Вчера был, а сегодня нету. Куда исчезают взрослые и дети
- Репортаж
- 08-08-2007
В Орске увеличилось количество детей и взрослых, пропавших без вести. Все чаще на пресс-конференции у начальника УВД С. Павленко поднимается тема беспризорности несовершеннолетних. Родной дом на уличную жизнь меняют не только те дети, чьи родители пьют, но и из вполне благополучных семей.
Путешественники с Московской
Как-то в разговоре с журналистами главный милиционер города признался, что немалую головную боль сотрудникам правоохранительных органов доставляют некоторые воспитанники детского дома-школы по улице Московской. Почему дети бегут и можно ли исправить ситуацию? С этими вопросами мы обратились к директору детского дома С. Малышеву.
– Проблема с детьми, которые уже привыкли к уличной жизни и постоянно находятся в бегах, конечно же, существует, – говорит он. – Большинство из них – ребята, которые поступили к нам из других детских домов области. Воспитать их за столь короткое время, а наш детский дом был открыт год назад, просто невозможно. Тем более что мы не можем им запретить уйти, ведь у нас не закрытое заведение.
Например, Толя С. в детском доме меньше года. Свой первый побег совершил через пару недель после прибытия. За это время узнал не только уличную жизнь Орска, но и Гая. В погоне за романтикой решился на кражу. Еще один его «товарищ по несчастью» сбежал почти полгода назад. Мальчик был объявлен во всероссийский розыск. Долгие месяцы о нем ничего не было слышно. Лишь в июле место нахождения подростка удалось установить. Путешественник добрался до самого Омска. В числе «хронических» беглецов и 15-летняя Надя, которая привыкла к такой жизни, и до последнего времени она ее вполне устраивала. Но нашелся добрый человек, который согласился взять девочку на лето в семью. Остается надеяться, его влияние поможет подростку выбрать правильную дорогу на сложном жизненном пути.
– Сегодня мы переживаем переходный период, – продолжает разговор Малышев. – Думаю, со временем ситуация изменится. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Нами подготовлен договор о безвозмездном сотрудничестве с УВД города. На входе спального корпуса нашего учреждения решено организовать опорный пункт, где с 7 до 9 часов вечера будет нести службу участковый милиционер. Более того, во все частные охранные предприятия мы разослали письма за подписью главы города Ю. Берга с просьбой оказать помощь. Откликнулось лишь охранное предприятие «Амулет», которое установило нам «тревожную кнопку» и взяло на обслуживание, причем совершенно бесплатно.
Опасная романтика
Однако пока проблема безнадзорности подростков в городе стоит достаточно остро. Убедиться в этом мы смогли, побывав в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Из пяти беглецов, с которыми нам довелось пообщаться, трое оказались воспитанниками детского дома-школы. Все они были доставлены в ЦВСНП за употребление токсических веществ. В беседе с журналистом мальчишки признались, что улица их вполне устраивает. Владея воровским ремеслом, там можно вполне реально заработать деньги, на которые впоследствии купить клей «Момент», лак для ремонтных работ или бензин и оттянуться по полной. О том, что они травят себя, наверное, даже не имеют представления.
Встречаются среди воспитанников ЦВСНП и дети из вполне благополучных семей.
Не так давно со станции Орск в центр был доставлен 13-летний мальчик, который заявил, что отец его давно умер, а мать сидит в тюрьме. Впоследствии выяснилось: родители мальчика, очень обеспеченные люди, живут в Оренбурге и занимаются предпринимательской деятельностью. Похожую историю о своей нелегкой жизни и смерти матери сотрудникам ЦВСНП рассказал и 13-летний Павел. Немало среди фантазеров и девочек.
По словам начальника ЦВСНП Т. Переселковой, 10 процентов беглецов, доставленных в центр, составляют воспитанники детского дома. Из общего количества ребят 50 процентов совершают общественно опасные деяния, 10 – административные правонарушения.
Невозвращенцы
Схема поиска без вести пропавших такова: если человек пропал не при криминальных обстоятельствах, то объявляется сначала в региональный, а затем в федеральный розыск. Специальным указанием Генпрокуратуры и МВД определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления: отсутствие данных о намерении человека уехать, наличие по месту жительства или работы пропавшего документов, денег, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие преступных связей, исчезновение с автотранспортом, крупной суммой денег...
– В этом году, – говорит старший инспектор по розыску РОВД Октябрьского района капитан И. Годунов, – возбуждены два уголовных дела по статье 105 УК РФ «Убийство». Это как раз те случаи, когда люди исчезают внезапно или при криминальных обстоятельствах.
Впрочем, не всегда исчезновения связаны с убийством. Так, в конце зимы один орчанин поехал в Нижний Новгород за новой «Волгой». Некоторое время до этого он лечился от лудомании, зависимости от азартных игр. Поселился в Нижнем в гостинице и, как выяснилось в дальнейшем, потихоньку спускал все деньги в казино. Еще один находился в федеральном розыске с 1999 года и был найден в украинской тюрьме. Родственники его радовались до слез, когда узнали, что пропавший жив. Другой молодой человек еще в 2002 году крепко поссорился с женой и матерью, внезапно исчез и был найден совсем недавно. В одном из садоводческих кооперативов Свердловской области, где жил и работал.
В центральных СМИ часто показывают сюжеты об исчезновениях людей, которые теряют память, находятся в неадекватном состоянии. Как свидетельствует статистика Орска, такие случаи у нас единичны. Все больницы проверяются, тем более если у пропавшего имелась предрасположенность к психическим заболеваниям. Если человек, попав в больницу, не может ничего о себе сообщить, врачи тут же обращаются в милицию. В Орске был установлен такой 30-летний мужчина, проживавший в Краснодарском крае. Он стал участником драки, в результате травмы головы потерял память и очутился в нашей психиатрической лечебнице.
Этим летом в районе телевышки в одном из заброшенных гаражных боксов был обнаружен мумифицированный труп мужчины с признаками черепно-мозговой травмы. По словам экспертов, он мог пролежать там около двух лет. Установить его личность с учетом этого довольно сложно. Но он наверняка объявлен в розыск как без вести пропавший. Все неопознанные трупы фиксируются в областном бюро регистрации несчастных случаев. В прошлом году таких было очень много. 98 процентов из них являлись лицами без определенного места жительства. Основная масса замерзает, умирает из-за хронических болезней или в результате отравления алкогольными суррогатами.
Олеся Покарюк, Александр Карандеев
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024