РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Альфа-Банк» подарил орчанам Мацуева

На днях в культурной жизни города состоялось грандиозное событие. В переполненном зале драмтеатра орчане впервые слушали всемирно известного музыканта Дениса Мацуева. Зал гремел от шквала нескончаемых аплодисментов и криков «Браво!». А обеспечил орчанам эту встречу «Альфа-Банк», который отмечает 10-летие успешной работы в Орске. К сожалению, немногим посчастливилось попасть на этот единственный концерт уникального пианиста, чьи выступления расписаны на несколько лет вперед и проходят на самых престижных сценах мира. Зато все читатели «ОХ» могут получить хотя бы небольшое представление о масштабах личности этого человека в интервью, которое дал Мацуев перед началом концерта. За роялем Сергея Рахманинова

– Широкому кругу наших читателей вряд ли известна история о том, как, выполнив данное Александру Рахманинову обещание бросить курить, Вы получили от него бесценный подарок – неизвестные музыкальные рукописи его деда. В написанных нотах, кажется, не было ни темпа, ни нюансов, ни динамики... И Вам пришлось стать практически соавтором Сергея Рахманинова. Расскажите о чувствах, которые Вы тогда испытали.
– Да, в нотах Рахманинова, действительно, не было ни темпа, ни нюансов, ни динамики. И, помимо того, что я стал первооткрывателем этих нот, я был еще и неким соучастником процесса, потому что никто не знал, как это исполнять. Представился некий экстремальный и в то же время творческий момент. Потому что у меня была полная свобода. Я внутренне представлял, как бы сыграл сам Сергей Васильевич – самый уникальный, на мой взгляд, пианист всех времен и народов, все записи которого знаю наизусть. Позже был выпущен диск «Неизвестный Рахманинов». Для подготовки диска внук композитора Александр Борисович Рахманинов разрешил мне очень многое, чего не позволял никому. Это стало историческим, знаковым событием в моей жизни. Играть на рояле Рахманинова, жить в его доме (в швейцарском имении Рахманиновых «Сенар»), общаться с его рукописями, партитурами и даже спать целую неделю в его комнате на его кровати... Для меня было счастьем заниматься на том уникальном рояле «Steinway» (он еще уникален и по размеру – в полтора раза больше, чем обыкновенный концертный рояль). Александр Борисович дал нам возможность не только записаться, но и играть на нем на концертах.
Затем был огромный успех в Лондоне, в знаменитом зале «Куин Элизабет Холл», где звучал неизвестный Рахманинов во время презентации сольного альбома. После того появилось очень много других исполнителей. Кто-то играет в моей трактовке, кто-то добавляет что-то свое. И это очень здорово. Кстати, организовать тот большой концерт помогал «Альфа-Банк». Я хотел бы поблагодарить меценатов, с которыми мы очень дружим уже долгие годы и делаем разные проекты.

Что Нью-Йорк, что Нью-Орск – одинаково…

– Вы играете каждый год и в Нью-Йорке, и в Вене, и в Лондоне, и в Риме, и в Париже, и в Токио… Интересно, а как Вы относитесь к выступлениям в провинциальных городах, скажем, таких, как наш...
– Все гастроли для меня абсолютно одинаковы по значению, везде выкладываюсь на 150 процентов. Выступления в небольших городах России для меня не менее ответственны, чем в любой европейской или американской столице. Потому что это наша публика. Она для меня самая главная, самая ответственная, самая правильная и самая родная. Когда в прошлом году я получал Государственную премию, перед этим взял карту и посчитал, где я был. Оказалось более ста городов России. В некоторых выступал по 15 – 20 раз. И глубоко убежден, что завоевать нашу публику можно отнюдь не с первого раза. Поэтому сейчас перед концертом в вашем городе я очень волнуюсь. Неизвестная публика… Знаю, что орчане не особо избалованы классическими концертами. И для меня это вдвойне приятно и ответственно.
– Ценителей классической музыки нашего областного центра Вы уже покорили, побывав в Оренбурге в четвертый раз. И не только своим искусством, но и просветительской работой. Хотите взять наш регион под постоянный патронаж?
– Считаю, что регион только начинает по большому счету входить в концертную жизнь классической музыки. Это очень важно. Потому что провинция должна присутствовать на карте классической филармонии. Знаю, что оренбуржцы изголодались по настоящему искусству. Музыка – это, пожалуй, единственное из всех искусств, которое осталось не тронутым какими-то современными постановками, если говорить об опере или кино, театре…
Вчера открылся первый пробный фестиваль «Оренбургские сезоны». Все прошло с огромным успехом. Был Московский филармонический академический оркестр. Завтра в Оренбурге мы выступим с джазовым оркестром. В рамках этого фестиваля проходит отбор-конкурс Межрегионального благотворительного Фонда «Новые имена», который я возглавляю. Кстати, и сам являюсь выходцем из этой нашей второй семьи. Говорю так, потому что это уникальный фонд. Существуя более 20 лет, он уже стал известным брендом, знаком качества. Сейчас у нас есть новая программа «Новые имена» – регионам России». Помимо моих концертов, это отбор, который проводят лучшие профессора из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы отбираем новых «искорок». Отбор новых имен не менее важен. Он уже пользуется огромным успехом во многих городах России, и в Оренбурге уже был в прошлом году. Знаю, что несколько детей из Орска станут стипендиатами фонда. Мы отбираем самых ярких. Но это не значит, что у них завтра будут мировые турне и так далее. Мы их просто отмечаем своеобразной галочкой. Будем помогать. Это и инструменты, и мастер-классы, и летняя школа в Суздале. Самое главное – практика на сцене и среда, в которой будут «вариться» эти дети. Конечно, не каждый из них станет большим музыкантом, но все равно, если какая-то «искорка» из Орска получит с нашей помощью дальнейшее развитие, будем только рады.
Надо подпитать ваш город классической музыкой. Буду делать все возможное, чтобы здесь выступал не только я, но и другие известные музыканты. Надеюсь, в следующем году приедем в Орск и с каким-то большим знаменитым оркестром, чтобы дать несколько концертов.

