РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Экологическая обстановка не изменится без градостроительных решений

О чем говорят сегодня горожане в трамваях, собираясь на посиделки у дома? О наболевшем. В первую очередь - о капризах природы, нищенском существовании, бандитизме и воровстве, коррупции в чиновничьем аппарате и непременно о яман кале - плохом городе, в окружающей среде которого витают чуть ли не все элементы таблицы Менделеева. Словом, неважно живем. Сегодняшний разговор нашего корреспондента с государственным инспектором по охране окружающей среды комитета природных ресурсов по Оренбургской области В. Соколовой - об экологической ситуации в городе.- Вера Викторовна, еще 10-15 лет назад основными загрязнителями среды обитания были промышленные предприятия Орска и Новотроицка, которые выбрасывали в атмосферу 450-500 тонн вредных веществ в год. Считай, по полторы тонны на каждого жителя города. Сегодня, по официальным данным государственной статистики, они работают вполнакала, а некоторые и вовсе стоят. Тем не менее, дышать орчанам не стало легче, окна хоть каждое утро мой, к вечеру все равно на них новый налет образуется. В чем дело, как это можно объяснить?
- Экологическая ситуация зависит не только от деятельности промпредприятий, но и всех тех, кто проживает в городе, от того, как он застраивается, от санитарной обстановки. Конечно, то, что мы видим и имеем сегодня, не вызывает радостных чувств. Есть несколько причин, которые, как говорится, лежат на поверхности и напрямую связаны с ухудшением ряда экологических параметров. И первая из них - это значительное увеличение транспортного потока с полным отсутствием дополнительных транспортных развязок, мостов и так далее. Наблюдения, проводимые независимой лабораторией контроля загрязнения атмосферы Госкомгидромета, показывают, что загрязнение воздушного бассейна происходит именно теми ингредиентами, которые связаны с автотранспортом. Это диоксид азота, оксид углерода, по сравнению с началом 90-х годов повысился уровень загрязнения атмосферы бензопиреном.
- Но в других городах количество самодвижущейся техники тоже не становится меньше, однако положение там не столь угрожающее. Видимо, тут и ГИБДД не дорабатывает, слабо контролирует техническое состояние автотранспорта?
- Я бы не стала так однозначно говорить о работе автоинспекции. Она в этом плане выполняет возложенные на нее функции. Хотя, действительно, приборов контроля за выбросами автотранспортом в городе явно недостаточно. Но с помощью этой службы мы не построим новые дороги, а необходимость дополнительных транспортных развязок назрела давно. Об этом постоянно говорят экологи, пишет “Орская хроника”, знают власти.
Значительно возросли экологические, техногенные нагрузки на окружающую среду в связи с работой в рамках городской черты автозаправочных станций. Они растут, как грибы после дождя. А ведь когда Орск застраивался, градостроительных решений на этот счет не было. Я не говорю, что все это надо немедленно запретить, закрыть, жизнь не остановишь. Но, к сожалению, комплексная экологическая экспертиза, которая дала бы объективную оценку деятельности этих объектов, их воздействия на окружающую среду, не проводилась. Вот часто предприниматели жалуются на то, что чуть ли не каждый киоск должен пройти экологическую экспертизу. Но что делать? Все эти новостройки никогда не были завязаны с генпланом города, проектами детальных планировок районов. Специалисты природоохранной службы постоянно говорят, что градостроительная документация должна проходить комплексную экологическую экспертизу, и тогда не надо будет каждый павильон на трамвайной остановке или киоск подвергать экспертизе в областном комитете природных ресурсов. Но нас не слышат, комплексной оценки принимаемых решений в Орске пока нет.
Современный город немыслим без крупных торговых центров, супермаркетов. Но они вписываются в уже существующие застройки, которые не предусматривали парковку машин. Теперь без этого не обойтись. В результате уничтожаются газоны, спиливаются деревья. Понятно, что это необходимо, а мириться не хочется: город наш степной, ему, ох, как нужны каждое деревце, зеленые насаждения. Но само время заставило город развиваться, преобразовываться вопреки имеющимся градостроительным документам, однако соответствующей корректировки генплана до сегодняшнего дня нет.
- Еще одна проблема постоянно на слуху - отходы производства.
- Действительно, ситуация за последние годы мало изменилась, сколько бы ни муссировали ее природоохранные службы, средства массовой информации, другие заинтересованные органы. Возьмем, например, старый шлакоотвал никелькомбината, который как заложили в середине 30-х годов в водоохранной зоне реки Урал, так и находится там по сей день. Есть и положительный момент. На том же ЮУНК на кардах внедрена технология переработки шламов соленакопителей.
Серьезная работа проводится на промсвалке ОНОС, имеет лицензию на складирование отходов механический завод. То есть после выхода в середине 90-х годов соответствующего закона и с введением на местном уровне платы за отходы производства предприятия стали больше уделять внимания их размещению и переработке.
- Вера Викторовна, куда деваются огромные деньги, которые предприятия города перечисляют в экологический фонд?
- Вопрос и для нас один из самых больных. Реализация и осуществление природоохранных мероприятий, безусловно, без соответствующего финансирования просто невозможны, на энтузиазме сегодня разве что митинг можно провести. С 1991 года в Орске внедрялся экономический механизм природопользования. Идея платности за загрязнение среды обитания заключалась в том, что за все выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы и размещения отходов предприятия перечисляли средства во внебюджетный экологический фонд администрации города. Сумма зависела от того, насколько целенаправленно работал тот или иной коллектив по уменьшению наносимого вреда природе. И деньги эти целенаправленно шли на природоохранные мероприятия. Горожане наверняка помнят, как на эти средства осуществлялись санитарные очистки Зауральной рощи, велось озеленение, как бесплатно раздавались населению саженцы, ликвидировались несанкционированные свалки, фонд был единственным источником, подпитывающим строительство городских очистных сооружений. Деньги были не такие уж большие, но распоряжался ими город. Схема была такова: в Орск поступало 90 процентов средств от плательщиков, из которых 30 процентов должны были идти в область, но, учитывая нашу сложную экологическую ситуацию, Оренбург на свою долю не претендовал. 10 процентов средств шли в Федерацию.
