Докопаться до сути. Ради какого любопытства орчане уходят под землю
- Репортаж
- 22-11-2008
Мне всегда было интересно открывать для себя новые улочки, здания в своем городе. Проходишь, проезжаешь мимо – и понимаешь, что здесь ты еще никогда не был. Как оказалось, помимо того, что находится на виду, существует и другая часть города, скрытая под серой массой асфальта и бетона. В этих катакомбах есть свои постоянные жители и гости. От тех, кто проверяет целостность коммуникаций, до тех, кто ищет ночлег и даже романтику. С холодной тьмой подземелий, заплесневелыми стенами, грязью и водой.
Визит на «техногенку»
Мой проводник Дмитрий предложил начать с простого, но монументального – заброшенных промышленных подвалов и убежищ. Предприятия увлеклись постройкой подземных укрытий в 60 – 70-е годы: в период холодной войны. Денег на подобные вещи не жалели, поэтому подземные объекты до сих пор вдохновляют своими масштабами.
В 90-е, когда развалилась добрая часть местных предприятий, оказались заброшенными и подземные сооружения. Это настоящие города-призраки над землей и под нею. Такое чувство, что ту холодную войну они проиграли в результате все же ракетно-бомбовых ударов...
На бывшем опытном заводе в районе поселка прицепостроителей повсюду присутствуют артефакты прежней жизни: частично сохранившаяся мебель, бухгалтерские документы с договорами и ведомостями, датированными 1992 годом, особый реликт – пустая бутылка водки со старой советской этикеткой. Во всем здании и за ним, на промышленном полигоне с другими строениями поменьше, ни души. Только вдалеке роется какой-то мужичок, судя по железкам рядом, – металлист. Тоже копатель, но, видимо, не романтик.
Спускаемся под землю, и наши голоса эхом разносятся по бункеру, луч фонарика выхватывает узкий угол обзора. В недрах убежища натыкаемся на целое поле противогазов рядом с раскуроченными деревянными ящиками. Они демонически подмигивают нам, отражая глазницами свет фонарей.
Большие призраки
Еще два объекта – заброшенные или полузаброшенные предприятия уже в северной части города. С сырыми шахтами, производственными тоннелями. Кое-где попадаются еще живые металлические конструкции: свисающие с потолков вентиляционные трубы, рельсы, уходящие в кирпичный хлам, большие бетонные бассейны.
Другие подземные объекты – разбросанные вокруг города резервные водохранилища. Пустые громадные казематы из бетона, в которые попадаешь через люк в обычной с виду горе. Один из них, обнесенный двойным рядом уже не существующей колючки, некогда был действительно охраняемым.
В этом нас уверил местный житель, который с удовольствием пустился выдавать все существующие в окрестностях секреты.
В другой части города находятся такие же действующие, если судить по пломбам на крышках и целым вентиляционным трубам.
За день мы облазали больше десяти разных запущенных подземных строений и тоннелей.
Совершив крупный поход по разным частям города, интересуюсь у спутника подземельями в центре. «Подавляющая часть – бомбоубежища, – говорит он, – построены во второй половине прошлого века. Есть забетонированные ходы, часть затоплена грунтовыми водами от нескольких сантиметров до 1,5 метра со всем содержимым. Кстати, всего по городу около двух сотен бомбоубежищ. Об этом писали газеты. Есть огромные, расположенные в промышленных зонах, есть мелкие, как в Домах культуры.
Недавно в одном из районов на глубине нескольких метров из стен траншеи увидели два торчащих разрушенных внутренних угла какого-то сооружения, но входа в бункер обнаружить не удалось. Может, какой-нибудь технологический тоннель.
На промзонах в такие соваться следует крайне осторожно, они могут заполняться водой и газами. Ведь был же у нас случай, когда на комбинате строительных материалов в бомбоубежище от взрыва скопившихся углеводородных газов погибла женщина».
И неподтвержденные слухи
Городские спелеологи не без зависти поговаривают о существовании некой карты подземелий всего города. Впрочем, и без карты они не особо отчаиваются. Обнаружить подземный ход, по их словам, нетрудно – достаточно заметить в земле воздухоотвод или воздухозаборник.
Мой знакомый исследовал с товарищами и подземные ходы в старых домах. Как забирался и где был конкретно, не говорит. Никаких многоуровневых подземных сооружений там, вроде бы, нет.
Отмечает только, что при строительстве новых зданий на месте снесенных в старой части города строители иногда натыкались на непонятно куда ведущие ходы. В таких случаях их старались быстрее залить бетоном, чтобы не допустить исследования, из-за которого могла остановиться стройка. Хотя многие говорят, что, несмотря на свою стародавность, Орск не может похвастать историческими подземельями. Длинные подземные ходы строить в старые времена было у нас невозможно. Даже упорные слухи о ходах от храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы так и остаются всего лишь легендой.
Дескать, военные забетонировали какой-то вход, но, чтобы его найти, нужны серьезные раскопки.
И все же таинственности команде орских городских и промышленных спелеологов добавляют самые разные версии именно о подземельях в Старом городе до ходов на центральных проспектах и секретных тоннелей.
Одним словом, чем больше людей интересуется подземельем города, тем больше слухов, версий и новых открытий.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024