Игры в законе – шаг... к беззаконию?
- Экономика
- 20-04-2006
Известно, казино никогда не проигрывает. Похоже, для него нашелся достойный соперник. 3 марта губернатор подписал Закон «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области». И началось… Только в нашем городе 23 игорных заведения «благодаря» новому документу рискуют кануть в Лету к 24 июня. Многие делать этого не хотят. А потому выкручиваются как могут. Одни увеличивают площадь зала, другие переезжают с насиженного места. Руководит пертурбациями комиссия по игорному бизнесу, созданная при городской администрации. А работой комиссии, в свою очередь, руководит заместитель главы города П. Филиппов. А руководит ли всем этим здравый смысл, мы узнаем, сопоставив два мнения – чиновника и представителя игорного бизнеса.
Выйти с ним на прямой контакт нелегко. Вежливый голос секретарши спустя неделю настойчивых телефонных звонков отвечал: «Это опять из «Орской хроники»? Узнала! Нет, Павел Антонович на совещании» или «уехал на объект», или «у него посетители». Да, дел у заместителя главы города всегда много. А с появлением нового закона и началом работы комиссии по игорному бизнесу стало и того больше. Но интервью все-таки состоялось…
Не все то золото, что блестит
– Игорный бизнес появился не вчера. Но пристальное внимание к нему наблюдается именно в последнее время. На центральных телеканалах снимаются фильмы о страшной болезни игромании. Один за другим по всей стране появляются областные законы об игорном бизнесе, готовится федеральный. С чем это связано?
– Основной причиной принятия регионального закона стали многочисленные обращения граждан Оренбургской области. Жалобы поступали и в Законодательное собрание, и в областное правительство. Так уж получилось, что сегодня эта сфера деятельности не регулируется федеральными законами. И игорный бизнес развивался сам по себе, без ограничений. И делал это сумасшедшими скачками. Как выяснилось при подготовке обсуждаемого сегодня документа, за последние два года количество игровых автоматов в Оренбургской области увеличилось с 237 до 2761. Игровых столов было 8, стало 37. В нашем городе – 40 игорных салонов. Я считаю, что это слишком много для Орска.
Областные власти пришли к выводу, что регулирование игорного бизнеса необходимо. Я считаю, правильное, нужное решение. А почему именно сегодня вопрос начал так широко обсуждаться на всех уровнях? По одной простой причине: мы столкнулись с болезнью, которая называется игроманией.
– То есть вы не считаете, что проблема искусственно создана СМИ?
– Конечно, нет. И, кроме распространения игромании, возникает иной негатив. Например, поступает много жалоб от людей, в чьих домах есть салоны. По вечерам мешают спокойно отдыхать (громкой музыкой, шумом...). Или вот еще: ученики вместо школы идут в игорные заведения. Ограничения по возрасту есть – благодаря закону Оренбургской области об административных правонарушениях. Так, попустительство нахождению в игорном заведении человека, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, без сопровождения его законных представителей.
Но и сегодня этот вопрос остается открытым. К примеру, на днях во время школьных занятий один мой знакомый гулял по городскому парку и зашел в салон. А там сидят дети и играют. Почему они не в школе? И разве это не конкретный факт, подтверждающий необходимость закона об игорном бизнесе? Надо привлекать молодежь к здоровому образу жизни, выводить ее из подобных клубов.
– Согласование размещения игорных заведений с органами местной исполнительной власти будет способствовать этому?
– И этому тоже. Ведь тогда у нас появится рычаг контроля над игорным бизнесом в городе. Мы будем включать подобные объекты в реестр и решать, соответствуют ли они нормам. Потому мы отправили в область письмо с предложением дополнить закон.
– А запрет на размещение игорных заведений в жилых домах и их подвальных помещениях, по-вашему, обоснован?
– Я встаю на позицию жильцов. Есть общие правила, которые гарантируют спокойствие. С 11 часов вечера нельзя шуметь. Но это не все. У салонов, бывает, собираются компании, распивающие спиртные напитки. Кому хочется, чтобы это происходило возле его подъезда!?
– А зачем запрещать размещение автоматов в подземных переходах, учреждениях культуры и так далее?
– В Орске во Дворцах культуры и спорта игорных залов нет. Но закон-то действует на территории всей области. И в других городах такой феномен может иметь место. Кстати, не стоит думать, что ограничения ввели для того, чтобы подобных заведений было меньше. Нет, чтобы порядка больше стало. Допустим, в подземном переходе молодежь с пивом вечером стоит у автоматов. Вам ведь было бы боязно пройти мимо них. Поэтому надо обеспечить безопасность граждан. И я не связываю эти меры с возможным сокращением числа объектов. Хотя считаю, что сокращать все же надо.
– Как же тогда быть с доходами, которые поступали в бюджет от налогов? Убиваете сказочную курочку Рябу…
– Эти так называемые «золотые яйца» уже второй год падают не в городской, а в областной бюджет. И составляют не такую уж и большую часть доходов казны. Поэтому благодаря закону мы больше обретем, нежели потеряем.