С 2001 года согласно федеральному закону о бюджете экологические деньги стали бюджетными, и теперь целевые платежи, которые и расходоваться должны по назначению, распределены так: 17 процентов идут в Федерацию, остальные - в субъект, который обязан решать, в каком объеме возвращать эти средства на муниципальный уровень. И что в результате мы имеем? В прошлом году Орск перечислил в область свыше 37 млн. рублей, которые предназначены на охрану окружающей среды. Город же из этих средств получил менее трех миллионов. Так решило Законодательное собрание. Но позвольте, если город платит такую солидную сумму за загрязнение, стало быть, и грязи у него больше. Именно такие средства ему нужны, чтобы избавиться от этой грязи. Так что, куда ушли орские рубли, на какие цели распределили их наши доблестные законодатели, я не знаю. А вот ущерб, который нанесен тем самым Орску, подсчитать нетрудно - 35 млн. рублей на дороге не валяются.
Кроме того, что тоже немаловажно, в прошлом году не было сделано ни одной корректировки для предприятий, т. е. механизм природопользования, над которым кропотливо работал Орск, действовать перестал: средства перестали быть возвратными, целевые платежи превратились дополнительный налог, которого в самом деле не существует.
- Ну, если областные законодатели “упустили этот вопрос”, то депутатам горсовета, вашей службе обязательно надо было бить в набат...
- Не знаю, как депутаты, а мы почти ежемесячно обращались в природоохранную прокуратуру, в обладминистрацию, чтобы вернули нам эти средства, однако воз и ныне там. Кстати, нынешний год начался ничуть не лучше. Из ушедших в область более 6 млн. рублей (это еще не полный объем платежей) в город вернулось всего порядка 300 тысяч. Насколько я знаю, Законодательное собрание в нынешнем году из целевых экологических денег наметило вернуть Орску всего порядка 2 млн. рублей.
- Город задыхается от бытовых отходов, несанкционированных свалок. Усилий спецавтохозяйства здесь явно недостаточно.
- У нас значительно увеличилось количество источников образования отходов: рынки, торговые комплексы, киоски и т. д. Население города не растет, меняется его инфраструктура, которая производит, а затем выбрасывает всевозможные упаковки, пластик, банки, тару, чего раньше не было. Сегодня по окрестностям Орска этого добра пруд пруди. Городских решений по сбору и переработке этих отходов, к сожалению, нет. Занимается этой проблемой ряд предприятий, но лицензии они не имеют. Много сжигается отходов прямо на территории города, что серьезно влияет на состояние воздушного бассейна. Ни администрация, ни какие-либо службы не справятся с этой проблемой, пока у населения не появятся экологическая культура и сознание.
- Вера Викторовна, всякий раз, встречаясь с вами, я первым делом уточняю вашу должность. Был городской комитет по охране окружающей среды, его расформировали, передав функции комитету природных ресурсов. Что изменилось?
- То, что происходит сегодня с природоохранными службами на государственном, региональном, городском уровнях, положительным назвать трудно. Ликвидация единого государственного органа по охране окружающей среды и передача его полномочий Министерству природных ресурсов привели к резкому сокращению кадров госконтроля. По новому закону предусматриваются соответствующие муниципальные службы, но такой орган до сих пор в нашем городе не создан, и, естественно, экологические проблемы решать некому. Немало делаем в этом плане мы, но у нас сейчас другая работа и задача. Так что, повторяюсь, создание муниципального органа окружающей среды откладывать на потом никак нельзя. В других городах, насколько я знаю, они давно действуют во благо своим жителям.
- И последнее, что бы Вы хотели сказать читателям “ОХ”?
- Мы вновь вернулись к разговору на страницах газеты о проблемах экологии в дни, когда внимание всей мировой общественности сосредоточено на этих вопросах, так как 5 июня Организацией Объединенных Наций объявлено Всемирным днем охраны окружающей среды. Это событие, а также нынешняя публикация в “ОХ”, надеюсь, не пройдут незамеченными нашими законодателями, исполнительной властью, жителями города и послужат улучшению условий нашей жизни.

Материалы по теме

Водоснабжение

В последнее время на развитие городской системы направлены значительные капитальные вложения. В итоге подача питьевой воды с водозаборов составляет более 400 литров на одного жителя. Казалось бы, решена проблема. Но не полностью. В летний период живительной влаги не хватает. Причина заключается и в ее использовании на производственные цели, полив...

Пресс-служба ЦГСЭН сообщает

С приходом тепла в городе открываются летние кафе-бистро. Их хозяевам необходимо знать требования, предъявляемые к подобного рода точкам. Они предполагают наличие павильона с подключением к системам водоснабжения и канализации, санитарного узла, холодильников для хранения полуфабрикатов, базовой столовой, в зависимости от ассортимента, одноразовой посуды и столовых приборов. Кроме того, работники должны...

Экологическая обстановка не изменится без градостроительных решений

О чем говорят сегодня горожане в трамваях, собираясь на посиделки у дома? О наболевшем. В первую очередь - о капризах природы, нищенском существовании, бандитизме и воровстве, коррупции в чиновничьем аппарате и непременно о яман кале - плохом городе, в окружающей среде которого витают чуть ли не все элементы таблицы Менделеева....

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.