Тук, тук, к нам постучался переписчик вдруг
- Экономика
- 12-10-2002
Всероссийская перепись населения – центральное событие государственного масштаба 2002 года - идет полным ходом. Наши корреспонденты не только выполнили свой гражданский долг и честно ответили на все вопросы анкеты, но и постарались исполнить долг профессиональный: вместе с переписчиками побывали в самых разных, порой экстремальных местах Орска, которые также охвачены акцией. Сегодня перед вами практически полная картина того, что происходит в городе в эти дни.БУДЬТЕ ГОТОВЫ К НЕОЖИДАННЫМ ВОПРОСАМ
Узнать местонахождение моего переписного участка оказалось не так-то просто: объявление на подъезде с данными стационарного пункта висело всего лишь пару часов. Кто-то, не решившись положиться на свою худую память, а может, просто из хулиганства сорвал его с корнем. Тем не менее, на участке, находящемся в одном из кабинетов близлежащей школы, я была одной из первых. То есть в роли подопытного кролика.
Здесь15 домов были распределены между пятью переписчиками, двое из которых уже отправились по квартирам. Особо ответственные товарищи из тех, кому не терпелось исполнить свой гражданский долг, уже отвечали на вопросы анкеты. Люди сменяли один другого, и только мне не везло.
Началось с того, что не смогли отыскать мою регистрационную форму. Перерыли бланки с первого до последнего - тщетно. «Наверное, переписчица захватила с собой карточки на вашу квартиру», - решили дружно и выделили мне новехонький листок. Кое-как вместе с переписчиком сообразили, как с ним обращаться, заполнили первую страницу, и вдруг объявилась стопка бланков моего дома, которую так искали. Давай переписывать данные заново. По ходу возникали вопросы, над которыми приходилось поломать голову. Могли бы вы, например, с ходу вспомнить общую и жилую площадь своей квартиры? Мой совет - предварительно изучите внимательно ордер.
Еще один интересный вопрос касался знания языков. Допустим, помимо русского языка вы много лет учили еще и английский. Умеете также работать с немецким текстом. Но можно ли сказать, что владеете двумя иностранными языками? Окончив школу, а то и вуз, невозможно «владеть языком». Минимум - вы отличаете иностранную речь от русской, максимум - понимаете смысл простеньких выражений. По-настоящему язык вы не знаете.
- Как все сложно! Как запутано! - бормотал мой консультант-переписчик, в растерянности переводя взгляд с одного бланка на другой и пытаясь найти подсказку в пособии.
- Давайте теперь заполним форму на вашего супруга.
Оказывается, учетной единицей во время переписи считается семья и, придя на участок, вы предоставляете сведения о муже (жене) и детях.
С горем пополам, общими усилиями разобравшись с графами и, изучив чем же отличаются формы С1 от Д2 и К2, закрываем последний лист. Научились. Теперь дело пойдет быстрее. А я, проведя целый час на переписном участке, с чувством выполненного долга покинула школу. И времени было совсем не жаль. Как-никак, историю творим.
Эвридика АКИМОВА.
НЕ ЗАБЫЛИ ОДИНОКИХ И БОЛЬНЫХ
9 октября с утра пораньше наш корреспондент побывал в горбольнице № 4, чтобы на ее примере рассказать, как проходило в стационарных лечебных учреждениях столь значимое в масштабах страны событие. Отделом городской статистики загодя был проведен инструктаж старших медицинских сестер всех городских больниц. Заниматься переписью населения в этом учреждении назначена Н. Пастухова, причем на общественных началах. То есть, как говорится, из любви к искусству и совершенно бесплатно. Надежда Николаевна была снабжена увесистой стопкой должностных инструкций и соответствующих случаю брошюр. Согласно букве закона ей вменялось в обязанность переписать всех одиноких больных и жителей других областей Российской Федерации, волею судьбы оказавшихся в это время на больничной койке в Орске. Других пациентов, как выяснилось, ей переписывать не надо. На все необходимые вопросы за них ответят родственники, когда к ним на дом пожалуют переписчики. Исключение составляют лица без определенного места жительства, то есть бомжи. Их тоже должны переписать в больнице. Выяснение, подходят ли пациенты под необходимую категорию, производилось исключительно с их слов, поэтому они проявили сознательность, опасаясь возможности быть переписанными дважды.
