- Культура
- 27-02-2014
В начале марта актеры драматического театра представят уникальную постановку «К божьему порогу», посвященную 200-летию Т. Шевченко. Уникальная она потому, что подобных проектов нет в Оренбургской области. Удивительная история великого поэта Т. Шевченко развернется на сцене ДК металлургов в Международный женский день. О чем она будет и какие еще культурные события произошли в нашем городе, расскажут материалы традиционной рубрики «Культура».
«Через напевы слышится душа народа»
Не так давно в колледже искусств состоялся юбилейный концерт А. Карнацкого, заслуженного работника культуры, преподавателя, а также бесподобного музыканта. В этот день поздравить своего наставника пришли его ученики, которые сами являются преподавателями. Помимо теплых слов, со сцены звучали произведения классического и русского народного репертуара, которые исполнили юные балалаечники.
Первое знакомство с исконно русским инструментом у Александра Гавриловича началось еще в шестидесятых годах. Родители отдали юного Сашу вместе с братом в музыкальную школу обучаться игре на балалайке. В первом классе маленькому виртуозу довелось играть на концерте, посвященном 25-летию Магнитогорска. После выступления, заволновавшись, убежал под рояль, вместо того чтобы уйти за кулисы. Но зрители не растерялись и еще больше поддержали юного музыканта аплодисментами. Наверное, с этого и началось первое знакомство со сценой. Вдохновленный музыкой, Александр Гаврилович с тех пор неразлучен со своей балалаечкой. После музыкальной школы Карнацкий окончил Магнитогорское музыкальное училище, Уфимский институт искусств. На своем жизненном пути Александру доводилось играть с известным по всему миру баянистом Фридрихом Липсом и другими именитыми музыкантами. Несмотря на колоссальный опыт (работал в музыкальных училищах Альметьевска, Сызрани, Уфы и других), он постоянно для себя открывает что-то новое.
– Мне всегда учитель говорил: «Умри, но сделай» или «Всегда живи своим умом», – вспоминает Александр Гаврилович, – поэтому за время учебы я ни разу не пропустил ни одного занятия. Тогда многие тянулись к музыке, а сегодняшняя молодежь иногда может себе позволить прогулы. Но я стараюсь увлечь ребят. Если в балалайке три струны, это не значит, что можно легко научиться. Каждый должен честно исполнять свою работу.
– Преподавательская деятельность наверняка отнимает много сил и энергии...
– Я бы так не сказал, – отвечает собеседник. – Считаю, что если человеку дано играть, то он должен постоянно музицировать. Сейчас очень мало играющих преподавателей. Ученикам пытаюсь вложить все свои знания, ведь недаром я их получал. Начинающий музыкант должен играть не за оценку, а чтобы своей игрой проникать в душу и сердце слушателя. Аплодисменты – вот его главная оценка.
– На концерте очень много выступало молодых дарований, как Вы считаете, сейчас балалайка пользуется популярностью?
– Я считаю, что культура – это иммунитет народа. Если ты сохраняешь свои обычаи, традиции и песни, то народ твой живет. Этот год объявлен Годом культуры, однако по радио и телевидению очень мало программ, которые бы рассказывали о наших ценностях, в том числе о русском народном инструменте балалайке. Хорошо, что дети продолжают народные традиции наших предков, обучаясь в музыкальных школах игре на этом замечательном инструменте...
С Александром Гавриловичем можно бесконечно разговаривать о музыке, духовности и культуре. Какая бы ни складывалась обстановка в стране, он всегда берет в руки свою балалайку и начинает играть. Благодаря таким виртуозам мы и сохраняем наши традиции. А благодаря его жене Ольге Карнацкой, которая является не только поддержкой и опорой, но и талантливой пианисткой, а также концертмейстером, эти традиции живут и процветают.
«Страсти по Тарасу» продолжаются
Незадолго до премьерного показа спектакля «К божьему порогу» для представителей местных СМИ был организован пробный прогон пьесы.
Актеры орского драматического театра играли без костюмов, но в зале царила возвышенная атмосфера.
Главным зрителем был прибывший из Самары писатель А. Игнашов, благодаря которому и появилась эта пьеса-легенда. За работой актерского коллектива следил и Б. Бланк, заслуженный художник РФ.
Уникальным событием этой весны для театралов является постановка, приуроченная к 200-летию великого поэта и художника России и Украины Т. Шевченко. Сосланный в Орскую крепость подальше от высшего общества, Тарас Григорьевич, сидя в одиночной камере, не сдался и не отступил от своих прежних идей вопреки обстоятельствам. Этот этап жизни, без сомнения, оставил мучительный отпечаток в душе великого человека. Перед зрителями открывается иная сторона жизни украинца Шевченко. Детство, юность и зрелость – три основные составляющие этого спектакля. Колоссальный труд проделан всей творческой группой, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Три Тараса, каждого из которых играют разные актеры, три вехи жизни знаменитого поэта тесно переплетены между собой, и каждая из них несет в себе определенный смысл. Украинские песни и танцы, завораживая народным колоритом, мгновенно переносят зрителя в ту эпоху. Минимум декораций, но максимум участия всех актеров на сцене. Любовь к своей Родине, к близким людям, к творчеству сменяется гонениями власти, разгульной жизнью, унижениями в карцере. Помимо этого, яркими вспышками и нежным шепотом показана любовь к женщине, которая на протяжении всей пьесы присутствует в каждом из трех Тарасов. Будь то к сестре Ирине (Н. Цепелева), или к княгине Репниной (Л. Бажина), или к юной польке (А. Маланьина). Это высокое чувство неоднозначно, как и сам Тарас Григорьевич. После просмотра наверняка каждый для себя вынесет что-то особенное. Самое главное все же заключено в финале. Сорокасемилетний Тарас Шевченко (В. Медведев), скованный в своих действиях и мыслях, смотрит со стороны на свою жизнь, произносит: «Похороните меня на Украине...»
Как признался А. Игнашов, его спектакли более десяти лет не ставились в России. Когда он был в дороге по пути в Орск, то очень переживал, как справятся орские актеры с поставленной задачей.
– Изначально жанр пьесы я определил как «думы о Тарасе», – поясняет Александр Викторович. – Более двенадцати вариантов будущей постановки было отправлено, прежде чем выбрать заключительный. Когда рождался текст, я ведь, по сути, даже не знал ни актеров, ни возможностей, ни сам театр. Считаю, что орчанам удалось перенести на сцену ту идею, которую я вынашивал не один год. Я прекрасно понимаю, что название «К божьему порогу» в меньшей степени рассказывает, о чем спектакль. Есть предложение озаглавить «Страсти по Тарасу», решение я оставляю за орчанами.
Ларец подарков в музее Т. Шевченко
Недавно в музее имени Тараса Шевченко состоялась выставка прикладного искусства.
Клуб «Параскева» сравнительно молодой, и организовался он благодаря любителям вышивки, бисероплетения, вязания и других видов творчества. После того как состоялась выставка текстильных кукол Н. Пушкиной, желающих освоить создание такой красоты хватило, чтобы организовать клуб по интересам. Ограничений по возрасту нет, каждый, кто хочет освоить то или иное декоративно-прикладное искусство, можно стать членом клуба «Параскева».
Деревья из бисера, игрушки, картины, вазы – более сотни работ поражают своей индивидуальностью. Каждая продумана создателем, сделана со вкусом, это подтверждает то, что каждый из участников относится к своим творениям с любовью.
Ведущая рубрики Анна Митрофанова
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024