Красота, переданная по наследству
- Репортаж
- 12-10-2007
В трехкомнатной квартире по проспекту Мира этот человек живет уже много лет. Квартира примечательна тем, что ее хозяин приложил руку и вложил свое мастерство в строительство первых улиц и проспектов современного центра города. Анатолий Афанасьевич Пеньков не хуже ученого архитектора разбирается в архитектурных стилях доисторического Средиземноморья и в особенностях строительства сталинской эпохи.
Соцгород – это молодость и мастерство
Он начинал вхождение в профессию еще мальчишкой, в первые послевоенные годы. Когда-то в подвале дома на перекрестке улицы Станиславского и проспекта Мира находилась мастерская, в которой отливались в гипсе и бетоне знаменитые украшения на дома и дворцы послевоенной поры. Многие помнят, что на фронтоне Дома культуры нефтехимиков есть оригинальные изображения, отличающиеся от стандартных рабочих и студенток. Там сложный барельеф с символическим изображением нефтяной вышки и рога изобилия по краям козырька колоннады, из них гроздьями свисают виноград и прочая вкуснятина, о которой в послевоенную пору большинство горожан могло только мечтать.
Эти шедевры социализма создавал когда-то Анатолий Пеньков. Конечно, не в одиночку, были у него свои учителя. Мастерство ему передавал Алексей Кан. Научил, как из тяжелого бетона можно сделать воздушные на вид изделия, целые ротонды, балконные кронштейны, капители или украшения колонн под кровлю многоэтажного дома.
В послевоенные годы бригада из нескольких человек треста «Южуралтяжстрой» сумела сделать облик центральных проспектов узнаваемыми. В поселке никельщиков битые временем и наполовину утраченные малые архитектурные формы и по сей день создают ауру красивого провинциального рабочего городка, в котором все строилось капитально. На многие десятилетия.
Жизнь у Анатолия Афанасьевича получилась разной. Колесом трактора прокатилось по шестидесятым годам хрущевское постановление ЦК КПСС «Об излишествах в архитектуре». Тогда страна ринулась возводить хрущевки, а лепнина из бетона, сделавшая неповторимым Орск, осталась в прошлом.
Анатолий Афанасьевич гордится своей первой профессией создателя малых архитектурных форм. С гордостью говорит, что первым его самостоятельным опытом были вазоны над входом в поликлинику ЮУМЗа. А мы и сегодня стремимся прогуляться по старым кварталам, любуясь гармоничностью той архитектуры, и квартиры в старых домах всегда предпочтительнее квартир в многоэтажных спальных районах.
Анатолий Пеньков после хрущевского постановления строил, учился, руководил строителями, вышел на пенсию и живет в одной из квартир построенного им дома.
В столице такого не умеют
Возрождение забытого мастерства состоялось в наши дни. Настырные орчане сначала задумали заняться восстановлением утраченной архитектурной культуры, затем специально искали в городе людей, причастных к созданию бетонных украшений на старых домах, потом создали частное предприятие «Строительное Культурное Наследие» (СКН). И теперь ветеран подсказывает молодым, как создавать живую красоту в городе, который они любят.
Одним из наглядных примеров стала небольшая церковь на пустыре бывшего парка «Северный». Она обнесена временным, неказистым забором. Пару лет назад по случаю и недорого к церкви пристроили ступени из необработанного камня. А строители «СКН» предложили создать балюстраду на крыльце церкви и при входе в иконную лавку. Согласие батюшки было получено, а результат позволил белым крыльям балюстрад приподнять здание над землей. Балюстрады, словно выточенные из белого камня, держат маленькую церковь, устремляя ее вверх.
Научились мастера из «Строительного Культурного Наследия» создавать бетонных львов, строить изогнутые балюстрады любого радиуса, по желанию заказчика создавать элементы малой архитектуры любой сложной формы. К примеру, такая простая вещь, как балясина перил лестницы, может иметь строго заданную высоту и кривизну. Она похожа на кувшин, который сотворил привередливый мастер по своему наитию. Орчане научились делать любые формы для них по простому рисунку.
И уже накопили свои секреты, раскрывать которые пока не намерены. Но с уверенностью утверждают, что столичные мастера такого, как они, делать еще не научились.
Вроде простая вещь – капитель. Ставится на колонну или по фронтону дома под крышей. Столичные мастера льют их из специального материала, скрепляют между собой жидкими гвоздями, а швы видны. Наши умельцы сообразили, как делать все аккуратно, без швов. Украшения на домах будут служить сто лет и выдержат даже танковую атаку. Их и старый мастер Анатолий Афанасьевич вразумлял: «Делайте надежно, чтобы десять человек на ваши перила облокотились, а балюстрада должна их легко выдержать».
Так и делают. Металла на армирование не жалеют, а качество и крепость бетона получаются отменными.
Дальше начинаются особенности технологии. Да такие, что их учитель уже иногда спрашивает, как умудрились сделать интересную форму, идеально выдержать пропорции. Фирма сегодня легко может реставрировать любой городской объект в части восстановления малых архитектурных форм: тексты, элементы барельефов на стенах домов, забор-балюстраду, как, например, у школы № 8. Мы привыкли к тому, что она покорежена десятками прошедших лет, но может стать «как с иголочки». Умельцы «СКН» гарантируют, что бетонные балюстрады их изготовления простоят ближайшие сто лет.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024