РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Маша, Маруся, Мария

– Знаете, как правильно окопаться, устроить пулеметное гнездо? В земляной яме прокладываются такие деревянные мосточки – лавочки, чтобы пулемет мог легко поворачиваться в разные стороны, – рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Мария Ивановна Бочкарева.Я думаю, мне никогда не пригодится эта наука. Но бывшая пулеметчица 340 зенитного артполка только вздыхает.
– Мы тоже так думали тогда, июньским утром сорок первого, подкидывая волейбольный мяч во дворе школы Великого Устюга. Что началось после страшного сообщения по радио! Нас у мамы пятеро, я старшая, отец болен. Успела к этому времени выскочить замуж, окончить ветеринарные курсы, поработать в ветлаборатории. Нас с сестрой Валентиной призвали в сорок втором, – вспоминает Мария Ивановна.
Привезли девчат в Марьину Рощу столицы, там собирался полк. Обучили стрельбе и отправили в Калининскую область, в Мигалово, где располагался большой аэродром, который и должны были охранять пулеметчики. Бомбежка началась сразу же. Опытный боец встал за пулемет: «Подноси, Маруся, снаряды».
Окончился бой, и стали считать раны, товарищей считать. Все московские девчонки, с которыми приехала северянка, погибли.
Отстояли Ржев, и артполк двинулся в сторону Восточной Пруссии, на Кенигсберг. Теперь уже Маруся считалась опытным пулеметчиком, сама управлялась. Вспоминает, что снаряды были разноцветные: у ее огневой позиции – красные, рядом – зеленые, дальше – желтые. По цвету легче было командованию отдавать приказы – какую цель надо поразить.
Артполк в сорок четвертом остановился в Польше. Маруся с девчатами сооружали огневые доты, окапывались.
Из дома от мамы приходили письма, полные боли и страданий: «С голоду пухнем. Семьям, из которых ушли на фронт, выдают дополнительное питание по пайкам, а нам, хотя у меня две дочки защищают Родину, ничего». Маруся стала делить свой паек: из трех кусочков сахара, что выдавали на день, ела один, а два откладывала, меняла шоколадки на деньги и все отправляла в Устюг. «На твои денежки поднялись немного, – писала мама, – стали хлеб покупать, девчатам кофтенки справила, пальтишки, чулочки».
В конце сорок четвертого уже шли разговоры об окончании войны. Победу Бочкарева встречала в Польше. Ефрейтор, с орденом Отечественной войны, медалями за взятие Кенигсберга, Польши, она отправилась на север.
– Едем через Украину, Белоруссию, люди встречают нас пирожками с картошкой. А как въехали в Россию, поезд буквально атаковали голодные беспризорники, которые просили хлеба. По дороге его весь и раздали, – говорит Мария Ивановна.
Наступили мирные дни, по семейным обстоятельствам переехала в Орск, на родину мужа.
– Нашли работу, – рассказывает ветеран войны, – но этого было мне мало. В послевоенные годы Орску не хватало мануфактуры, мы с мужем освоили швейное дело и в субботу относили на рынок по три или четыре вещи. Как только начали землю под огороды давать, тут же взяла, развела сад, держала там поросят, сдавала на мясо. В общем, семья прочно стояла на ногах. Устроилась в школу № 8 буфетчицей, раздатчицей обедов и там проработала долгое время. Выдадут горстки сухофруктов – ну что за компот? Свои банки тащу из дома, дети рады, и мне хорошо.
Короче, трудилась она не покладая рук. Не так давно похоронила мужа. Сама плохо передвигается, ноги болят. Да и немудрено! Летом Марии Ивановне исполнится 90. А она, без косметики и кремов, и на 70 не выглядит. Настоящая русская северная красота – неброская, но приятная...
Татьяна Афонина, слушатель школы «Репортер»

Материалы по теме

Почетный гражданин. Сталинграда живет в Орске

Борис Петрович Золойко – ветеран войны, заслуженный летчик СССР, почетный гражданин Сталинграда. За боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, 29 медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», маршала Г. Жукова и другими....

Маша, Маруся, Мария

– Знаете, как правильно окопаться, устроить пулеметное гнездо? В земляной яме прокладываются такие деревянные мосточки – лавочки, чтобы пулемет мог легко поворачиваться в разные стороны, – рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Мария Ивановна Бочкарева.Я думаю, мне никогда не пригодится эта наука. Но бывшая пулеметчица 340 зенитного артполка только вздыхает. –...

65 лет не утихает боль, постоянно напоминая о себе

Домик, в котором живет ветеран войны Николай Ларионович Мурашев, не выделяется среди других на улице Елшанской. А вот зашла и почувствовала, что он наполнен особой добротой, теплом родного очага, воспоминаниями и любовью. Уютно было вместе с его внучкой присесть на старенький диван и слушать, слушать. За окном – молодая весенняя...

И только песня с ней остается навсегда

Валентина Елисеевна Таранущенко, награжденная медалями за доблестный труд в военные годы, участница трудового фронта, ветеран, встречает меня приветливо и после рассказа о своей нелегкой жизни затягивает романс. Чистый, ясный, глубокий голос проникает до самого сердца. «Я и сейчас выступаю с репертуаром из военных песен и романсов, награждена благодарственным письмом за...

«Я тоже оставил подпись на Рейхстаге»

Биография Бориса Андреевича Мещерякова – это жизнь целой страны. В 1939 году окончил школу, поступил в Воронежское училище связи. На его глазах проходили Польская и Финская кампании. Война застала врасплох. Курсантов собрали во дворе, зачитали приказ министра обороны об отправке на фронт. Дежурный по роте выдал обмундирование, оружие, боеприпасы, и...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.