РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Преображение

Преображение
Преображение
Преображение

Сегодня ночью православные христиане России отправятся в храмы, чтобы встретить там один из самых значительных, самых радостных и светлых праздников церковного года – Рождество Господа Иисуса Христа. В очередном выпуске нашей традиционной православной странички мы поговорим о Рождестве и попробуем мысленно перенестись туда, где два тысячелетия назад произошло событие, перевернувшее ход всей истории человечества…

«Храните, братие, день Рождества…»

Почему разные христиане отмечают Рождество Христово в разное время? Как этот праздник следует отмечать верующим людям? Что допустимо в святочные дни, а от чего лучше воздержаться? Обо всем этом наш корреспондент побеседовал с протоиереем Александром Куцовым – благочинным Орского округа, настоятелем храма Преображения Господня, кандидатом богословия.
– Отец Александр, расскажите, почему Рождество отмечается именно в эту ночь. Ведь в Библии не указывается точная дата рождения Христа…
– На этот счет существуют разные гипотезы, но это именно гипотезы. Да и так ли важны причины? Древней Церковью был установлен именно этот день, а традиция в христианстве имеет большое значение. Первое документальное упоминание мы встречаем в Апостольских постановлениях, которые относятся к первому веку новой эры, примерно к 60-м годам. Там сказано: «Храните, братие, день Рождества Христова, который да празднуется в 25-й день 10-го месяца». Счет тогда велся от марта, так что установленная дата – 25 декабря. Позже ее же приводили Климент Александрийский и Ипполит Римский. А в кодексе императора Юстиниана, составленном в середине 6-го века, она устанавливается уже в виде закона, действующего «по всей земле».
– Некоторые христиане празднуют Рождество по новому стилю, то есть 25 декабря по григорианскому календарю.
– Да, большинство именно так празднует, причем не только католики или протестанты, но и православные. В 1928 году соответствующее постановление издал патриарх Константинопольский – так было проще соответствовать духу времени. Со временем на новый стиль перешли и другие православные церкви. Верными прежнему исчислению остались Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви, а также монастыри святой горы Афон. Причем, отмечу, гора находится на территории Греции, но афонские монахи не стали вслед за другими вводить новшество. Кстати, ученые говорят, что юлианский календарь точнее григорианского, ближе к астрономическому, или звездному, календарю. И природа, как мы постоянно убеждаемся, живет скорее по юлианскому... К тому же православные других церквей отмечают по новому календарю только Рождество – времена Пасхи и связанных с ней постов и праздников исчисляются по-старому, что порождает некоторую двойственность. Подведу итог: практика переноса празднования в православии есть, но лично я рад, что наша Русская Церковь остается верна традициям, заложенным два тысячелетия назад.
– За Рождеством следуют Святки – 12 праздничных дней…
– Да, такое особое отношение к Рождеству подчеркивает, что рождение Спасителя – событие чрезвычайной важности! До самого Крещения отменяются посты по средам и пятницам, не совершаются ни отпевания, ни венчания. Этим указывается на характер празднования: радость должна быть не плотской, а духовной. Конечно, в народной традиции церковные установления несколько преломляются – существуют обычаи ходить в гости, колядовать, одеваться ряжеными. Церковь к этому относится, скажем так, снисходительно. Понятно, что человеку, существу плотскому, трудно воздержаться от таких увеселений – что ж, можно и повеселиться. Главное – не переходить черту: есть, но не объедаться, не злоупотреблять спиртным и сохранять благопристойность.
– Есть и другая народная традиция – гадать на Святки.
– Это неприемлемо! Во все времена Церковь осуждала гадание, это заигрывание с падшими духами сродни спиритизму и колдовству. Все, что нам нужно для нашего спасения, Господь и так нам открывает. А заглядывать в зарытую дверь попросту опасно – можно очень больно «нос прищемить»… Поэтому, пользуясь случаем, обращусь к нашим читателям: не нужно осквернять праздник, кощунствовать. Пусть Рождество будет светлым и радостным для вас и ваших близких!

Первое богослужение наступившего года

Новогоднюю ночь некоторые из орчан встретили не у экранов телевизоров за праздничными столами, а в храмах.
Епископ Орский и Гайский Ириней сразу после наступления полуночи совершил первую в наступившем году Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы, бывшем женском монастыре. Сразу после этого им был отслужен молебен о благоприятном новолетии. Владыка поздравил всех присутствующих и напомнил, что Новый год – лишь светское преддверие главного праздника этих дней – Рождества Христова.