Президентский совет – это серьезно


– Как известно, Вы входите в Президентский совет по культуре. Насколько действенным является этот орган и какие проблемы им поднимаются, в частности, с вашей подачи?
– Я несколько раз говорил и о молодом поколении, что для меня очень волнительно, и о ситуации в педагогическом цехе наших школ. В последнее время в обществе много рассуждают о необходимости коренных изменений в образовании. Считаю, что это абсолютно глупо. Музыкальное образование – в целом лучшее в нашей стране, да и в мире. Хотя накопилось немало наболевших вопросов. Неоднократно говорил о низких зарплатах наших педагогов. Ведь не случайно многие уезжают в другие страны. В Китае, например, в основном русские педагоги, которые готовят молодых музыкантов. Если глянуть на мировую концертную афишу, то обращает на себя внимание множество имен молодых китайцев. Это следствие многомиллионного пианистического бума и работы русских педагогов. То же самое и в спорте. Когда смотришь Олимпиаду или соревнования по фигурному катанию, то видишь, что русские тренеры… не у наших спортсменов. Считаю, в этом большая беда.
Ситуация понемногу меняется. Так, если в центральной музыкальной школе еще недавно была зарплата в 5 – 6 тысяч рублей, то сейчас уже 60 – 70. Надеюсь, что мои слова не остались незамеченными. То есть совет этот очень деятельный, там можно высказаться о наболевшем, и любое мнение мгновенно будет услышано. Таким образом, действительно можно решить много вещей.
– Вы не считаете, что педагогов сейчас поставили в некоторую зависимость от результатов – их зарплату, категорию. Причем категорию – от количества лауреатов... Как с этим бороться?
– Это, безусловно, так. Сейчас каждый день в мире проходит какой-то международный конкурс. Нынче у нас чуть ли не каждый – лауреат международных конкурсов, заслуженный артист… Раньше все было другого достоинства, иного качества. На мой взгляд, все звания, ранги, безусловно, еще имеют вес в нашей стране. Но надо, как говорится, показать товар лицом, доказать, то, что все это не случайно. А зарплаты педагогов, категории, лауреатство учеников – это всегда бесконечные проблемы. И здесь надо разбираться, что-то менять. Насколько смогу – поучаствую и в этом деле.

Как развивать талант?

– Что бы Вы посоветовали родителям и педагогам для развития таланта их детей и воспитанников?
– Развитие таланта – великое искусство. Это очень сложный механизм. Нужно идти на разные жертвы, если мы видим, конечно, уникально одаренное чадо. Самородки, как правило, появляются в провинции. И родителям нужно подумать о том, чтобы переезжать в Москву или Санкт-Петербург, лучше в Москву. Так было во все времена. И, конечно же, здесь нужна самая главная поддержка.
То, что касается профессиональных каких-то моментов, то это очень индивидуально. На мой взгляд, нужно учиться за весь период у нескольких педагогов, потому что у каждого свои подходы, свои стили, школы. В моей жизни было четыре блестящих педагога, в том числе мой папа, который занимается со мной с трехлетнего возраста и до сих пор. И вот сплетение разных стилей, школ и подходов, думаю, повлияло на мое мировоззрение, мой артистический образ, на мои подходы к разным программам. Это очень важно. И когда мы видим талантливого ребенка на отборе, мы подходим очень тщательно к тому, у кого он занимается, сколько лет у того или иного педагога и так далее. Не стоит намеренно делать из ребят вундеркиндов, заставлять их заниматься по 10 часов, потому что толку от этого не будет. Хотя понуждать, конечно, надо.

Что хочется успеть

– Вы достигли в музыке огромных высот. Что впереди?
– Хочется много чего успеть. А расписание довольно-таки плотное – 160 концертов в год. Мечтаю сыграть много нового, особенно романтической музыки, потому что ее нужно играть, когда ты можешь. Музыкант не знает, когда у него кончится не только запал энергетический, технический, но и, самое главное, душевный, внутренний. Потому что самое сложное в классической музыке – романтика. Ее играть очень сложно.
И, конечно же, надеюсь внести как можно больший вклад в развитие культуры в стране. Она должна стать не развлекающим фактором. Ведь концерт классической музыки – это не развлекаловка, не попкорн, который ты, придя в кино, съел и забыл. Это тяжелая работа. Но классическая музыка обладает уникальным свойством – воздействовать на мировоззрение, на душу, на чувства. Она очищает. И я получаю от этого огромное удовольствие.

Материалы по теме

«Альфа-Банк» подарил орчанам Мацуева

На днях в культурной жизни города состоялось грандиозное событие. В переполненном зале драмтеатра орчане впервые слушали всемирно известного музыканта Дениса Мацуева. Зал гремел от шквала нескончаемых аплодисментов и криков «Браво!». А обеспечил орчанам эту встречу «Альфа-Банк», который отмечает 10-летие успешной работы в Орске. К сожалению, немногим посчастливилось попасть на этот...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.