«Каждый волен выбрать»
- Экономика
- 21-02-2006
Свой взгляд на проблему мы попросили высказать заместителя главы города по коммунальному хозяйству М. Лунина.
– Мы работаем, опираясь на закон. Вот с Жилищного кодекса и начнем разговор. Как известно, он предполагает три варианта обслуживания жилья. Жители дома могут создать товарищество собственников жилья, обслуживать дом самостоятельно или делегировать право управления домом управляющей компании, которая нанимает предприятие, занимающееся ремонтом и обслуживанием, что в городе практически уже сделано. По моим сведениям, до 80 процентов собственников жилья такие договоры заключили с одной из трех районных управляющих компаний.
– Сколько сегодня существует частных предприятий, занятых обслуживанием жилья?
– Наверное, так ставить вопрос не совсем верно. Построенные в последние годы дома, где квартиры выкупаются еще при строительстве, кооперативы, построенные десятки лет назад, самостоятельно выбирают формы обслуживания. Кто-то следит за домом сам, создавая ТСЖ с юридическим лицом, кто-то нанимает управляющую компанию.
В городе существует структурная схема, в которой муниципальные унитарные предприятия УКЖФ «Ленинская», «Октябрьская» и «Советская» – основные звенья, с которыми у жильцов существуют договорные отношения. Эти управляющие компании нанимают частные организации, которые заняты обслуживанием жилья. Часть домов обслуживают частные компании, не имеющие отношения к муниципалитету.
– До сих пор считалось, что задача управляющих компаний – следить за сохранностью муниципального жилого фонда, а обслуживанием жилья занимались муниципальные жилкомсервисы (ЖКС) как структурные подразделения этих компаний.
– Бывшие МУП ЖКС переведены в статус обществ с ограниченной ответственностью, то есть стали частными предприятиями. Это нужно для создания конкурентной среды.
– Как будет определяться качество работы бывших жилищных контор, переведенных в общества с ограниченной ответственностью?
– Создадим компьютерную систему контроля. Диспетчер управляющей компании должен принять заявку на ремонт, занести ее в компьютерную программу, автоматически передающую заявку исполнителю. После выполнения работ подрядчик обязан сделать отметку о сроках выполнения. Если будут жалобы от жильцов, тогда по системе штрафных баллов качество работы за месяц, квартал, год будет отмечаться как плохое. Отрицательный результат будет основанием для расторжения долгосрочного договора подряда.
– Но это умозрительная схема, которая в жизни не работает. Для эксперимента я попробовал найти телефон диспетчера управляющей компании через 09, а потом в течение часа не смог дозвониться. Пришлось через приемную узнавать запасной номер телефона. Точно такая же ситуация была и полгода назад. Предлагаемая схема контроля пока дает сбой на самом первом этапе. Как правило, к коммунальщикам приходится идти, подавать заявку на ремонт, настаивать на выполнении этих заявок. Впрочем, как будет дальше – увидим. Но есть и другой момент.
Частники, которые хотели бы работать на рынке сервисных коммунальных услуг, утверждают, что пробиться на него невозможно. Только через управляющую компанию, которая берет 10-11 процентов за свои услуги. Это рыночные отношения?
– Все по закону. Но если подрядчики работают плохо, то, как мы говорили, их заменят. На конкурсной основе. Или договаривайтесь с жителями напрямую.
– Я живу в старом доме и весной прошлого года потратил немало сил в поисках дефектной ведомости или паспорта дома, в котором отражены все беды старого здания. Долго обещали показать, но на самом деле таких паспортов не существует. Кто должен следить за состоянием муниципального жилого фонда?
– Начнем с того, что если в доме все квартиры приватизированы, то он уже не является муниципальным. Можно, конечно, сделать муниципальную структуру, которая будет составлять дефектные акты, готовить паспорта домов, но стоить эта работа будет достаточно дорого.
Другое дело, когда товарищество собственников жилья, заключая коллективный договор с управляющей компанией, вписывает в него пункт о создании такого акта или паспорта. Для капитальных ремонтов горсовет утвердил норму отчислений – 50 копеек с 1 квадратного метра жилплощади, то есть в среднем 20-30 рублей в месяц. Эти деньги и должны направляться на восстановление внутридомовых коммуникаций, замену кровли, ремонт стен, замену бойлеров…
Но 50 копеек с метра – это не закон. Стандарт по Оренбургской области – 3 рубля 10 копеек, что в несколько раз выше, чем в Орске. Собрание жильцов может решить отказаться от сборов на капитальный ремонт, установить меньшую или большую норму. Но и ответственность за состояние здания будут нести сами собственники.
– Последнее утверждение спорно. Словно и не было славного прошлого, когда мы десятками лет оплачивали несостоявшиеся капремонты. И вот начинаем жизнь с чистого листа. Но, возможно, за последующий десяток лет сменится несколько подрядчиков или управляющих компаний, а деньги на капремонт опять исчезнут…
– Ситуация действительно неоднозначная. Мое твердое убеждение, что новый Жилищный кодекс очень либерален и пользоваться этим инструментом нужно с известной долей осторожности. Именно поэтому предложения перевести управляющие компании в акционерные общества в администрации города поддержки не нашли. Наша задача – поддерживать городскую инфраструктуру в работоспособном состоянии и поэтапно улучшать качество обслуживания жилого фонда. И, конечно, контролировать деятельность сервисных организаций.
– Хочется надеяться, что будущий рынок сервисных услуг действительно улучшит качество жизни в бывших муниципальных «хрущобах».
– Как только изменим работу диспетчерских, полавора. Администрация открыта для диалога.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024