От морозов и сугробов – к аромату южных роз

Одной из главных святынь христианского мира остается Святая Земля. Мечта любого верующего – пройти по дорогам, по которым бродил с учениками Иисус Христос, окунуться в воды реки, в которой Он принял крещение, подняться на гору, где Его убили спасенные Им люди… И, конечно, побывать в Вифлееме – небольшом южном городке, на окраине которого, в бедной пастушьей пещере, был явлен миру воплотившийся Бог.
Своими воспоминаниями о паломнической поездке в этот самый городок с читателями «Орской хроники» согласился поделиться Григорий Сычев, священник Георгиевского кафедрального собора.
– На Святую Землю я попал, будучи студентом третьего курса Тобольской духовной семинарии, – вспоминает отец Григорий. – Нам сообщили, что в Израиль отправляют семинарский хор. Мы все в нем пели, кто больше, кто меньше, так что до последнего не знали, кто именно поедет. Я стал молиться очень горячо, чтоб меня выбрали. И молитвы эти были услышаны. Весной 2008 года я сел в самолет в Тюмени, а вышел из него уже в Иерусалиме. Там жара была 30-градусная, это само по себе как чудо воспринималось: только что ты сибирские сугробы месил, в пальто, двух свитерах, сапогах зимних… И вдруг – солнце печет, пальмы! А у меня как раз перед поездкой гайморит обострился. Голова болела жутко, нос не дышал, но отправиться к святым местам все же хотелось… По прилету я два дня запахов не различал. А на третий как-то внезапно, вдруг в голову ударил такой густой аромат роз! Вернулся домой я уже совершенно здоровым.
Приключения начались по дороге. По каким-то причинам пилоты нашего самолета не смогли связаться с аэропортом, и по обе стороны от нашего «неопознанного объекта» появились два израильских истребителя. Они нас сопроводили до посадки, а на земле уже ждали военный джип и толпа вооруженных солдат. Тут на трап вышел архиепископ Тобольский и Тюменский, благословил этих людей, и они заметно расслабились. Успокоились и мы. Из аэропорта нас отправили в Вифлеем, в гостиницу. Этот городок находится совсем рядом с Иерусалимом, но уже на арабской территории, в Палестинской автономии. Прямо по городу проходит стена, отделяющая арабов от евреев, с арабской стороны она вся расписана жутковатыми граффити: оскаленный израильский лев нападает на мирного голубя в арафатке и тому подобное. Отношения между сторонами очень напряженные, поэтому на улицах Вифлеема множество вооруженных людей – только арабы, в отличие от евреев, вооружены не натовскими автоматами, а «калашниковыми». Но во время нашего визита, к счастью, все было спокойно.
Вообще, отношение к русским там очень доброжелательное. Кстати, среди арабов много православных. А раз подошла к нам группа парней, сказали, что они мусульмане, но почитают Георгия Победоносца.
Вифлеем – городок небольшой, очень чистый и аккуратный, с узкими улочками и какими-то своими, непонятными нам правилами дорожного движения. Дома все с плоскими крышами. Потому что там, во-первых, можно разместить черный бак для воды, которая будет нагреваться от солнца, и солнечные же батареи. А во-вторых, крыши используются для вечерних посиделок – вроде наших веранд. Собирается там народ, общается, люди смотрят на небо за чашкой традиционного восточного кофе. Кстати, небо там очень-очень звездное, а месяц совсем не такой, как в России – рожками направлен не вбок, а вверх или вниз. А еще с крыши нашей гостиницы можно было видеть искусственный холм Ирода, расположенный невдалеке от города. Он похож на усеченную пирамиду – жестокий царь, воздвигая его, таким образом думал увековечить память о себе, но его творение так и осталось незавершенным.
Центр современного Вифлеема – это базилика Рождества Христова. Туда не только толпы паломников стекаются – местная молодежь из числа мусульман обычно собирается на площади перед ней. Базилика – это один из старейших христианских храмов, расположенный над пещерой, в которой, по преданию, родился Господь. Описать то, что чувствуешь там, невозможно. Ты буквально ощущаешь ту атмосферу, в которой был явлен миру Иисус. Повсюду древние иконы, очень много больших лампад мерцает. Место, где стояли ясли, отмечено большой серебряной звездой, выложенной прямо на каменном полу. Паломники подходят к ней, прикасаются... Тут же хранятся мощи младенцев, убитых Иродом, желавшим избавиться от Христа, – мощи первых мучеников. Все в этом храме напоминает о той святой ночи, когда исполнилось главное обещание Бога о Спасителе, сказанное людям еще во времена Адама.
К базилике примыкают греческий православный, католический и армянский монастыри. Поскольку это общехристианская святыня, к ней съезжаются паломники со всего света. И, нужно отметить, никаких конфликтов там не возникает – все общаются очень доброжелательно, мирно... Иначе в таком месте, наверное, и быть не должно.

Материалы по теме

Преображение

Сегодня ночью православные христиане России отправятся в храмы, чтобы встретить там один из самых значительных, самых радостных и светлых праздников церковного года – Рождество Господа Иисуса Христа. В очередном выпуске нашей традиционной православной странички мы поговорим о Рождестве и попробуем мысленно перенестись туда, где два тысячелетия назад произошло событие, перевернувшее...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.