РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«История у нас под ногами»

Олега Федоровича Бытковского, археолога и директора Орского историко-краеведческого музея, мне едва удалось застать на рабочем месте. Только вернувшись из одной экспедиции, он уже собрался в другую. И вот я задаю ему вопросы, а он поглядывает на часы… – Олег Федорович, что за раскопки, с которых вы только что вернулись?
– На днях закончилась наша совместная с историческим факультетом ОГТИ экспедиция. Она работала в Домбаровском районе. Мы исследовали Ушкаттинский могильник. Могильник этот в хронологическом отношении разноплановый – там обнаружены предметы, которые датируются и эпохой бронзового века, и позднесарматским периодом, то есть началом I тысячелетия нашей эры…
– Нашли что-нибудь любопытное?
– Конечно. Курганы дали интересный, с научной точки зрения, материал, в частности, находки, относящиеся к эпохе позднебронзового и раннежелезного веков: погребения людей того времени с сопутствующим инвентарем и предметами быта – сосудами самой разнообразной формы, украшениями – бусами, накосниками, нашивными бляшками…
– А Орску из новых находок что-нибудь достанется?
– Да, конечно. Все, что мы нашли, останется в Орске, в нашем фонде.
– А то мне тут кое-кто из приезжих, посетив ваш музей, пожаловался, что экспозиция показалась бедноватой…
– На сегодняшний день археологический фонд музея составляет более шести тысяч экспонатов. Они хранятся в фондохранилище. Эти материалы дают нам возможность судить о древней истории нашего края, изучать ее, сохранять, популяризировать. А раздел археологии – один из самых «смотрибельных» в музее и пользуется спросом не только у людей зрелого возраста, но и у детей. Ведь каждому человеку свойственно задумываться о прошлом… И материал мы можем предоставить достаточно интересный, неординарный. Экспонаты из наших фондов можно было бы выставить на богатейших экспозиционных площадях, которые привлекли бы внимание сотен тысяч зрителей… Но, к сожалению, постоянной экспозиции пока нет.
– Что же этому мешает?
– Отсутствие финансирования, которое дало бы возможность провести реэкспозицию…
Но мы все равно будем стараться максимально донести до нашего зрителя историческую информацию. Тем более что сбор артефактов продолжается. Теперь у нас в планах – участвовать в раскопках известного не только в Оренбургской области, но и во всем мире Филипповского могильника. Там сейчас работают совместная экспедиция Института археологии Российской академии наук и археологи из Оренбурга. Они исследуют один из самых больших царских курганов. Могильник этот обнаружен достаточно давно, но поначалу раскопки там не велись. И сейчас это во многом вынужденные работы. Ведь сегодня, к сожалению, очень большое количество памятников древней истории варварским способом разграбляется. В опасности оказался и Филипповский могильник. Поэтому археологи начали так называемые охранные раскопки – исследование древних памятников, которым грозит уничтожение.
– То есть, если бы уничтожение не грозило, раскопки велись бы не так активно?
– Да, и, может быть, вообще не велись бы. Дело в том, что мы погрешили бы против истины, если бы сказали, что наука археология сегодня находится на высочайшей ступени развития. Ведь, даже если сравнивать современные методики с технологией раскопок столетней давности, мы увидим огромную разницу. Тогда раскопки велись совсем другим способом. Памятники, которые были найдены и описаны сто лет назад, сейчас доисследуются. В результате «всплывают» такие материалы и факты, которые были просто упущены из виду, и гипотезы, которые выдвигались в то время, оказались несостоятельными. Чтобы избежать подобных ошибок, археологи стараются сохранить многие памятники нетронутыми, по крайней мере, до того времени, пока уровень развития науки не станет достаточно высоким.
– Но это же не значит, что все исследования сосредоточатся только вокруг тех памятников, которые находятся в опасности? Не всю же работу оставлять археологам будущего…
– Конечно, нет! Ведь на сегодняшний день наш край изучен очень мало. На археологической карте восточное Оренбуржье лежит «белым пятном», поскольку здесь исследования велись спорадически… А ведь территория края начала осваиваться в эпоху каменного века, и все памятники того времени представляют очень большой интерес. Здесь есть масса памятников, поселений, стоянок, могильников… А мы… Да, мы имеем представление о том, какие культуры в какие времена жили здесь. Но есть масса вопросов, на которые мы должны искать ответы, и, конечно, более планомерные исследования дали бы богатейшую информацию для науки. Работы должны вестись более масштабно. Ведь как нет двух одинаковых вещей в природе, так нет и двух одинаковых цивилизаций… Каждый предмет, каждый артефакт – уникален и должен быть изучен отдельно. И, даже если какие-то два предмета похожи между собой, они несут в себе черты, характеризующие разные культуры. Они сделаны разными людьми. Предмет, сделанный руками человека, несет в себе признаки его духовного богатства… Это нужно изучать… Это… история. И она – у нас под ногами.

Оксана Романова

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.