РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Telegram, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Нелегкой дорогой идут «Славяне» к намеченной цели

Мы завершаем цикл публикаций, посвященный национальностям, проживающим в Орске. Сегодня разговор пойдет о русских. У нас почему-то не принято, как во многих странах, ходить по городу в национальных костюмах. А если и встретишь кого, то чаще всего это татары, башкиры, азербайджанцы. Теперь представьте реакцию прохожих, если они увидят на улице юношу или девушку в русском национальном костюме. Наверняка подумают, что из художественной самодеятельности. И будут недалеки от истины.
Как появились «Славяне»
Русские растворились. Что тому причиной, так сложилось исторически или у них менталитет такой, разбираться не будем. Сейчас не об этом. Мы хотим рассказать о тех, кто пытается восстановить и сохранить традиции, обычаи, культуру русской нации.
Мало кто знает, но уже шесть лет в нашем городе существует общественная организация «Славяне». В КДЦ «Молодёжный» даже выделен отдельный кабинет, где по вторникам и собираются «Славяне», чтобы попеть песни под баян, посидеть за кружкой чая, поговорить о жизни. Кабинет этот, кстати, очень маленький, порой даже всем места не хватает. «А по договору, – жалуется И. Кудакаев, председатель общества, – нам положен другой, более просторный кабинет в этом же здании, но спасибо и на этом».
– В начале, в первый год существования, – продолжает председатель, – было вообще очень сложно. Не было национальных костюмов, баяниста. Пели без аккомпанемента. Потом музыканта нашли, кое-как выпросили у мэра хоть какую-то зарплату для него, а потом – 15 тысяч рублей на костюмы. На самом деле это очень мало, пошив-то дорогой, на заказ, и по сию пору костюмов на всех не хватает.
Мне демонстрируют длиннополые мужские рубахи ярко-зелёного цвета, которые одеваются через голову, длинные сарафаны красно-белой расцветки и женский головной убор – кокошник.
– Вообще, – продолжает Иван Михайлович, – нам редко кто помогает, всё сами. Бывает, придёт к нам какой-нибудь крупный чиновник, наобещает золотые горы и тут же о нас забудет. Постоянно сотрудничаем только с городским литобъединением «Сонет».

«Во поле березонька стояла...»
В «Славянах» на данный момент состоят 15 человек – все люди пенсионного возраста. Самой старшей представительнице уже 77 лет, да и другие не намного моложе. Это от того, что в 2001 году «Славяне» выделились из хора ветеранов, образованного аж в 1984-ом, и пошли своей нелёгкой дорогой.
– Но мы этим живём, – продолжает беседу секретарь общества Ю. Яровая, – и потому не отступаемся от своего любимого дела. Это же очень большое удовольствие – выступать на сцене, петь русские народные песни.
А выступали «Славяне» предостаточно. В их репертуаре чуть ли не тысяча песен: от всем известных «Во поле берёзонька стояла...», «Летят утки...» до положенных на музыку стихов местных поэтов, выполненных как стилизация под русские народные или же вполне современные. Одна из них – «Над вечерним городом» – даже заняла второе место на конкурсе, приуроченном к празднованию 270-летия Орска. В репертуаре – песни о Стеньке Разине, а также созданные на тексты народных поэтов Кольцова, Никитина и других. Одних благодарностей за выступления у «Славян» 93. Их приглашают в школы, музеи, отдаленные деревни. Выступали они и в Оренбурге, где им подарили плетёные корзинки. А недавно «Славяне» ездили на юбилей села Банное, которому стукнуло 200 лет. «Хорошо, что предоставили транспорт, – признаются «Славяне», – а то своего-то нет, иногда даже из-за этого приходится кому-то отказывать, потому что не можем приехать и выступить».
– Нас очень хорошо принимают, – рассказывает Кудакаев, – молодёжи это очень интересно, мы это видим, когда выступаем в школах. Ребята сами загораются и начинают вместе с нами петь русские песни. А разве это не приобщение к национальной культуре? Ведь в песне – душа русского человека, история его народа, традиции, обычаи. Хотя бы так мы пытаемся противостоять тому, что показывают по телевизору, где пропагандируются пьянство, разврат, все эти западные манеры, дурацкие лозунги типа: «Бери от жизни всё». Не по-русски это. Вот, например, выступали в школе «Рекорд», так не только мы плясали и пели, но и ученики готовили свои номера, тоже одевались в национальные костюмы. И плясали дети, конечно, лучше нашего. Мы-то уже старенькие. Хотя я и сейчас готов вприсядку или кадриль станцевать.
– Мы рассказываем в школах о старинных русских свадебных обрядах. С одной стороны, чтобы знали свою историю, быт русского народа, с другой, подготавливаем школьников к восприятию свадебных песен, которые собираемся исполнять. Среди свадебных песен много грустных, особенно, если они – от лица невесты. Ведь замуж в древности выдавали обычно против воли девушек, всё решали родители.
Перед свадьбой девушка должна была расплести косу – отличительный знак незамужних, попрощаться с вольной жизнью, со своими подругами. Теперь она будет жить с мужем, ходить в кокошнике, вести хозяйство. Конечно, это очень грустный момент. И в песнях это чувство выражено. А после свадьбы, что интересно, для новоиспечённого жениха начиналось очень хорошее время – пивной месяц. Тесть обязан был целый месяц поить зятя много и вдоволь. Вот уж воистину чисто славянская традиция.

«Эх, лапти, да лапти мои...»
Сами «Славяне» не выступают организаторами национальных праздников, где могли бы показать, как проходил тот или иной русский праздник, обряд. На это у них нет средств. Но, если приглашают на Масленицу, с большим удовольствием пекут блины и участвуют в обряде сжигания чучела, символизирующего прощание с зимой. Удивительно: при таком отношении к традициям этот ещё дохристианский праздник всё-таки дошёл до наших дней.
Название «Славяне» отражает не только приверженность к традициям русского народа, но и традициям исконных наших братьев – украинцев и белорусов. Украинские и белорусские песни тоже есть в репертуаре ансамбля.
– Весною традиционно проходил «Шевченковский март» – месяц мероприятий, посвящённый украинскому поэту, орскому узнику Тарасу Шевченко. И нас приглашали. И мы по-украински пели. Иногда во время концерта приходится переодеваться несколько раз: то мы русские, то украинцы, то белорусы, в зависимости от исполняемой песни.
В планах общества когда-то была не только концертно-просветительская деятельность, но и содействие развитию народных ремесел. Но на это тоже нужны средства.
– К нам приходят такие таланты, – восклицает Иван Михайлович, – а посмотрят, как у нас всё не устроено, и уходят. Обидно. А ведь в Орске до сих пор есть умельцы, которые в два счёта любые лапти сплетут, но мы им ничем помочь не можем. Вот народные ремесла и отмирают. Нам бы для начала хоть стенд в кабинете оформить, на котором разместить информацию о народных ремёслах с экспонатами, выполненными руками орских умельцев...
В конце нашей беседы меня угостили чаем со сладостями.
– Настоящие славяне всегда гостеприимны и обязательно разделят обед с гостем, – сказал на прощанье Кудакаев.

Сергей Васильченко, Татьяна Зиннатуллина.

Материалы по теме

Нелегкой дорогой идут «Славяне» к намеченной цели

Мы завершаем цикл публикаций, посвященный национальностям, проживающим в Орске. Сегодня разговор пойдет о русских. У нас почему-то не принято, как во многих странах, ходить по городу в национальных костюмах. А если и встретишь кого, то чаще всего это татары, башкиры, азербайджанцы. Теперь представьте реакцию прохожих, если они увидят на улице...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.