Хозяином судьбы и жизни станет средний класс собственников
- Репортаж
- 04-07-2002
К мнению компетентных лиц, облеченных должностью и властью, пресса обращается постоянно. А вот человек из разряда рядовых в последнее время, к сожалению, остается за кадром. Хотя его отношение к происходящим событиям, реальной действительности во всем ее разнообразии представляет не меньший интерес. Имя Святослава Калинова некоторое время назад в городе было на слуху. Имея высшее юридическое образование, он оставался рабочим. Последняя запись в трудовой книжке: заливщик свинцово-оловянистых сплавов в вагонном депо станции Орск. В период начавшихся реформ являлся кандидатом в депутаты СССР и РСФСР. Сейчас Калинов - частный предприниматель.РАЗВЕЯННЫЕ ИЛЛЮЗИИ
- Святослав Аркадьевич, дело, конечно, прошлое, но, если откровенно, не обидно, что надежды “порулить” страной не оправдались?
- Не совсем корректный вопрос. Депутаты Госдумы не рулят и не должны этого делать, у них совсем другое предназначение.
- И все же именно они диктуют правила, по которым обязаны жить и государство, и его граждане. Значит, еще как рулят?
- Тем не менее, я остаюсь при своем мнении. В 1989-1990 г.г. мне действительно выпала честь принимать участие в качестве кандидата в выборах народного депутата СССР по избирательному округу № 147 и РСФСР по национально-территориальному округу № 60, где вместе со мной баллотировались В. Черномырдин и Д. Волкогонов. Прошло тринадцать лет, сейчас мало кто помнит о баталиях, развернувшихся тогда. Интересное было время, время перестройки, гласности, наивных надежд, что жизнь повернется к лучшему. Был принят самый демократичный закон о выборах, позволивший мне в них участвовать. Сейчас, когда к власти рвется денежный мешок под разными обличьями, простому рабочему, юристу, врачу, учителю просто немыслимо принять участие в выборах не то что в федеральные органы власти, но даже в местные. Теперь необходимо продать свои ум, честь и совесть какому-нибудь воротиле или руководству одной из квази-партий, общеобразовательный, интеллектуальный, моральный уровень которого зачастую вызывает большие опасения. Желающие, правда, находятся, но это не мой путь. Народные избранники должны прежде всего работать на профессиональной основе, а не быть депутатами по совместительству, и плодом их труда должны быть законы - простые, ясные, выполнимые и обязательные для всех. При этом желательно, чтобы они были прямого действия, т. е. без подзаконных актов, постановлений, инструкций.
Надо сказать, что программа, с которой я шел на те исторические выборы, не реализована до сих пор. Бюрократия правила бал тогда, правит и сегодня. Профессиональной стали только Госдума и с недавнего времени - Совет Федерации. Депутаты всех остальных уровней фактически работают по совместительству, что совершенно недопустимо. Предприниматель-депутат, чиновник-депутат, директор завода-депутат - это издевка над законотворчеством, а, следовательно, и над народом. Скажите, кому-нибудь придет в голову заставить оперирующего хирурга по совместительству являться в больнице слесарем-сантехником, электриком и завхозом, или начальнику отделения железной дороги быть одновременно машинистом, дежурным по станции и монтером пути. Но то, что творится в законодательной власти, как раз и иллюстрирует вышеизложенный бред. Если законы не создают специально избранные люди, то их создает бюрократия, т. е. чиновники, а депутаты, не имея возможности и времени разобраться во всем сами, штампуют их. Последствия такого замещения разрушительны для государства, и мы все это видим. Сегодня закон принимают, завтра отменяют, либо вносят в него поправки, а лихорадит от этого всю страну.
Мне не обидно, что не удалось “порулить” страной. Оглядываясь назад, обидно за другое: не оправдал надежды тех 20 с лишним тысяч орчан, которые, несмотря ни на что, стабильно на трех выборах отдавали свои голоса за меня. Сейчас, по прошествии стольких лет, могу утверждать без ложной скромности: если бы в Верховном Совете, а в последствии в Госдуме все депутаты были бы такими, как я или Ю. Болдырев, который в отличие от меня был избран, а затем за честность, принципиальность и неподкупность изгнан отовсюду, то страна пошла бы по другому пути и народу жилось полегче. Однако там не мы, а Жириновский с сыном, Марычев с компанией и ряд других депутатов, бегающих из законодательной власти в исполнительную по три раза за созыв. Как следствие, вместо вдумчивой работы - постоянный крик и шум политиканствующих деятелей. Какие уж тут вменяемые, стабильные законы. Конечно, вымыть сапоги в Индийском океане легче, чем создать Гражданский кодекс Наполеона в 1804 г., но зато насколько полезнее для народа, живущего 200 лет по одним и тем же правилам. Вот об этом надо помнить, когда мы избираем своих представителей в органы законодательной власти.
