администрации города? Контроль необходим, иначе найдутся аферисты, которые просто захотят воспользоваться деньгами и скрыться. Но было бы неплохо, если бы управляющие компании осуществляли бухучет, аудит, давали юридические консультации, в общем, были более полезны.
– Складывается впечатление, что коммунальная сфера уже поделена, и новичку в этот бизнес не войти…
– Взять несколько десятков домов на обслуживание, думаю, практически невозможно. А обслуживать один или два дома нецелесообразно. Чтобы услуги были качественными, необходима солидная база – техническая и материальная. У «Сплав-Инвест» несколько направлений бизнеса – строительное, медицинское. Другие источники заработка позволят нам несколько лет вкладывать деньги в коммуналку, не рассчитывая на моментальную прибыль. И мне непонятно, когда в этот бизнес пытаются войти на энтузиазме или с 50-100 тысячами в кармане.
ВОПРЕКИ ЛЖИ
О председателе ТСЖ К. Левине и его доме № 44 б, что по ул. Крайней, мы писали. Напомним, что в 1998 г. его избрали председателем ТСЖ, после чего Левин сам взялся за обслуживание дома. Нанял слесаря, сварщика, электрика, разнорабочего, бухгалтера. Со временем удалось приобрести электросварочный аппарат и прочие необходимые вещи. На каждую заявку частники старались реагировать без проволочек. Постепенно сделали ремонт в подъездах, установили счетчик учета холодной воды, облагородили двор – высадили саженцы, завезли качели, песочницы, установили скамейки, урны. На сэкономленные деньги отремонтировали крышу, закупили и установили новое лифтовое оборудование. В общем, навели порядок в доме.
Четырехлетний опыт председателя ТСЖ позволил задуматься о частной коммунальной фирме. Объединение со строительной компанией «Электа 2000», которая много лет занимает ведущие позиции на рынке отделочных и строительных работ, вылилось в учреждение ООО «Уют-Сервис».
– У нас есть все необходимое. Можем начать работу хоть завтра, – рассказывают учредители. – Для начала решили взять на обслуживание пять домов по улицам Крайней, 42, 44, 44 а, Энтузиастов, 4, 4 а, и на их примере показать, как должна работать обслуживающая фирма. Серьезные трудности возникли с оформлением договоров с жильцами. Как выяснилось, люди либо ничего не знают о своем праве выбора, либо напуганы, считая, что частники их точно обманут. Кто-то распространил информацию о том, что при заключении договоров с частной фирмой жители лишатся дотаций, льгот и компенсаций, повысится квартплата. Но частники не могут увеличивать тарифы, утвержденные городским Советом. Вот снижать – могут. Кроме того, сохраняются все льготы и дотации.
В районе работает бывшее МУП, а ныне частная фирма «Надежность». Заключая с ней договоры, многие уверены в том, что доверились городскому предприятию. В ситуации, когда мощным потоком идет дезинформация, сложно убеждать. В настоящее время мы заключили всего 80 договоров. Настораживает и то, что очень мало информации на этот счет, что играет на руку коммунальщикам. Ведь по закону не сделавшие выбор горожане автоматически становятся клиентами управляющей компании. В этом случае не жильцы, а УК выбирает обслуживающую фирму.
В распоряжении ООО «Уют-Сервис» – бригады сварщиков, слесарей, сантехников, строителей, а также грузовая техника, современные инструменты и приспособления. Материальная и техническая база учредителей позволяет работать быстро и эффективно. Более того – оказывать множество дополнительных услуг. Вот только дадут ли такую возможность обманутые жильцы и те, кто крайне не заинтересован в существовании этой фирмы.
НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
Л. Садовников организовал частную коммунальную фирму «Жилищно-коммунальный сервис» три года назад. Начали с четырех кооперативных домов по ул. Новосибирской. Садовников в коммуналке не новичок, все годы работы был так или иначе связан с коммунальной системой. И люди ему поверили: за годы работы хозяйство пополнилось еще на 22 кооперативных дома. Хозяйство очень быстро обросло техникой. Чтобы вывозить мусор, частники приобрели трактор и мусоровоз, и теперь обслуживают не только свои дома, но и заключили договор с двумя школами. «Жилкомсервис» закупил и установил счетчики потребления электроэнергии, в итоге расходы сократились в несколько раз. В настоящее время в подвалах устанавливаются полипропиленовые трубы, что позволит в разы увеличить срок эксплуатации. Работает диспетчерская служба. Частный сервис предусматривает и платные услуги для жителей: штукатурно-малярные работы внутри квартир, замена трубопровода, плотницкие работы и многое другое. В штате есть паспортист, так что проблем с пропиской-выпиской нет. В общем, результаты работы налицо. Однако все это время частникам усиленно вставляли палки в колеса. Чего только стоит двухлетний конфликт с энергетиками, которые в итоге выставили иск о взыскании солидной суммы. Дело дошло до Арбитражного суда. Не будем углубляться в суть конфликта, отметим лишь, что «Жилкомсервис» выиграл дело, но эта «война» отняла немало времени и сил.
Еще в прошлом году Садовников вышел на администрацию города с инициативой взять на обслуживание дома, расположенные в одном микрорайоне. Директор МУП «УКЖФ «Октябрьская» Липатов эту идею поддержал, однако на городском уровне вопрос до сих пор не решен.
– Кто-то просто очень не хочет остаться без работы, – считает Садовников. – Создается впечатление, что микрорайоны уже поделены между частными фирмами, образованными на базе муниципальных предприятий. Простой пример: обратился ко мне председатель ТСЖ по улице Краматорской, 13, с просьбой взять дом на обслуживание. Стал наводить справки о нашей фирме и получил информацию, что «Жилкомсервис» в долгах как в шелках и верить нам нельзя. Хорошо, что люди больше доверяют своим глазам, нежели чужим словам, и не изменили своего решения.
И так, подведем некоторые итоги. В ситуации с коммунальным бизнесом все не так просто, как кажется на первый взгляд. Складывается впечатление, что большой пирог под названием «коммуналка» давно поделен. В самом выгодном положении находятся управляющие компании. Без них не обойтись, а сотрудничество требует затрат. И немалых. В сложившейся ситуации управляющие компании диктуют правила игры, и их нарушение грозит, по сути, потерей работы. Бывшие жилкомсервисы стали частными фирмами и не хотят конкуренции. Дозированное количество информации о новых правах, данных Жилищным кодексом, и их возможной реализации играет на руку управляющим компаниям. В каждом доме примерно 40 процентов квартир – неприватизированных, то есть муниципальных, Чтобы заполучить весь дом (по закону необходимо согласие более половины жителей дома), УК остается заключить договоры всего с 10-20 процентами жителей. А для этого не надо проводить массовые собрания. Ну, а о возможных камнях преткновения на пути в новый бизнес частники рассказали сами.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024