Подкаблучные тайны орского «Сапожка»
- Репортаж
- 28-02-2007
Колдобины, рытвины, трещины на асфальте, смесь соли с песком на дорогах ... – что только не способно испортить только что купленную обувь. Без сомнений – сапожник в Орске без работы не останется. Привыкшие ставить набойки в мини-мастерских, которых расплодилось немало, удивятся: неужели когда-то славившаяся на весь город мастерская по ремонту и пошиву обуви «Сапожок» до сих пор существует? Как оказалось, действительно – с 1965 года и до сих пор. Сегодня здесь продолжают давать туфлям и сапожкам вторую жизнь. Хотя, по словам мастериц-сапожниц, объёмы работ уже не те, что прежде, и секреты сапожного дела передать некому. За последние несколько лет репортёр «ОХ» стал единственным учеником-подмастерьем, заглянувшим в тайны подкаблучной жизни.
Обувь понарошку
Всё начинается с приёмки. Ежедневно орчане приносят в «Сапожок» до 15-20 пар видавшей виды обуви. В основном деятельность сапожников сезонная: весной и летом – скошенные каблуки и стёртые набойки, осенью – замки, ремонт растрескавшейся подошвы, перелицовка.
– Обувь сейчас красивая, но некачественная, – сетует мастер с 32-летним стажем В. Бурова. – Бумажные носки продавливаются, прокладки под каблуки будто понарошку сделаны. Вот, к примеру, туфли кожаные, а под каблуком – картон. А здесь вообще вместо пятки – дыра. Тем не менее всё налаживаем на совесть.
Чтобы закрепить каблук, у Валентины Ивановны есть изобретение – отлично подходят сплющенные металлические крышки от пива, а чтобы заполнить пустоту – деревянные чурочки и даже спички.
Работа мастера-сапожника отнюдь не женская: требует немалой силы, сноровки, усидчивости. В смену Буровой надо «перелопатить» целую гору обуви. Но, по её признанию, сделала бы и больше, но мало заказов.
Из мужчин здесь только мастер по подшивке валенок Дмитрий. Его основные клиенты – дошкольники и пенсионеры.
Здесь не ругаются как сапожники
Поднимаюсь на второй этаж. Огромный цех. Вокруг – стеллажи, заваленные колодками и обувью. Шлифовальные, шкурильные, брусовочные станки, швейные машины, деревянные и металлические правилы... На столах – куча инструментов, баночки с клеем, электроплиты. Чуть поодаль – лифт для подъёма и спуска обуви на первый этаж. И... цветы! Коллектив-то женский.
– Афоризм «ругается как сапожник», наверное, не про вас?
– А как сапожники ругаются? – смеются. – Нет, мы вопреки поговорке никогда грубо не выражаемся.
– А вот изречение «сапожник без сапог» вполне справедливо, – добавляет О. Медведева. – Меня, бывало, просят: отремонтируйте так, как себе. Я отвечаю – боже упаси! (Демонстрирует дырявый тапочек.) Хотя раньше мы всегда сами себе сапоги шили. Вот это было настоящее качество.
Но сегодня так называемый новопошив в «Сапожке» не развивается. Сапоги, туфли и даже такие дефицитные раньше чешки можно и в магазине приобрести. Из клиентов, заказывающих обувь, здесь только танцевальные коллективы. Любому желающему скроят по мерке танцевальные туфельки для народных танцев. Удовольствие, надо заметить, недешёвое.
Однако вскоре в «Сапожке» планируют закупить оборудование и запустить в производство тапочки и детские пинетки. Поддержим отечественного производителя!
– Хотите освоить нашу профессию? – с легкой иронией интересуется заведующая цехом И. Болдырева.
– А у меня получится?
– Главное – желание. Для начала попробуйте на станке ровно отрезать набоечный материал и «профилактику» против скольжения.
Да, нелегки секреты сапожного дела. Станок не слушается: материал неподатливо жёсткий. И, разумеется, вышло неровно. Но хоть пальцы себе не «отшлифовала»... Уж лучше прибить набойку.
– А давайте мы на ваших сапогах и покажем мастер-класс, – профессиональным оком Оксана Ивановна увидела изъян на моей обуви. – Совместите приятное с полезным и весь процесс понаблюдаете. Глядишь, всей редакции туфли будете чинить.
Ну уж, не всё так просто. Молоток оказался на редкость упрям, а гвозди категорически не вбивались. Вдобавок не получалось и «соблюдать наклонность каблука». Неудивительно: ученик-подмастерье целый месяц только наблюдает за работой мастера, а в течение последующих двух месяцев пытается пробовать сам.
Любой каблук – для золотых рук
У каждой мастерицы цеха – своя задача, свои творческие наработки. Для них ремонт обуви – любимое дело. Так порой «поразмыслят» над нашей видавшей виды обувью, на что не способны ни в одной сапожной фирме-однодневке.
Н. Андрюшкина – общепризнанный обувной «ювелир». Ушьёт, растянет, укоротит, вставит клин, восстановит сапоги после нападения домашних любимцев, отреставрирует сумки.
В «Сапожке» сделают не только набойки, но и вовсе заменят подошву, поменяют кожу внутри туфель и даже их размер, укоротят или удлинят голенище, растянут обувь, поставят заплатки, да так, что клиент и не заметит.
– Помню случай, – рассказывает мастер Н. Леднёва, – когда мужчина остался недоволен работой, не обнаружив на туфле заказанную заплатку. Приходил разбираться: как новые, дескать, швов не видно.
Мастерицы советуют не выбрасывать обувь, ведь благодаря качест-венному ремонту можно любые туфли в божеский вид привести и деньги сэкономить. Но не спешат расставаться с любимой обувью в основном пенсионеры. Бывает, одни и те же сапоги мастера «встречают» по нескольку раз – то каблук залатают, то заплатку пришьют...
Возвращаясь домой, я заметила, что стала смотреть на обувь прохожих «другими глазами», с профессиональной точки зрения что ли...
Юлия Мишина.
Фото Дмитрия Бикбова
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Пожар унес жизнь и оставил без крыши над головой
28-11-2024 -
На ОЗТП – новый канализационный коллектор
27-11-2024 -
Орчане могут выиграть до 3000 рублей
27-11-2024 -
Минус 150 подпоров
27-11-2024 -
2025 год может стать поворотным для Центрального парка
26-11-2024