От зарплаты до зарплаты живет семья бюджетников
- Экономика
- 26-09-2002
Продолжает расти классовое расслоение общества, за которое на самой заре перестроечной эры ратовали государственные стратеги и политики. Уравниловке - решительное нет! От каждого - по способностям, каждому - по труду! Знакомые лозунги? Еще бы. Многоголосый провинциальный хор подхватил “новую песню о главном”, и пошло-поехало. Постепенное падение на дно жизни одних, подъем к вершинам благополучия других. Шикарные многоэтажные коттеджи рядом с трущобными общежитиями с застоявшимися канализационными стоками в подвале и кусками фанеры вместо стекол. Но это, как говорится, крайности. По ту или другую сторону двух полярных лагерей оказались далеко не все. СМИ не раз обращались к теме “униженных и оскорбленных”, писали и про успешных, обеспеченных. Но почему-то до сих пор “за кадром” оставались самые обычные семьи рядовых бюджетников. Как живется сегодня простому человеку из старых русских? Обычному интеллигенту, какие еще остались?
Сказать по правде, нелегко было найти семью, которая согласилась бы рассказать со страниц газеты о своем житье-бытье. Оно и неудивительно: скромные люди, не привыкшие выпячиваться, лезть на глаза... Сами условия жизни сделали их такими...
ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Дело было в степном Кустанае. Девятнадцатилетний Валерий Иванов попал в больницу. Уколы, таблетки, разговоры о здоровье да политике с соседями по палате. И завершилось бы для него лечение традиционным выздоровлением, не приглянись молоденькая медсестра Елена. Стали встречаться, а через год сыграли свадьбу. Валерия всегда манило небо, но по состоянию здоровья на мечте о карьере летчика пришлось поставить крест. Применение своим способностям нашел в авиамодельном спорте. Стал работать руководителем кружка. Муж - педагог, жена - медик. Родился сын. Потянулись будни типичной семьи бюджетников.
Громом среди ясного неба грянула перестройка. Отношение к русским в Казахстане резко изменилось. В 1993 году пришлось продать квартиру и все свое имущество за бесценок и переехать подальше от национальных проблем, в Орск. Начинали с нуля. Новый город, люди, отношения... Нелегко было привыкнуть, обжиться. Сняли квартиру, со временем нашли работу по специальности. Валерий устроился на городскую станцию юных техников, жена - медсестрой в противотуберкулезный диспансер. Но квартирный вопрос оставался открытым. Строительство жилья в Орске неуклонно сходило на нет, и надежда на его получение становилась все призрачнее.
Так прошли три года. С деньгами помогла теща, да и сами влезли в долги. В результате заветная двухкомнатная квартира была приобретен, и жизнь семьи начала входить в свое привычное русло. Чтобы расплатиться с долгами, Валерий совмещал работу с занятием коммерцией. Торговал компакт-дисками. Особых доходов не было. Да и не по душе как-то пришлось, поэтому со временем оставил дело и полностью посвятил себя работе на станции, что приносило и продолжает приносить ему огромное моральное удовлетворение.
СФЕРА МАТЕРИАЛЬНАЯ
Семья существует 16 лет. За эти годы удалось обзавестись старенькой “копейкой”, гаражом. Телевизор, музыкальный центр, стенка, мягкая мебель... Купили огород - своеобразный признак стабильности орских семей: не то, чтобы в нем была великая необходимость, просто хочется, чтобы все было, как у других. Теперь обсуждают со знакомыми секреты приготовления солений и варений. И так же, как другие, клянут, на чем свет стоит, эти 6 соток...
Если оценивать мерками, принятыми в нашей стране, у этой семьи есть все необходимое. Стабильная работа, какое-никакое имущество, привычка жить “от зарплаты до зарплаты”. Валерий работает с утра до вечера. А как иначе? Если хочешь что-то вложить в своих воспитанников, не обойтись без задержек сверх положенного времени. При большой нагрузке - 36 часов в неделю - получает 2500 рублей. Невысокая зарплата - участь всех педагогов. Заработок жены уже год, как вполне приличный - около 5 тысяч рублей. Но и место работы более чем специфическое: всегда существует риск подхватить ненароком палочку Коха, не говоря уже о контингенте больных.
Бюджетники как никто другой зависят от волеизъявления власть имущих. Еще год назад они получали совсем смехотворное вознаграждение за нелегкий труд. После увеличения зарплаты в два раза жить стало полегче. Но спокойствия все равно нет. Как нет уверенности в завтрашнем дне и чувства стабильности. Идут разговоры, что диспансер скоро начнут финансировать федералы, уберут надбавки за вредность. Для сотрудников учреждения это означает одно: уменьшение зарплаты почти в два раза. Встанет вопрос о поиске новой работы. Вот и живут, как на вулкане, нервничают, ждут, что решат власть имущие.
Но семьи бюджетников видели на своем веку времена и похуже, успели привыкнуть ко всякому. Взять хотя бы период хронических неплатежей, когда ни муж, ни жена месяцами не получали денег. Жили в долг, перебивались случайными подработками, чтобы хоть как-то прокормить семью. С содроганием вспоминают это время...
СФЕРА ДУХОВНАЯ
У этой семьи есть главная отличительная особенность - они не считают, что жизнь проходит мимо. В принципе, довольны тем, как все сложилось, Не в пример всему недовольному хору нытиков, каких в наше время пруд пруди. У них не так много времени, чтобы посещать театр и кино, не хватает денег для отдыха в кафе и ресторанах. Но их вполне устраивает и семейный досуг. Выезды на природу, шашлыки, работа в саду. Много радости доставляют домашние животные - кот Пушок и пес Филя. В семье - гармония и взаимопонимание, что вовсе неудивительно. Валерий, Елена, их сын Леонид - личности цельные. Каждый нашел себя в жизни. Многие ли могут похвалиться тем же самым?
Елена - отличная хозяйка. Кулинар и повар, что называется, от Бога. Старается поддерживать уют и не устает удивлять семью новыми рецептами. Валерий обожает старый западный рок. Собрал солидную коллекцию дисков. По стопам отца пошел и 14-летний Леонид. И не только в плане музыкальных пристрастий. Сегодня он - один из лучших авиамоделистов в городе. Мечтает связать свою жизнь с авиацией, поступить в МАИ.
С ОБИДОЙ НА СИСТЕМУ, НО С ГОРДОСТЬЮ В ДУШЕ
Обида на власть у бюджетников, конечно же, есть. Но, наверное, в нашей стране такая система. От трудов праведных не наживешь палат каменных. Выбрав в далекой молодости самые нужные и благородные профессии медика и учителя, люди обрекают себя тем самым на материальные рамки “от зарплаты до зарплаты”, на бесправие перед произволом государственной политики и экономики, определяющей: вовремя получат они свои кровные или придется жить в посте и молитве, пока не дождешься манны небесной в виде своих же заработанных честным трудом денег. Удивительно, но в нашей стране, начиная, пожалуй, с послереволюционных времен, ни учителя, ни медики не отличались большим достатком. Почему так? Вопрос риторический...
Каждый из них действительно любит свою работу и не мыслит себя без нее. За трудовую жизнь подворачивалось немало возможностей сменить род занятий. Тогда с деньгами проблем не было бы. Но нет: ни Валерий, ни Елена не пошли по этому пути. Ведь не хлебом единым жив человек! Для них важнее получать радость от процесса работы, видеть результаты своего труда, знать, что ты полезен обществу. А, значит, можно честно смотреть людям в глаза и говорить с уверенностью, что живешь на этом свете не зря. Это для них главное. Да и не только для них. Сколько еще таких семей!..
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024