Прошу вернуть за вознаграждение. 30 процентов машин угоняют, чтобы вернуть за плату
- Репортаж
- 22-06-2002
Межрайонный специализированный отдел по борьбе с кражами и неправомерными завладениями транспортных средств в УВД города создан два года назад. Само время продиктовало принятие такого решения.- Дело в том, что незаконный автобизнес в последнее время не только в Орске, но и во всем мире занял одно из ведущих мест в криминогенной среде, - рассказывает руководитель этой службы подполковник милиции Александр Васильевич Алексеев. - Потребовалась “узкая” специализация в этой части работы правоохранительных органов.
- О каких-то успехах в вашей деятельности уже можно говорить?
- Задерживаем, до суда дело доводим, в основном работаем с организованными преступными группами, собираем и анализируем информацию об этих структурах, занимаемся розыском похищенного транспорта. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что около 30 процентов автотехники похищается с целью последующего возврата за вознаграждение. Сумма составляет примерно треть стоимости машины. Причем всем потерпевшим, кто обращается в нашу службу, обязательно помогаем.
- Не надо, видимо, сбрасывать со счетов и тот факт, что рядом с городом проходит граница с суверенным Казахстаном, и многое из краденого уходит за кордон. Был ведь случай, когда даже самолет угнали из Орского аэропорта.
- Определенное количество машин, конечно, переправляется через границу и теряется на бескрайних просторах южных республик, в том числе и в обмен на наркотики. Но это незначительный процент, пограничники наши не дремлют. И у нас с ними связи отработаны. А вообще все угоны можно разделить на три составные части: возврат за вознаграждение, перегонка и продажа в другие регионы и разборка на запчасти с последующей реализацией на рынке.
- Часто к вам обращаются за помощью?
- Надо прямо сказать, с заявлениями потерпевшие не торопятся. И одна из главных причин такого явления заключается в том, что люди боятся мести жуликов, минуя нашу службу, дают объявление в СМИ с просьбой вернуть технику, и таким образом сами потворствуют вымогателям. При встречах с нашими сотрудниками, а это мы делаем с большинством потерпевших, свой шаг они мотивируют тем, что преступники угрожали здоровью родственников и близких, сжечь машину, если о факте хищения станет известно милиции. Должен сразу сказать, что еще не было случая, чтобы эти угрозы осуществлялись на практике, чтобы обратившийся к нам автовладелец пострадал, и тем не менее, на контакт с органами правопорядка они идут неохотно. Жуликам это на руку. Они ведь и жертвы стараются выбирать не из самых бедных, а такие, с которых можно побольше взять.
- Какие машины наиболее часто угоняются?
- Для возврата за вознаграждение - десятая и девяносто девятая модели “Жигулей”, на разборку идут “пятерки” и “шестерки”.
- Александр Васильевич, можно привести несколько примеров, когда помогли пострадавшим автовладельцам и преступники были наказаны.
- В нынешнем году, например, задержан и осужден к лишению свободы некий гражданин, занимавшийся мошенничеством. Явление это, кстати, приобретает все большее распространение. А суть его заключается в том, что звонят пострадавшему автовладельцу и требуют выкуп. При этом требуют не сообщать в милицию. На самом деле никакой машины нет. Но наши люди доверчивы, отдают деньги, которые неизвестно куда уходят, и, естественно, остаются, что называется, на бобах.
Или вот недавний случай. Обратился к нам пострадавший. Вора задержали и машину вернули. Сейчас по этому факту идет следствие. Словом, те, кто идет с нами на контакт, правдиво и честно рассказывает историю угона, как правило, остаются в выигрыше. К сожалению, есть такая категория людей, которая просит помощи, но достоверной информации не предоставляет, мотивируя тем, что боится жуликов. Ну, тогда, как говорится, извините, зачем вам милиция?
У нас работают профессионалы, всегда можем оказать реальную помощь. Конечно, нелегко найти похищенный автомобиль, но мы работаем. Схема угонов вырисовывается примерно такая: краденая техника отгоняется в гараж-отстойник, где перебиваются номера узлов и агрегатов или разбирается на запчасти. Что нас беспокоит? В городе десятки тысяч гаражей, конечно же, знать, что в каждом хранится, просто невозможно. Здесь бы проявить больше бдительности, чуткости владельцам соседних гаражей, которые наверняка сразу же могут заподозрить неладное в своем кооперативе. Но у нас слишком живуч принцип: моя хата с краю - ничего не знаю. А ведь сообща мы могли бы существенно снизить уровень криминального автобизнеса.
- Вы сказали об устоявшихся группировках автоугонщиков. Много их выявлено?
- В прошлом году задержали две такие группы вместе с похищенными автомобилями. Были, как полагается, следствие, суд... Но дело в том, что все они сейчас на свободе.
- Почему?
- Закон предусматривает наказание за такой вид преступлений, но оно, считают наши специалисты, излишне мягкое. Давайте посмотрим такую ситуацию: человек многие годы собирал средства, во многом себе отказывая, занял недостающие деньги у родственников, близких, чтобы приобрести железного коня... И вот его украли. Понимаете, какая беда для человека. А преступники - часто молодые люди с прекрасными характеристиками, ранее несудимые, и поэтому суд к ним лояльно относится. Они получают минимальное наказание, выходят на свободу и нередко вновь принимаются за прежнее ремесло. Но мы зачастую жалеем преступников больше, чем потерпевших.
Наступило лето, и кривая угонов пошла вверх, в чем большая доля вины самих владельцев автотранспорта. Поражает их беспечность: машины оставляют где угодно без присмотра, соответствующих средств сигнализации и защиты, а для угонщика открыть штатный заводской замок никакого труда не составляет. Поставить за каждой машиной сторожа милиция тоже не в состоянии.
- Значит, работы хватает?
- Безусловно, наши сотрудники находятся на своих местах, не считаясь с личным временем. Большой вал угонов сейчас дают иногородние, особенно сельские автовладельцы, которые по разным делам приезжают в наш город. Там у них автомобили стоят под открытым небом, без всякого присмотра, считают, что и в городе такое возможно. Вот и приходится расплачиваться за свою беспечность. Несомненно, наши усилия дают результат. Однако еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в борьбе с этим злом мы можем достичь значительно больших успехов, если подключатся общественность, каждый горожанин.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024