- Мы наблюдаем одну и ту же картину: в период выборов все кандидаты обещают изменить жизнь земляков, а как только появляется возможность, остаются в столице и в Орск уже не возвращаются.
- Мое отношение к такого рода обещаниям резко отрицательное. Я сейчас говорю о кандидатах, участвовавших со мной, включая Черномырдина с Волкогоновым. Во-первых, такие обещания нереальны и необоснованны. Чем орчанин или оренбуржец лучше жителя Воронежа, Омска, Владивостока? Повторюсь - депутата избирают не для того, чтобы он лоббировал чьи-либо интересы, а для того, чтобы он создавал правила игры на жизненном поле, одинаковые для всех россиян. Либо все вместе в рай, либо в ад, такова цена его работы, остальное от лукавого. Во-вторых, различного рода посулы - обман наивных избирателей, простых людей. Если замордованного жизнью обывателя я могу еще понять, то высокообразованного кандидата-лгуна не одобряю.
Не называя фамилий, пройдусь по тем обещаниям, которыми бросались мои соперники на памятных мне выборах. Судите сами. Один давал слово наполнить орский рубль реальным содержанием, с помощью бартера создать райскую жизнь орчанам и в дополнение открыть отделение микрохирургии по пришиванию пальцев, ушей и носов. Другой клялся бороться с мафией и победить ее, не зная, что это такое. Был избран и, наверное, победил бы, если бы мафия его заметила. Третий собирался за счет шведов радикально улучшить экологическую обстановку в городе. И шведов нет, и он далече. Четвертый божился за счет административного ресурса газифицировать все села Оренбуржья. Может, и сделал бы, если бы не пошел на повышение и не занялся газификацией Европы и ближнего зарубежья.
Что касается того, что практически все, кто получил заветный мандат, остались жить в Москве, то здесь нет ничего страшного. Меня, кстати, первого из всех выступившего за профессиональный парламент, обвинили в таких помыслах, что предполагает постоянное проживание в Москве. По-моему, пусть человек живет хоть в Нью-Йорке, лишь бы им гордилась страна и малая родина. Вот с этим у нас проблемы, гордости за оставшихся в Москве земляков мы не испытываем и великих дел не видим. Потому и даем звание Почетного гражданина города за 40 тонн краски и 500 тысяч рублей инвестиций в городскую экономику. Сомнительная честь, учитывая, что то и другое выложено не из своего кармана, а, опять же, из нашего, общего.
ЭТОМУ ДАМ, ТОМУ НЕ ДАМ
- Почему, на ваш взгляд, в казне города, обладающего мощным промышленным потенциалом, постоянная нехватка средств со всеми вытекающими отсюда последствиями?
- Я не специалист в области экономики и не в состоянии ответить на вопрос исчерпывающим образом. Причин, видимо, много. Однако я совершенно точно знаю со слов А. Смита, что для процветания страны нужны мир и хорошие законы. Относительный мир мы имеем, а вот со вторым - проблема. Выходит, опять все упирается в законы, а, следовательно, в людей, которых мы избираем. Экономика Орска - часть экономики страны. Главный текущий закон - закон о бюджете. Сидят в Думе избранные частично нами, частично по архаичным партийным спискам неизвестные нам лица, в том числе и с криминальным прошлым, и делят наши деньги. Этому дам, тому не дам. Проект написан чиновниками из правительства, поскольку депутатам недосуг им заниматься: то посты делят, то в загранкомандировки ездят, то Европу с Америкой ругают.
Чиновники, навалясь скопом, проталкивают бюджет, в котором отчисления от доходов в местный бюджет всех городов, включая Орск, урезаются на сотни миллионов рублей. Между тем, расходы на льготы и зарплаты бюджетникам возлагаются на местную казну. В результате Орск находится в плачевном состоянии. Это одна из главнейших причин наших бед. Возьмем другие области: приватизация - плохой закон, банкротство - тоже. Так можно продолжать бесконечно. Последствия - вымирающая экономика, избиратели, которым все до фени. На выборы не идем, считая, что от нас ничего не зависит, и одновременно верим всему, что говорят недобросовестные кандидаты в депутаты. Хороших не поддерживаем, плохих не ругаем. Потому и живем, как придется, обижаться не на кого. Клюнул нас петух в одно место, идем воевать с Анохиным за места под солнцем на Центральном рынке, разбили машину на колдобинах, судимся с дорожниками, кричим, суетимся, а когда бюджет приняли такой, что из наших карманов вытащили миллиард, - молчим.
