23 февраля - День защитника отечества
- Репортаж
- 22-02-2007
Сержант сержанту рознь
Многие считают, что для армии в первую очередь важны рядовые. Другие – что в современной армии нужно иметь хорошо обученных офицеров. Но только сержант, в первую очередь – командир отделения, ближе всех к солдату, живет его жизнью, лучше всех знает его сильные и слабые стороны, наиболее эффективно может организовать подчиненных на выполнение поставленной задачи.
В нашей железнодорожной роте проходит службу сержант А. Панферов, призванный в 2005 году Орским РВК. Он с ранних лет начал готовить себя к армии, чему в немалой степени способствовала его мама Ирина Анатольевна, воспитывавшая его в духе патриотизма и служения Родине.
До призыва Александр занимался самбо, гиревым спортом, играл в футбол, волейбол, так что в армию пришел физически подготовленным. Имел две специальности – осмотрщик вагонов и слесарь подвижного состава, поэтому и оказался в одной из рот школы младших специалистов, где его взялись обучать воинской специальности «командир отделения железнодорожной базы». Схватывал все на лету, поэтому уже через полгода Александру присвоили звание младшего сержанта и назначили командиром отделения. Из учебки его отпускать не хотели, но он добился перевода в нашу часть, подготовив себе замену.
Сержант сержанту рознь. Панферов не помыкал подчиненными, а взялся за обучение личного состава, передавая свои знания и опыт. Такое отношение вызывало ответный отклик, и его отделение было признано лучшим, также как и взвод, в котором он временно исполняет обязанности заместителя командира.
Не забывает Александр и занятий спортом: он имеет 3-й разряд по гиревому двоеборью и 2-й – по легкой атлетике.
Пока неизвестно, насколько будет эффективным формирование контрактной армии, но уже с уверенностью можно сказать, что если солдаты будут храбры, офицеры – грамотны и умны, а сержанты – сообразительны, то наша армия будет практически непобедима.
А. Валеев, рядовой. Белгород.
Командировки в Чечню – для Галины привычное дело
В «горячую точку» Федюнину тогда не взяли, заверив, что проявить себя она еще успеет. Действительно, впереди ее ждала первая чеченская война, затем – вторая...
А пока нужна была серьезная практика. Ведь к тому времени она прошла только школу санитарки в операционном блоке. И военкомат направил девушку в Группу Советских войск в Германии. Полтора года работы старшей сестрой операционно-перевязочного взвода дали хорошую профессиональную закалку.
Настоящие же испытания на прочность характера начались на Кавказе. В Кисловодске, где проживали родители, открылся госпиталь, и ее приняли операционной сестрой в группу медусиления. Эта должность была связана с продолжительными командировками. Начиналась чеченская кампания.
Нет, ей не довелось свершить геройских поступков. Она не выносила с поля боя раненых бойцов. Не рисковала жизнью под пулями бандитов. Прапорщик Федюнина просто выполняла свою работу. Но это все же был маленький подвиг во имя жизни защитников России. А каждая успешно проведенная операция приносила огромную радость и отодвигала на задний план все трудности военно-полевых условий: проживание в палатках по полтора-два месяца, печки-буржуйки с сырыми дровами и, конечно же, неминуемые потери наших ребят.
Однажды, когда группа медицинского усиления располагалась в Аргунском ущелье, медикам пришлось спасать сразу тридцать военнослужащих, «КамАЗ» которых сорвался в пропасть. Обстоятельства усугублялись тем, что из-за непогоды на трое суток закрылось движение вертолетов в ущелье и было невозможно доставить пострадавших в ближайший госпиталь. Память ее хранит немало и других чрезвычайных ситуаций, происшедших во время десятка командировок в «горячие точки».
Спрашиваю у Галины Леонидовны, было ли страшно на войне.
– Не по себе, когда сидишь дома и телевизор смотришь, а там показывают сослуживцев из твоей группы. Когда же сама летишь, страшно только в пути. Я всегда боялась вертолетов. Глянешь в окно, а винты чуть ли скалы не цепляют в ущелье. Сердце замирает. А на месте уже забываешь обо всем. Все мысли – о работе.
Три года назад завершился нелегкий чеченский путь, пройденный ею вместе с мужем, майором Бумажкиным. Сейчас оба служат в Орском погран-отряде. Воспитывают сына Илью. Юноша мечтает стать врачом и очень гордится родителями. Он любит рассматривать семейные реликвии, среди которых – два знака «За службу на Кавказе». Недавно к ним прибавилась еще одна награда: местные власти присвоили Галине Леонидовне звание «Человек года».
Виктор Базилевский.