Ограничиваем – от слова «граница»
– На последнем заседании комиссии по игорному бизнесу говорилось о том, что возникла проблема с определением исторического центра города и его границ. Какие есть варианты?
– Комитет архитектуры и градостроительства предоставил информацию, согласно которой весь наш город является историческим. А если так, то клубы надо выносить за его пределы. Но не думаю, что дойдет до столь суровых мер. А вот данные, полученные нами из краеведческого музея, несколько иные. По моему мнению, нужно определить список исторических зданий. И конкретно в этих постройках запретить размещение игровых залов. Но пока эта проблема остается нерешенной. Мы направили письмо в правительство области, чтобы разъяснить этот и другие спорные вопросы.
– В проекте аналогичного закона, рассматриваемом нынче правительством Башкирии, игорные дома могут работать только в ночное время – с 22 до 6 часов. Не ввести ли подобные порядки в Орске?
– К сожалению, мы сегодня не имеем никакого права регулировать время работы подобных заведений. Его может определять субъект РФ. И предприниматели работают в соответствии с этими нормами. Мы можем подключиться к решению этого вопроса при нарушении санитарных норм, о которых уже говорилось (шум в неположенное время). И только тогда, если выданные в результате проверок предписания не выполняются, изымается лицензия на право осуществления деятельности.
– Хорошо, а что произойдет, когда вступит в силу федеральный закон? Ведь в его проекте есть множество интересных деталей, которых нет в областном. Например, лицензия на «осуществление деятельности по организации азартных игр и пари», возможно, будет стоить 1 миллион долларов. Или уже упомянутая квота: одно заведение на 200 тысяч жителей…
– Областной закон в какой-то мере ограничивает деятельность игорного бизнеса. Конечно, федеральный внесет свои корректировки. Как только его примут, региональный закон будет доработан и приведен в соответствие с ним. Поживем – увидим.
Ксения Яркова
Владислав Синицын предпочитает драться не на шпагах, а на автоматах, с которыми имеет дело уже третий год. Правда, последнее время не они его «охраняют», а он их. Вот и сейчас менеджер обособленного подразделения «Дион», владеющего сетью игорных заведений, в очередной раз выступил в защиту не только своих «подопечных», но и игры в целом. Ведь именно она вся наша жизнь…
В казну падают «золотые яйца»
– Владислав Васильевич, вы вообще азартный?
– К счастью, нет. Я не ставлю на карту ни семью, ни работу, ни, разумеется, жизнь.
– То есть вам игромания не грозит? Получается, что вы, как человек, свободный от пагубной страсти, толкаете в сети «одноруких бандитов» людей, не имеющих «иммунитета»…
– Что это вы сходу об игромании?
– Ну, как? Ведь Закон «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области» направлен, в первую очередь, на борьбу с игроманией.
– Основная причина принятия закона – отсутствие контроля над этим видом бизнеса. Раньше игорные заведения открывались во всех возможных местах, а их хозяева всеми возможными способами уклонялись от уплаты налогов. Новые требования приведут к сокращению числа полулегальных заведений. А потом, малое количество легче контролировать, чем большое…
– Выходит, вы не оппозиционер нашей власти, а её сторонник?! Ну, что-то наверняка должно не нравится! Скажем, как вы смотрите на запрет размещения игорных заведений в жилых домах?
– Если это не мешает жильцам, почему бы и нет? То же самое касается подземных и надземных переходов, торговых залов и помещений общественного питания. Если кафе и автоматы находятся рядом, это, конечно, плохо. Игроку нужно сосредоточиться, Как же он это сделает, если на него будут пялиться сидящие за столиками! Но в разных концах одного здания и при наличии отдельного входа подобное соседство возможно. За исключением, разумеется, образовательных, медицинских, религиозных или культурных учреждений.
– А что вы думаете об остановочных комплексах?
– Я думаю, чем лучше ларьки, в которых можно купить алкоголь, выйти с ним на остановку, ещё и порожнюю бутылку под ноги выбросить?! Давайте наводить порядок во всём. И сильно не перегибать палку. Мы честно платим по 7,5 тысячи с каждого автомата, хотя нас это не больно устраивает. По закону положено взимать от 1,5 до 7,5 тысячи рублей, сколько именно – решает субъект Федерации. В Оренбургской области почему-то «пошли по потолку».
– Если не секрет, сколько отдаёте государству?
– С двух игровых салонов Орска и Новотроицка в бюджет ежемесячно поступают 300 тысяч рублей. По-моему, сумма более чем приличная. Наша власть держит в руках курицу, несущую золотые яйца. Но простым горожанам ближе, наверное, другой аргумент: предоставление людям рабочих мест.