ЗВОНУ МНОГО, ТОЛКУ МАЛО
- Стало быть, вы к подобной категории не относитесь, стараясь высказаться по особо актуальным темам прямо и откровенно. Да и на власть не рассчитываете, занявшись решением семейных проблем самостоятельно.
- Предпринимателем я стал, можно сказать, случайно. Согласитесь, в сорок с лишним лет менять весь привычный уклад жизни непросто. Однако сейчас я об этом не жалею. Хотя труд мой нелегок. Рискуешь своей репутацией, деньгами, здоровьем, а, зачастую, и жизнью. Приходится быть одновременно экспедитором, грузчиком, продавцом, охранником, кассиром и бухгалтером. Словом, весь риск ложится на тебя. Мало этих проблем, так нужда заставляет “бодаться” с государством в лице многочисленных “кровососущих” под названием чиновники. Это неистребимое племя, пользуясь несовершенством законов, неразберихой в законодательном процессе, выискивает все новые и новые способы пополнения бюджетов всех уровней, но прежде всего - личного. При этом упорно старается свернуть голову курице, несущей золотые яйца, не понимая, что рубит сук, на котором само и сидит.
Поддержки от государства малому бизнесу практически нет никакой, хотя звона на эту тему много. Взять хотя бы разговоры о знаменитом тринадцатипроцентном налоге на доходы. Говорят, будто он самый маленький в мире, забывая о других налогах, которые в сумме дают немыслимые цифры. И это только прямые налоги, а ведь есть еще косвенные: оплата за обучение, лечение, услуги пожарной охраны, БТИ, ГИБДД, помощь горадминистрации на проведение праздников, фейерверков. В таможне даже услуги штатного юриста по таможенным вопросам платные. А ведь речь идет о государственных органах, существующих за наш счет. Беспардонное вранье по поводу налогов удручает. Существовать в таких условиях может только российский предприниматель. Он в целом умен, сообразителен, по-житейски хитер, что и уберегает его от разорения. Но и неудачников в нашем деле много. Одни разоряются и бросают бизнес. Другие залезают в такие долги, что вынуждены скрываться от кредиторов, есть случаи самоубийств. Занимаясь мелким бизнесом, необходимо быть очень осторожным, стараться зря не рисковать. В итоге, может, шампанского пить не будешь, но относительный достаток семье обеспечишь.
- Насколько меняется человек, занявшийся мелким бизнесом, и что происходит с такими качествами, воспитанными за годы советского периода, как взаимопомощь, коллективизм, готовность самопожертвования?
- Очень сильно меняется. Мы ведь с детства приучены, что все заботы о нас брало на себя государство, оплачивая при этом наш труд по мизерным ставкам. И вдруг ты - хозяин своей судьбы, сам планируешь, принимаешь решения, сам за них отвечаешь. При этом можешь жить хорошо, а потом вдруг оказаться в категории бомжей. Ощущения совершенно новые, незнакомые. Тебя охватывает чувство свободы и независимости очень острое, особенно на первых порах. Становишься ярым индивидуалистом, правда, не по своей воле, а, исходя из требований жизни в новом мире. Необходимо по возможности скрывать места приобретения дешевого товара, способы его быстрейшей реализации, методы ведения конкурентной борьбы, способы выгодного вложения денег в новые проекты. Однако, когда затрагиваются однотипные интересы большого числа предпринимателей, индивидуализм отходит в сторону, уступая место солидарности и сплоченности. Если каждый из них ощущает себя хозяином своей судьбы, то все вместе они уже начинают чувствовать себя хозяевами жизни, как некую общность, которой давно придумано название “средний класс”.
- Следовательно, будущее страны действительно за ним, и он станет основой процветания России?
- Это очень громко сказано. Однако и преуменьшать значение мелких собственников нельзя. Этот слой общества исполняет роль стабилизатора, груза в трюме корабля, который не дает ему перевернуться. Стоит такому грузу даже незначительно сместиться, угроза опрокидывания судна неминуема. Вспомним, кто решал судьбу страны во время гражданской войны. Надоедал крестьянину “белый беспредел”, брал он в руки дубину, и катилась на восток армия Колчака. Насытившись “красным беспределом”, отрывал мужик в огороде берданку, и уже буденновская конница улепетывала со всех ног. Так что, этот класс надо бережно растить, лелеять, он спасет нас от многих бед.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024