РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Он, как метеор, ворвался в нашу жизнь…

Год назад ушел из жизни беспредельно добрый, необыкновенно энергичный, отчаянно смелый и мужественный человек – полковник в отставке С. Кузнецов. Можно подобрать еще с десяток ярких эпитетов к портрету Сергея Трофимовича, но и этого будет мало. Ведь жизнь его, как драгоценный камень, сверкала и радовала окружающих бессчетным множеством граней.Есть у газетчиков парадоксальная особенность творчества: чем больше знаешь о человеке, тем труднее о нем писать, а особенно о том, кого уже нет рядом. Наверное, подсознательно работает мысль: а вдруг не хватит красок в твоей журналистской палитре, чтобы отразить истинную высоту всех достоинств героя публикации? Вот как раз такой случай. Да простят меня друзья Кузнецова за то, что давно уже пора бы поведать читателям о нашем земляке, который оставил заметный след в сердцах людей. А строка к строке все как-то не ложилась.
Вот и День защитника Отечества уже позади. Чуть раньше страна отмечала очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана. А в начале марта – день памяти друга Кузнецова Виктора Поляничко – лидера орского комсомола. Эти даты обязывают взяться наконец за перо. Потому что с ними особым образом связана судьба Трофимыча.
…Казалось, чувство любви к Родине он впитал с молоком матери. Патриотические качества воспитывали в нем замечательные педагоги школы № 36. Защищать Отечество учили в рядах Советской Армии. В орском уголовном розыске ступил на тропу войны с преступным миром… Большая часть его жизни была борьбой, движением по лезвию бритвы. Куда только ни забрасывала Кузнецова офицерская судьба! В Афганистане служил советником спецотдела при командующем. В Нагорном Карабахе руководил штабом оперативного резерва МВД СССР. В Сумгаите возглавлял оперативно-следственные группы МВД СССР. Выполнял спецзадания в Приднестровье, Фергане. В качестве помощника генерального консула РФ работал в Юго-Восточной Азии…
– Война кардинально меняет отношение человека к жизни, – рассказывал как-то полковник. – Происходит переоценка человеческих ценностей. На первое место выходят честь, достоинство, отвага. В боевой обстановке обнажается истинное нутро солдата. И если оно не гнилое, то человека, изведавшего войну, снова тянет в бой…
Его тянуло в горячие точки. И он сполна хватил армейского лиха. Там, под небом чужим, на афганской земле встречался он с Виктором Поляничко, благодаря политическому таланту которого был начат вывод наших войск из Афганистана. Имя этого легендарного человека навсегда вошло в историю страны. Помнят орчане славного вожака комсомола шестидесятых годов. Помнит Россия дипломата и миротворца В. Поляничко, погибшего от вражеской пули в предгорьях Кавказа. С гибелью Виктора Петровича что-то перевернулось в душе Кузнецова, не раз видевшего в бою смерть близких людей. И каждым шагом, всеми делами дальнейшей жизни он стремился увековечить память друга. Как бы в подтверждение этого Сергей Трофимович однажды поделился с друзьями своими чувствами:
– На том свете я скажу: «Боже, прости меня за мои грехи, ибо, как все смертные, я грешил. Прости и за то, что не был рядом с Виктором в роковом 93-м и не смог защитить его от пули. Но я делал все возможное, чтобы люди хранили память о нем».
И это действительно так. Он охотно приходил на встречи во Дворец пионеров и рассказывал о друге-герое. Он организовал в Орске ежегодный теннисный турнир, посвященный памяти Поляничко. В ходе этих соревнований выявился блестящий талант юной Олеси Назаровой, успешно ступившей на спортивную арену страны. Благодаря Кузнецову в Орске открылся филиал Международной ассоциации по борьбе с наркотиками. И пусть работа его официально не связана с именем Поляничко, но душу Сергея Трофимовича лелеяла мысль: «Виктор был бы этому рад, он ведь так любил молодежь! Уже будучи в Москве на высоком государственном посту, то и дело звонил в Орск и расспрашивал о жизни городской комсомольской организации».
Трофимыч будто бы подхватил факел добротолюбия, выпавший из рук убитого товарища, как бы взял в наследство лучшие качества лидера. Он опекал семью покойного. Он не щадил себя, работая в последние годы в столице, в правлении Союза ветеранов боевых действий МВД России, и проявляя всяческую заботу о семьях сослуживцев, погибших при исполнении долга перед Родиной.
Вместе с тем наш земляк часто приезжал в родной город, где дом деда и могилы родителей. Его интересовало здесь буквально все: жизнь молодых людей, быт орчан, экономика, спорт, политика городских властей. А уж друзей у него здесь – не счесть. И когда в скорбный час они собрались, чтобы почтить его память, в огромном зале едва хватило мест. Каждому хотелось сказать о нем доброе слово.
Александр Коваленко: «Я не встречал человека, который так переживал бы за свой город и так радовался любому успеху всех, с кем был хоть немного знаком. Гордился племянниками и мальчишками из подворотни. Многие из них, благодаря его поддержке, вышли в люди, выбрав военную стезю. Очень огорчался, что в Орске процветают наркомания и пьянство. Зная не понаслышке, что такое война, Сережа как-то по-особому любил и ценил жизнь. Все для него было важно».
Афганец Абай Расмухаметов: «Прости, браток. Ты был для нас больше, чем просто друг. Я сейчас спою тебе песню…»
Леонид Кац: «А я посвятил ему свои стихи. Вот послушайте.
Струны памяти затронь – зазвучат, подобно лире.
Не погаснет тот огонь, что зажег ты на турнире.
В отблесках того огня – грозного Афгана тропы,
Там, где жизни не щадя, для Отечества работал.
Зажигал, где только мог, в память Поляничко свечи,
Чтобы на шипах дорог жизнь его увековечить...».
Владимир Коптев: «Он, как метеор, ворвался в нашу жизнь. Как метеор, всколыхнул все вокруг, взбудоражил косность и провинциальное спокойствие. Ему так хотелось, чтобы все мы жили достойно, красиво, счастливо. Он всем стремился хоть чем-то помочь, ни к кому не был равнодушен, ему до всего было дело. Как-то поднимаемся с ним на гору Преображенскую, в храм. Там стоят девочки лет 13-ти, просят милостыню. Сергей остановился, стал расспрашивать, что случилось, почему они здесь. Дал им приличную сумму денег. Сказал, что в их возрасте уже должно быть стыдно просить подаяние, можно ведь где-то подработать. Надо цепляться за жизнь, а не плыть по течению…».
Кто бы мог подумать, что этот веселый, энергичный человек в расцвете сил оставит нас, уйдя в иной мир? Но сердце не выдержало перегрузки. Схоронили Трофимыча в деревне Марфино, в десяти километрах от Москвы. Нам его, конечно, будет очень не хватать. Но человек жив, пока он в наших сердцах. Пусть тронут душу читателей немудреные стихи о нем Леонида Каца, прозвучавшие на траурном митинге:
Все растает, словно снег. Остается только память.
Верим: память будет жить в земляках твоих–орчанах.

Материалы по теме

Он, как метеор, ворвался в нашу жизнь…

Год назад ушел из жизни беспредельно добрый, необыкновенно энергичный, отчаянно смелый и мужественный человек – полковник в отставке С. Кузнецов. Можно подобрать еще с десяток ярких эпитетов к портрету Сергея Трофимовича, но и этого будет мало. Ведь жизнь его, как драгоценный камень, сверкала и радовала окружающих бессчетным множеством граней.Есть...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.