Из 314 больных, находящихся на стационарном лечении, по данным на 9 октября, под соответствующую категорию попали лишь четверо. Абсолютно все - одинокие люди преклонного возраста. Не было бомжей и иногородних.
Процедура переписи проходила согласно руководству для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнения переписных документов. То есть данные фиксировались исключительно со слов опрашиваемых.
Перепись началась после обеда. Сама процедура носила конфиденциальный характер, то есть проходила она отнюдь не в больничных палатах, а в ординаторских. Все больные оказались ходячими.
Больница есть больница. Одних выписывают, другие поступают. Так что, по прогнозам Л. Тупиковой, главного врача горбольницы № 4, к моменту завершения переписи в этом учреждении будет переписано порядка 10 человек.
Инна СТАРИКОВА.
С СУМКОЙ НА БОКУ И ФОНАРИКОМ В РУКЕ
Центральные средства массовой информации взялись за пропаганду предстоящей переписи населения давно. Местные подключились значительно позже, но тоже внесли свой вклад. Поэтому еще за неделю до назначенного дня важная тема живо обсуждалась на лавочках возле подъездов пятиэтажек. Тем более, что в некоторые квартиры переписчики уже приходили. Вечером 9-го соседи докладывали друг другу: у нас были.
Были, но не у всех. А попасть в историю России страсть как хотелось. Вот потому на следующее утро было решено побывать на переписном участке, так сказать, по собственной инициативе. Поселок завода тракторных прицепов маленьким не назовешь, и нужный адрес обнаружился не сразу. К тому же, видеть соответствующие объявления не довелось. В детской школе искусств занятия еще не начались. В библиотеке кроме фотографа, арендующего помещение, тоже никого не оказалось. На вопрос: где? один мужичонка с подозрительно красным носом озадаченно ответил:
- То-то и оно. Сам хотел бы знать. Путина вчера уже записали, а я что - хуже разве?
Поиски получились недолгими. Рядом расположена школа N 21, где и находится переписной участок. Инструктор-контролер О. Жиляева посетовала:
- Объявления мы клеили и на магазинах, и на остановках, и на домах. Срывают, многие даже на школе. Но люди знают, куда надо идти.
Действительно. За мной сразу же пришла девушка и заняла очередь. Слушая задаваемые вопросы, она поинтересовалась:
- А почему Путина вчера дольше спрашивали?
- У нас применяются два варианта опроса: короткий и длинный, - пояснила переписчик А. Щепинова. - Причем вторым охватываются лишь 25 процентов населения, т. е. каждый четвертый гражданин.
На заполнение бланков времени ушло и в самом деле немного. Зато много чего интересного рассказала О. Жиляева. За первый день ее сотрудники обошли около 500 человек, что составляет 15 процентов от всего количества жителей поселка. Определенную трудность при этом представляют железные двери подъездов, открыть которые под силу лишь почтальонам. Приходится обращаться к ним за помощью. Но и дальше не всегда все идет гладко. Одни хозяева квартир предпочитают общаться через замочную скважину, другие отказываются наотрез. Правда, подобных ситуаций не так уж много. В основном народ проявляет сознательность. Один звонок поступил на участок даже по междугородной связи: женщина работает в Новотроицке допоздна и проявила поистине трогательную заботу о переписчиках.