Закон суров – уходим в тень
– Насколько я знаю, вы от областного закона не пострадали. Зал не закрыли, количество автоматов не сократили…
– Но материальные убытки всё-таки понесли. Наш новый игровой салон, что рядом с «Танго-пиццей», должен был открыться ещё полтора месяца назад.
– Как это связано с областным законом?
– С областным – никак, а вот с федеральным… Вы, верно, слышали, что он разрабатывается в Государственной Думе?
– Слышала, что он прошёл первое чтение.
– Дело в том, что наши учредители живут в Москве и, пока рассматривались предложения, часть из которых была очень радикальной, например, вынести все игорные заведения за черту города, отмашку нам не давали. В итоге мы проиграли в деньгах: за аренду помещения платили, а доходов не имели.
– Кстати, насчёт радикальных мер. Насколько я знаю, в проекте ФЗ предусмотрена квота: один игровой салон на 200 тысяч жителей.
– Знаете, как будет решаться вопрос с квотированием? Право на существование на городской территории получит тот, кто даст чиновнику «на лапу». Это неизбежно приведёт к коррупции.
– Сейчас нужно бояться другого: решения местных властей. Как вам известно (это определено действующим областным законом), размещение игровых автоматов в границах исторических центров городов не допускается. По нашим сведениям, сейчас в городской администрации рассматривают предложение специалистов комитета архитектуры и градостроительства о признании Орска историческим городом. Случись такое, ваши автоматы точно так же рискуют «эмигрировать»...
– Вот с такой перспективой не согласен! Мало того, что пострадают предприниматели, которым придётся заново отстраивать за городом игровые залы, создавать инфраструктуру и прокладывать подъездные пути... Но и многие горожане лишатся привычного вида отдыха.
– Так это же хорошо! Таким образом удастся убрать игровые заведения из поля зрения подростков и пенсионеров, входящих в «группу риска».
– Снова вы об опасности, которую таят игровые автоматы, группе риска – негативе, одним словом.
– Но ведь многие именно так и воспринимают игорный бизнес.
– Это неправильно. Народ испокон веков был охоч до двух вещей: хлеба и зрелищ. Мы предоставляем возможность развлечься. Известно ведь: человек без отдыха не сможет нормально функционировать.
– Виды отдыха бывают разные…
– Любой вид деятельности испытывает человека на прочность. Так надо через это испытание пройти! Дело в том, что у всего на этом свете есть как положительные, так и отрицательные стороны. Мы за три года существования на орском рынке сумели добиться того, чтобы к нам приходили люди, которые получают удовольствие от игры, а не от выигрыша. Основная-то проблема в чём? В том, что наш бизнес воспринимают исключительно как возможность заработать лёгкие деньги. Это неверно. Губит людей не игра, а алчность. Жадным до денег людям посещение игровых салонов вообще противопоказано!
– Как же вам удалось захлопнуть перед ними двери?
– Потенциальный игроман слишком эмоционально реагирует на выигрыш или проигрыш. Может ударить автомат по стеклу (был у нас такой случай). Таких мы сразу стараемся выпроводить. Собственно, фейс-контроль осуществляется ещё на входе. Несовершеннолетним и пьяным вход воспрещён. Случалось, помогали жёнам уговаривать увлёкшихся игрой супругов идти домой. Хотя то, что я вам рассказал, — исключение. Мы позиционируем себя как культурное заведение. У нас уютная обстановка, вежливое обращение, бесплатный кофе…
– А как, интересно, вы прокомментируете тот факт, что игорные заведения нередко становятся местом совершения правонарушений и даже преступлений?
– Поверьте мне на слово: в игорных заведениях беззакония происходят реже, чем, скажем, в магазинах. Главное – соблюдать технику безопасности. У нас, например, строго следят за тем, чтобы к игроку, сидящему у автомата, не подходил другой (если этот другой, конечно, не является супругом или знакомым).
Проблемы с безопасностью возникнут как раз тогда, когда игорные заведения вынесут за черту города. Сейчас удачливый игрок спокойно сел в такси и довёз выигрыш до дому. А что будет, если он выйдет поздним вечером из загородного заведения да ещё и с деньгами на руках... Раз уж таким способом хотят снизить преступность, нужно и магазины, где идёт торговля алкоголем, вынести за пределы города!
– У меня к вам последний вопрос: вы бы рекомендовали своим детям такое времяпрепровождение, как посещение игорных заведений?
– Мой сын ещё мал: ему всего 14. Но, даже когда подрастёт, я не стану вмешиваться в его личную жизнь. Это право гарантировано человеку Конституцией. К тому же запрет только усиливает желание. Как и слишком суровые законы. Они могут дать обратный эффект: увести бизнес в тень. Так оно и будет, если введут принцип квотирования, вынесут автоматы и казино за черту города и так далее. Одни переедут, другие просто попрячутся и налоги в городскую казну отчислять уже не будут. Вот и получится: за что боролись, на то и напоролись…
Надежда Баяндина
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024