Почетный гражданин. Сталинграда живет в Орске
- Люди нашего города
- 08-05-2010
Борис Петрович Золойко – ветеран войны, заслуженный летчик СССР, почетный гражданин Сталинграда. За боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, 29 медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», маршала Г. Жукова и другими. Мастер бомбовых ударов стал еще при жизни легендарным советским летчиком.Золойко воевал под Ленинградом и Сталинградом, на Центральном и Первом Белорусском фронтах. В 2004 году отмечен благодарностью губернатора Оренбургской области А. Чернышева и председателя ЦС РОСТО за личный вклад в укрепление обороноспособности страны, развитие авиационных видов спорта, многолетний добросовестный труд по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к защите Отечества. Недавно в областном центре чествовали ветерана, вручив сразу две медали: первого трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина и в честь 75-летия ДОСААФ.
В семье Борис Петрович – пример для подражания, прививает младшему поколению чувство патриотизма. Один из его внуков проходил службу в Чечне, награжден орденами и медалями.
Правду говорят, что люди, перенесшие серьезные испытания, долго остаются молодыми. Глядя на Бориса Петровича, ни за что не угадаешь его возраст. А ведь скоро 87! Не каждый молодой человек способен совмещать столько интереснейших занятий и увлечений. Золойко до сих пор остается заядлым охотником и рыболовом, помогает супруге на огороде. К тому же ветеран еще и автолюбитель, участвует в орских автопробегах. Но главное – каждый год День Военно-воздушных войск майор авиации в отставке Борис Петрович Золойко отмечает за штурвалом самолета. Летчик поднимается в небо, набирает высоту, прислушивается к работе мотора. Прошлым летом, когда приземлился, глава города Ю. Берг вручил ему часы.
– Сажусь в самолет, – рассказывает Борис Петрович, – и вновь переживаю самое страшное в жизни военное задание.
На войну попал, приписав себе лишние годы. Был направлен под Ленинград на аэродром города Тихвина. Немцы разбомбили авиабазу, из 32 самолетов осталось всего девять. Но командование приняло решение – нанести удар по Кенигсбергу. Столько лет прошло, а я до сих пор уверен: этот приказ – настоящее преступление. Как прорваться к городу, если он защищен и укреплен? Как выполнить задание, если бомбардировщики полетят без прикрытия истребителей? Двадцатилетние мальчишки, за плечами которых всего по десять-пятнадцать боевых вылетов, понимали, что их ждет смерть. Но приказы на войне не обсуждаются, и девять самолетов поднялись в воздух. Восемь были сбиты, так и не долетев до пункта назначения.
Золойко сумел выполнить задание, бомбы сбросил на город. Несколько раз фашисты подбивали самолет, он уже летел на одном крыле, его трясло от очередной раны, но мотор и система управления не подвели. Военная машина приземлилась на аэродром и от удара развалилась на части. Позже механик насчитает на корпусе около 30 пробоин.
А сколько раз жизнь летчика висела на волоске! И только благодаря отличному владению самолетом и смекалке он оставался жив.
Золойко вспоминает, как однажды снаряд попал в середину стойки крыла, и машина стала стремительно «заваливаться». Он принял отчаянную попытку выровнять ее, кричал штурману, чтобы выбирался из кабины и уравновесил крен. Так и долетели до линии фронта: летчик в кабине, а штурман снаружи, на крыле.
Ему поручали самые сложные и ответственные задания – разбомбить склад боеприпасов, находящийся в тылу врага. Многие летчики смогли бы выполнить этот приказ днем, но никак не ночью, когда видимость практически нулевая из-за проливного дождя и грозы.
На счету Золойко – 448 боевых вылетов. В 1944 году отважный летчик находился двое суток между жизнью и смертью. Шли ожесточенные бои за населенный пункт Припять, что на Украине. С третьего захода штурмовик ИЛ-2 попал под зенитный огонь, как раз в тот момент, когда уже развернулся и, пикируя, долетел до переднего края расположения советских войск. Еще находясь в воздухе, Борис успел выключить зажигание и потерял сознание. Самолет не приземлился, а рухнул на землю. Стрелок-радист В. Еркин вытащил из кабины раненого летчика и дотащил до расположения частей. Командование приняло решение отправить Золойко самолетом в госпиталь Ярославля. Через двое суток тот очнулся на больничной койке.
– Нога неправильно срослась, давай заново сломаем, и она заживет как положено, – стал советовать хирург, – иначе на всю жизнь хромым останешься.
– Как срослось, так тому и быть, – сказал как отрезал Золойко.
Полгода пролежал в госпитале, но восстановился и вернулся к самолетам.
После войны работал начальником Орского аэроклуба. В 1952 году его вновь призвали в армию, пять лет учил летать молодое поколение.
– Война обостряет чувства, делает ярче многие события, –
говорит ветеран. – Помимо горестных испытаний, потери близких друзей, были на фронте и радости. Леонид Утесов и Лидия Русланова приезжали на передовые с концертами. Переписка с девушкой, в которую был влюблен, также помогала преодолевать тяготы военной жизни, не падать духом перед грозной опасностью, подстерегающей на каждом шагу.
Кристина Сычева, слушатель школы «Репортер»
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024