Кто-то из высокопоставленных лиц недавно разъяснял суть начавшейся компании: она поможет, мол, глубже изучить проблемы. Некоторые из них видны, что называется, невооруженным глазом. К примеру, в 7-м микрорайоне вечером темно, да и возле самой школы горит лишь один фонарь. И такая картина, считай, по всей стране. Переписчикам приходится уделять немало времени пожилым, которые отвыкли от общения. Наши старики, в сущности, очень одиноки и предоставлены сами себе. Разве это является большим открытием? Да и с экипировкой на участке не все ладно: не хватает электрических фонарей и свистков для обхода домов вечерами, быстро кончается паста в гелевых ручках. А ведь хотели как лучше...
Виктор ГОНЧАРЕНКО.
ЗЭКИ В ОТКАЗ НЕ ПОШЛИ
Всякого, кто звонит дежурному местного следственного изолятора с просьбой соединить по телефону с начальством, ждет приятнейший сюрприз: пока абонент не возьмет трубку, играет душевная мелодия, настраивающая находящегося на свободе гражданина на лирический лад. Совсем не та, о которой, быть может, вы сейчас подумали, не «Владимирский централ», а битловская «Yesterday». С удовольствием послушав бессмертный шедевр раз десять, мы получили «добро», и в среду утром, к самому началу переписи, оказались в СИЗО.
Как нам сообщил майор Александр Захарович Моисеенко, которому мы крайне признательны за содействие в работе, переписи подлежат порядка трехсот «сидельцев» СИЗО – только те, у кого приговор вступил в законную силу. Остальных – подследственных и тех, чей приговор в законную силу не вступил, перепишут по месту жительства их близких по информации родственников. Занимаются благим делом внесения населения изолятора в летопись государства Российского аттестованные офицеры, прошедшие специальное обучение. Самый первый опросный лист заполнили со слов молодого гражданина из отряда хозяйственного обеспечения по имени Сергей, отбывающего срок по 158 статье. Кстати, нашего земляка, орчанина. Дело было в кафе, с кухни которого, несмотря на утренний час, доносились весьма аппетитные запахи. Зэк, улыбаясь миловидной переписчице, с легкостью ответил на все вопросы. Немного запутался лишь с образованием, ибо во многих учебных заведениях начинал учебу, да ни одно пока так и не окончил. А по поводу гражданства сказал, что является россиянином, но лишь пока. После процедуры он согласился дать эксклюзивное интервью «ОХ».
- Сергей, как долго вы здесь находитесь?
- Два года.
- Сколько осталось?
- Девять месяцев.
- За что попали на нары?
- Ну… (тут наш собеседник слегка задумался) за присвоение не принадлежащего мне имущества.
- Это как так?
- Это значит – за кражу, - растолковала нам, несведущим, вмешавшаяся в разговор переписчица в гражданском.
- А почему сказали, что россиянином являетесь временно? - выпытывали мы у гражданина всю подноготную.
- Так все родственники давно перебрались в Германию, только я здесь остался. Освобожусь и тоже туда поеду.
- Что мыслите по поводу переписи?
- Это важнейшее событие в нашей стране. Она необходима для того, чтобы составить полное представление о населении России, посчитать всех нас, на основе этого определить программы социального и экономического развития.
(Таким глубокомысленным ответом он нас ошеломил. Как сказал после майор Моисеенко, заключенным досконально объяснили цели и задачи переписи, и они подошли к ней сознательно.)
- Как в вашем отряде относятся к переписи, что народ говорит?
- Чо говорить-то? Дело обычное, перепись не первый раз в стране проводится. Никто не боится и в отказ идти не собирается.
На прощание мы пожали Сергею руку и искренне пожелали ему выйти на свободу с чистой совестью. А перепись продолжилась уже в режимных зданиях.
Николай Евочкин.