Войско про запас
«Есть такая профессия – Родину защищать». Я всегда с интересом разглядывал и вчитывался в этот замечательный слоган, когда бегал из кабинета в кабинет родного военкомата. Эти суровые строки сразу как-то всплыли из памяти и повисли перед глазами, когда в дверях квартиры была обнаружена повестка. Неужели опять?
Текст на листке бумаги был очень серьезным, в случае неявки по указанному адресу мне грозили законодательством. Все это было подкреплено синюшного вида печатью. Наверное, опять какие-нибудь плановые учения.
Через пару дней, отыскав военный билет, я выдвинулся бодрым солдатским шагом по адресу в повестке. Сияло морозное солнце. У входа в школу стояли мрачного вида мужики: покуривали, перетаптывались, сплевывали.
– Всех повесточных – туда, – сообщил школьный охранник и указал перстом в тьму рекреации. Мужики тучей двинулись по проложенному охранником маршруту.
«Рядовой запаса такой-то по вашему приказанию явился». Подполковник глядел на прибывшую команду запасников с профессиональным интересом, девушка-клерк из военкомата – с нескрываемым безразличием. Вояки принялись с грохотом рассаживаться.
– Сегодня проведем обучение, – торжественно сообщил подполковник, – ориентировочно закончим в 16.00.
– У-у-у-у-у, – затянули хрипло дальние ряды.
– Ладно, может быть, и раньше, – смирился военкомовский.
Практические занятия по оповещению о мобилизации военнослужащих запаса, по их действиям в случае мобилизации, развертыванию пунктов предварительных сборов военнообязанных и техники начались.
Народ подтягивался. В числе прочих был грустный мужичок лет 45 с женщиной и ребенком. На резонный вопрос: «Для чего явились всем семейством?» – женщина ответила довольно тоскливо: мол, мужик совсем плохо стал видеть, один бы не добрался. Мужик подтверждал ее слова несуразным киванием головы.
– Этого, наверное, в дозор поставят, и бинокль дадут, – сообщил мне сосед. – Слепому – бинокль, глухому – рацию, а хромого – в атаку....
Как оказалось, собрали всех нас для раздачи, но не биноклей. Раздавали должности на случай мобилизации. Всем строго по списку. Мне досталась должность посыльного по домашним адресам. Военной тайны, думаю, в том нет, если скажу, что посыльный используется для разноса по указанным адресам всякого рода бумажек, в том числе основной – повестки. Из проведенного инструктажа мной было усвоено, что в случае военной тревоги я в течение 30 минут должен явиться по адресу, указанному в мобилизационном предписании. Штаб по оповещению населения о мобилизации располагался тут же, в школе.
Первые посыльные отправляются по квартирам ранним утром. Люди они подневольные и в первую очередь поднятые по тревоге, чтобы собрать войско. Ответственность все же... «Легко ли быть посыльным», – думалось мне. Это и ранний подъем, и железные двери, и грубость несознательных граждан, космополитов, не желающих отдать свой долг Родине.
На самом деле система оповещения всех, кто находится в запасе, выглядит следующим образом: посыльные отправлялись информировать всех, кто подлежит мобилизации, группа розыска отправлялась искать посыльных, начальствующие в штабе оповещения ищут и тех, и других.
– Запомнить свою должность, – наставлял подполковник, – вы должны на всю оставшуюся жизнь. А теперь по алфавиту подходим к столу, получаем военный билет и расписываемся в ведомости.
– А в повестках какое время укажете? – интересуются мужички.
– По плану.
– Это хорошо, а то не идти же на работу.
Алфавит у военного оказался странным: перед буквой «к» шла «м».
– Хорошо перемешали, – комментировал один из запасников.
Когда наступил мой черед, я поставил свою роспись напротив галочки и мысленно представил, как в военкомате ставят галочку себе. За прошедшие практические занятия. Выйдя на воздух, встретил двух соседей по дому.
– Ну что, – спросил один из них, – по маленькой? Такое дело не обмыть – преступление.
«Да почему бы и нет? – подумалось мне. – Родина, во всяком случае, может спать спокойно».
Александр Карандеев
Славное прошлое настоящих мужчин
Накануне праздника мы встретились с известными в Орске мужчинами и попросили их вспомнить годы армейской службы. Сколько забавных историй мы услышали... Сколько любопытных фотографий увидели... На них герои сегодняшнего дня молоды, подтянуты, красивы. Предлагаем нашим читателям заглянуть в славное прошлое городских знаменитостей, а заодно принять участие в... состязании на самого внимательного. Взгляните на фото и попытайтесь в молодых воинах узнать наших рассказчиков. Где тут Дима? Где – Вова? Читателю, который быстрее других даст правильный ответ, будет вручен приз.
Звоните в понедельник с 14 до 17 часов по телефону 25-63-60.
