Спаси людей и живи долго-долго
- Люди нашего города
- 24-01-2009
В Рождество Татьяне Ивановне Середа исполнилось 90. Великолепная память, отменная логика. Мы говорим с ней обо всем, отыскивая истоки долголетия.
Татьяна Ивановна до сих пор чертит генеалогическое древо, вспомнив всех поименно. Дед Ефим Татарков был ветеринаром у конезаводчика на биофабрике, прожил 103 года. Но была ли ровной и благополучной ее жизнь? Она, уроженка Оренбуржья, в девичестве Лебединская, уже в девять лет осталась сиротой после смерти матери.
Подрастали маленькие братья. Отец женился, и в доме появилось еще пятеро малышей. В шестнадцать с небольшим Татьяна вышла замуж за Михаила Середу, который приехал в ее село на курсы трактористов. Потом родилась дочь Лидия, двое сыновей. Переехала семья в Халилово, тогда – немаленький район. Свекор работал бухгалтером и ее научил, стала учетчиком, потом оператором в отделении госбанка. Муж прошел финскую войну. Не успел вернуться в декабре сорокового, как в марте следующего года – сборы. Прошел войну в звании младшего лейтенанта командиром пулеметного взвода. Вернулся, грудь – в медалях. Вскоре переехала семья в Орск, потому что Халиловский район расформировали, стал он Орским сельским.
– Я отличалась ровным, выдержанным характером, – говорит Татьяна Ивановна, – ни разу не поссорилась с четырьмя золовками, четырьмя деверями. Мы с Михаилом прожили вместе 63 года. Никогда не оскорбили друг друга. Соседи всегда завидовали: ну как можно не поругаться, не поссориться?
В Орске она до пенсии работала в инструментальном цехе механического завода, а в свободное время вязала паутинки и шали.
Сейчас живет вместе с дочкой Лидией. Пять внуков и шесть правнуков насчитывает семья.
– Мама любит простую, но натуральную кухню, – рассказывает Лидия Михайловна, – не признает никаких новомодных кушаний быстрого приготовления, никаких колбас, только сало, которое сама солю, и оно получается мягким, супчики, кашу. Делаю котлеты из мяса курицы. Или «блюдо фюрера», как мы называем вегетарианское кушанье, ведь он не ел мясного: листья капусты обмакиваю в яйцо, муку, чуточку обжариваю и тушу на воде.
– Я съем сальца, мне сытно, печень работает. А от яблока тяжесть в желудке какая-то, – говорит Татьяна Ивановна.
Итак, образ жизни – трудовой, еда – натуральная. Но не в этом секрет долголетия, считает Татьяна Ивановна Середа.
– Я пять человек в свое время от смерти спасла, вот мне и воздается свыше. Первый раз это произошло в 46 году, когда жителей Халилово послали снег расчищать на железной дороге. Эшелон долго стоял, потом пошел, а стрелок – молодая девчонка с ружьем, на ходу решила впрыгнуть в последний вагон. Оступилась, соскользнула и пошла прямиком под колеса. Дело происходило по другую сторону вокзала, никто не видел, а мы рядом были. Я побежала, схватила ее за голову, за шинель, потащила что было силы, кое-как сумела помочь. Девчонка была вся в крови, ногу ей отрезало колесами. Она причитает: «Ой, Миша, хотела я с тобой сегодня в клубе потанцевать». Мне плохо стало от ее вида, а товарки ругают: куда, мол, дуреха, полезла, подумала бы о детях. Потом железнодорожники рассказали, что девчонка живет в Кувандыке, я долго ждала, что она откликнется...
Там же, в Халилово, выгребали громадные кучи мусора перед одним из домов. Две маленькие девчонки влезли на эти горы и оказались прямо под линией электропередач. Естественно, решили «покататься» на проводах. Зацепились руками и затряслись от тока. Я проходила мимо, увидела эту картину, давай отцеплять их от проводов. И сама получила удар. Сбежались соседи, стали закидывать меня землей, вызвали медиков. Ничего, отошла.
Однажды разыгралась сильная гроза. Шаровая молния ударила в телеграфный столб перед нашим домом, провода накалились докрасна, шар рассыпался на мелкие комочки, один из них прямиком полетел в наш погреб. А другой – в открытую форточку соседки. Та в этом время забежала присмотреть за ребенком. Мы с дочкой бегом к ней. Она лежала на полу, а кофточка на груди и кожа обгорели. Оказали первую медпомощь, вызвали подмогу. Она поправилась, нас благодарила. А из погреба нашего молния, видимо, ушла в землю.
В Орске жили на улице Водной. Однажды пошла на работу. Вдруг слышу крики с озера: «Помогите, Вовка тонет». Я бегом огородами домой, взяла лодку, выплыла на середину озера парка строителей. Сначала ничего не увидела. Потом присмотрелась: светлые волосенки торчат под водой, мальчишка погружается медленно, но верно. Схватила, вытащила, откачала.
Татьяна Ивановна перебирает тонкими руками, как тополь за окном январскими ветками. Продолжается жизнь.
Татьяна Алова.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024