КАНАРЕЕЧНЫЙ СВИСТОК ОТ БАНДЮГ НАС НЕ СПАСЕТ
За три дня переписи в России зарегистрировано уже не менее десятка несчастных случаев, связанных с деятельностью переписчиков. На уполномоченных по переписи нападают собаки, невменяемые алкоголики и даже монахи! По данным информагентств, на переписчицу покусился 25-летний монах Троице-Сергиевой лавры. Служитель церкви отобрал у нее четыре подписных листа, заполненных на его родителей. Вот и верь после этого людям!.. А государство как могло позаботилось о безопасности переписчиков, снабдив всех свистками ярко-желтого, канареечного цвета, чтобы в случае чего засвиристеть на всю округу, призывая на помощь. Более реальной защитой выглядит милицейский патруль, снаряжаемый в помощь при посещении так называемых “неблагополучных квартир”. Старый город, утонувший в заросших оврагах, навевает ложное ощущение умиротворенной тиши. Здесь обитают городские “герои”: две сестры, инфицированные ВИЧ, принимающие в своем домике толпы поклонников со всего Орска; многодетная мамаша, воспитывающая матерых грабителей; дядя Коля, живущий в землянке…
С переписчиком Е. Никифоровой и сотрудником милиции Л. Битюцкой мы оказываемся в одном из таких пристанищ, где проживает несколько поколений семьи Бугаевых (фамилия изменена). В доме постройки 1971 года – три комнаты и кухня. Свободная жилая площадь в 43 кв. метра завалена гниющим барахлом. В воздухе витает самогонный дух, обалдевший рой мух с визгом чертит полосы на потолке. Жильцы - трое детей от 13 до 18 лет, их мамка с папкой, дядя Саша (второй муж мамки) и Андрей (первый муж старшей дочки). Возглавляет род 83-летняя старушка. Елена стойко начинает заполнять переписные листы. В графах “Образование”, “Источник дохода” всем ставится прочерк. Вопрос о знании иностранных языков вообще вызывает у присутствующих нервную икоту. Мама, 40-летняя женщина, все это время не подававшая признаков жизни в углу на диване, наконец обвела всех мутным взглядом и от души захрапела. Что ж, в историю России вписана еще одна семья.
Ирина МОЛЧАНОВА.
КВИТКИ-ВИЗИТКИ ДЛЯ БОМЖЕЙ
Вчера в 14 час. сотрудники приемника-распределителя для лиц, задержанных за попрошайничество и бродяжничество, УВД г. Орска (так длинно называется эта служба) выехали в очередной рейд, прихватив с собою репортера «ОХ». Подобные рейды проходят регулярно, но с 9 октября милиционеры приемника не только «чистят» улицы от отбросов общества, но и ведут их перепись. К 17 часам вчерашнего дня переписали уже 103 заблудшие души. Попутно их проверяют на предмет причастности к криминалу. И по ходу переписи выявили пятерых мазуриков, находящихся в розыске.
Наш УАЗик-«буханка», выехавший на поиск бродяг для внесения их в летопись государства Российского, катался по центру города недолго. Почти и не ездили: за 45 минут насобирали 11 отщепенцев, загрузили в машину и повезли в приемник переписывать. Многие из бродяг, в частности, гражданин Акчурин, с радостью встречали знакомый УАЗик, величали милиционеров по имени-отчеству и с готовностью занимали место в отведенном им закутке. После переписи бомжам выдают квитки за подписью сотрудника милиции, и они при повторной встрече со стражами порядка предъявляют их, как визитную карточку: вот, мол, гражданин начальник, я переписался!
Затем машина взяла курс на центральную городскую свалку, но прежде в диких лесопосадках в районе поселка Первомайского отыскалась семья Шалейкиных, обитающая с детьми и собаками в строениях из поломанных машин. Переписали их. Глава семьи проводил нас до дороги. На самой же свалке, как обычно, копошилась куча замурзанных разнополых личностей. Их созвали к УАЗику, велели выстроиться в очередь и также переписали. Одна окончательно выжившая из ума молодуха по случаю приезда милиции даже достала из закромов мундир старого образца с погонами старшины и накинула его на плечи. Происходило все это на ледяном ветру, однако все до единого обитатели свалки выполнили свой святой гражданский долг. А двоих из них по причине отсутствия паспортов даже прокатили до приемника.
Николай АЛЕКСАНДРОВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024