Байки записали Анна Алексеева, Юлия Мишина, Елена Полторак.
Владимир Дорошенко, директор Орского театра драмы:
– Служил в полку связи штаба армии в Улан-Уде с 1979 по 1981 годы. Ведал засекреченной телеграфной связью.
Армия осталась в памяти навсегда. Поначалу было трудно. Наш командир был уверен, что здоровому мужику достаточно двух часов сна в сутки.
В каждой части есть свои приколы, которые оттачиваются на новобранцах. Только я прибыл в часть, подходит один из сослуживцев и говорит: «Возьми ведро, лопату, иди к начальнику и спроси, где можно отсыпать коррекции». Прихожу, представляюсь: «Рядовой такой-то, пришел за ведром коррекции». И вижу – лицо начальника расплывается в улыбке. Оказалось, что коррекцией называется один из видов радиосигнала.
А еще не забуду, как неожиданно в части встретил однокурсника по машиностроительному техникуму Бориса Франца. Служил он в Забайкалье. А в Улан-Уде его привело штабное задание. Радость
от встречи с земляком словами
не передать.
Дмитрий Бикбов, фотокорреспондент газеты «Орская хроника»:
– Я служил в конце 60-х. Сначала была учебка в Тбилиси, потом направили в Нахичевань. Время службы в армии вспоминаю с удовольствием, хотя не скажу, что было легко. До сих пор стоят в памяти пятидневные учения без сна и отдыха. Сейчас бы не выдержал таких нагрузок. Умудрялись спать урывками, пока часть передислоцировали с одного места в другое. Особенно запомнился случай: командир приказал проводить его к посту часового – проверить, спит или нет. Уже стемнело. Доходим до назначенного места – никого. Рядом – граница с Ираном. Дрожь по телу побежала. Подошли ближе, глядим, а солдат прилег в траве, накрылся плащ-палаткой и заснул. Пока он дремал, командир обойму с его автомата снял. Правда, потом, когда испуганный боец пришел
с повинной, все отдал. Но урок был отличный.
Алексей Савченко, начальник УЖКХ г. Орска:
– Моя служба в армии пришлась на конец 60-х. Служил в Астраханской области, местечке под названием Капустин Яр. Вокруг – пустыня. Солнце палит нещадно.
Был связистом в ракетных войсках. Довелось наблюдать испытательные запуски советских ракет. Особенно красиво это выглядит ночью. Помню, как съехались на испытательный полигон представители всех стран Варшавского договора. Царила атмосфера дружбы, народного братства. Жаль, что сейчас этого нет.
Годы службы вспоминаю с ностальгией. Это важный этап в жизни любого мужчины. Становишься самостоятельнее, ответственнее. Настоял, чтобы и сын прошел эту школу. Армия подарила друзей. С одним из них – Мишей Балабановым – поддерживаем отношения до сих пор. Михаил убедил меня поступать в железнодорожный институт, тем самым круто изменив мою жизнь.
Александр Бондарь, начальник Орского гарнизона, подполковник:
– Я на службе всю свою сознательную жизнь, и армейских баек на моей памяти немало. Нередко курьезы происходят лишь потому, что приказы в армии не обсуждаются.
Начинал военную службу в Оренбургском высшем военном зенитно-ракетном училище. Помню, отправили на уборку колхозных полей. Нашему подразделению выпало убирать капусту. Привезли, рассчитали по двое и раздали по борозде. К делу, как и полагается, подошли очень ответственно и не заметили, как закончилось совхозное поле и началось частное. Вот так, случайно, собрали капусту у одного из местных фермеров. Он потребовал вернуть капусту на место. Пришлось выгрузить часть урожая. В благодарность за помощь напоил всех курсантов парным молоком.
Поздравляю с Днем защитника Отечества всех, кто служил Родине, кто охранял и охраняет мир и спокойствие в стране!
Александр Еремин, председатель городского отделения Союза художников России:
– Я служил в отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Дзержинского в Москве. В 90-е годы на ее базе было сформировано известное ныне подразделение «Альфа». Призвали после окончания Казанского художественного училища, был назначен на должность старшего художника полка. Вместе с другими ребятами помогал готовить парады, проходившие на Красной площади. Помню, однажды захотел поближе рассмотреть советское руководство. Уговорил ребят из оркестра взять меня на трибуну. Начался парад. Оркестр заиграл, а я один стою, руки по швам. Вдруг какой-то мужик, подозрительно прищурив глаз, спрашивает: «А ты на каком инструменте играешь?» «На свистке», – отвечаю, сказав первое, что взбрело в голову. Он покивал головой и отстал. Потом всем полком смея-
лись. Историй в памяти так много, что могу рассказывать до утра.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024