Приватизация по - орски. Ставки сделаны, господа…
- Экономика
- 07-12-2002
Продажа муниципальной собственности не за горами. О новом подходе к управлению городским хозяйством открыто говорят мэр города Ю. Черноусов и его команда. Очередные кадровые перестановки и назначение на должность руководителя комитета по управлению имуществом челябинца В. Кравцова – лишь подтверждение тому. А значит, город ожидают значительные перемены, результаты которых также сложно предположить, как контролировать свое рождение. Кому и зачем нужна продажа муниципального, а значит, нашего с вами имущества? Как этот процесс повлияет на жизнь горожан? Давайте разбираться.Скажем, зачем человеку дом, машина, огород? Чтобы жить, развивать и приумножать хозяйство. То же самое и с муниципальным имуществом. Помещения, предприятия, земли – всем этим администрация могла эффективно распоряжаться, пополняя казну. Решая вопрос о продаже имущества, власть расписалась в своем бессилии рационально хозяйствовать. Хватит ли у нее сил, опыта, чтобы задействовать сложный механизм приватизации городского имущества и получить максимальную для города прибыль? Вопрос сложный. Впрочем, не будем делать поспешные выводы. Обратимся к председателю комитета по управлению имуществом В. Кравцову.
- Владимир Михайлович, зачем народное добро продавать собираетесь?
- КУИ проводит государственную политику в деле приватизации муниципального имущества, только и всего. 2-3 года назад местная администрация столкнулась с проблемой неэффективного использования собственности. Тогда управление магазинами было передано в руки коммерсантов, и результат не заставил долго ждать: помещения преобразились.
- Но экс-мэры В. Франц, Н. Тарасов не продавали муниципальные объекты в массовом порядке.
- Раньше муниципалитет был вынужден развивать торговлю, заниматься поставками овощей, решать массу других вопросов, поскольку коммерсанты с этими задачами не справлялись. Сохранение собственности было спасением. Сейчас все по-другому. Современные предприниматели – активные, деловые люди. Некоторые из них идут работать в горсовет, поскольку понимают, что надо менять законы.
- Бизнесмены опасаются, что муниципальная собственность достанется варягам: москвичам, челябинцам…
- Рынок – это соревнование. Купит тот, у кого есть деньги. Закон не предусматривает продажу муниципального имущества только жителям города. И зарегистрировать свой бизнес в Орске мы тоже не можем принудить. Постараюсь сделать все, чтобы не допустить хаоса, как при проведении приватизации в других городах, когда на первичном рынке (администрация – покупатель) все проходило гладко, а при перепродаже начиналась неразбериха, вплоть до бандитских разборок. Коммерсанты не понимают, что я защищаю их интересы. Многие уже приобрели имущество разными способами. Если эти схемы окажутся несостоятельными в юридическом плане, их опротестуют не КУИ и официальная комиссия, а какой-нибудь предприниматель, заинтересованный в приобретении этого объекта. И пострадают не администрация и руководство муниципального предприятия, которое завязано в этой цепочке, а покупатель. Реализуя схему приватизации, которая соответствовала бы закону, я прежде всего защищаю интересы покупателя. Я на стороне орчан, поэтому и спрашиваю: господа, вы собираетесь покупать имущество? В противном случае неизбежно увеличение арендной платы. На последнем заседании горсовета с повестки дня был снят вопрос об изменениях в положении «О порядке предоставления в аренду объектов нежилого недвижимого муниципального имущества». Можно было настоять на обсуждении, поскольку этот проект подробно рассматривался на рабочем заседании, и в конце года уже надо заключать договора. Но я не спешу, так как обязан изучить вопрос досконально и выслушать все предложения. Не секрет, что в городе существуют две цены сдачи в аренду. По договору получаем арендную плату 0,69–39 рублей за кв.м., на вторичном рынке эта площадь стоит около 500 рублей. В итоге в городскую казну поступает лишь незначительная часть доходов от использования помещений. Разве это нормально?
Сегодня приходится отвечать на огромное количество вопросов. Для меня это проверка уровня подготовки коллектива и депутатов. Постепенно мы находим понимание, но иногда излишняя агрессия затмевает здравый смысл. Я же призываю не к полемике, а к совету. Реакция оппонентов объяснима. Люди плохо знают меня, а я - людей. До предложений тоже надо дорасти, в том числе и городу.
За все, что связано с реорганизацией, надо платить. К примеру, для приватизации муниципального имущества необходимы оценка имущественного фонда, выкладки БТИ, экономическая база. Чтобы продать свидетельство о собственности магазина, надо потратить примерно 40 тысяч рублей на составление паспорта, оплатить услуги оценщика, торги. В совокупности получится около 60 тысяч рублей на каждый объект. Мы экономически к этому не готовы. Поэтому говорить, что продажа будет интенсивной, нельзя. Другое дело, если мы начнем зарабатывать, продавая.
- Все говорим о неэффективном использовании имущества. Что мешает администрации контролировать работу МУП, акционерных обществ, где город является долевым участником, арендные и субарендные отношения?
- Чтобы все это контролировать, необходимо содержать огромный штат чиновников. Зачем эту ношу взваливать на плечи муниципалитета? У местной власти и без того достаточно работы. Администрация не должна заниматься бизнесом. Это прерогатива предпринимателей.
- Какова будет средняя стоимость помещения?
- Стоимость определяет оценщик. В Законе «О приватизации» четко говорится, что продавать надо по минимальной рыночной цене.
- Надеюсь, что жизненно важных для города объектов приватизация не коснется…
- Какая разница: важные, неважные объекты? Закон не запрещает приватизировать. Решение о продаже принимает мэр, утверждает горсовет. Не думаю, что у кого-то хватит ума подрывать основы экономической безопасности города. Хотя сегодня все приватизируется, даже жизненно важные государственные объекты. Еще раз подчеркну: мы не собираемся продавать все, ведь не исключено, что завтра понадобятся помещения для интерната, федеральных служб, социальных организаций и др. Поэтому некоторая часть имущества останется на балансе муниципалитета.
- Многие предприниматели заключили 10-летний договор аренды, значит, спасли помещения от продажи?
- Продать можно все, даже с обременением. Достанутся ли эти объекты предпринимателям, которые вложили в них деньги? Задайте этот вопрос им.
- У администрации есть выбор: потратить деньги от продажи имущества на городские нужды или вложить их в развитие города, например, в строительство…
- Можно получить 300 млн. рублей и направить их на развитие Орска, чтобы через 10 лет получить еще 300 млн. рублей. Но бюджет подразумевает расходование средств в соответствии со статьями и кредитами. Поэтому, прежде всего, будем пополнять бюджет. Мы делаем ставку на эффективность работы предпринимателей. Получив объект в собственность, коммерсант начнет работать более активно. Расширяя бизнес, он будет платить больше налогов. Зачем нам 10 миллионов рублей от аренды имущества, если можно получить все 50 миллионов в виде налогов. Если ничего не делать, у города никогда не будет денег. Так и останется приватизация по-орски, которая привела к ограничению рынка труда, что, в свою очередь, способствовало оттоку населения. Орск находится на пересечении транспортных путей с югом, востоком, поэтому имеет все предпосылки для развития бизнеса. Заниматься этими вопросами должны предприниматели, а не администрация. Только надо создать условия, чтобы они почувствовали себя хозяевами. Имуществом можно распоряжаться по-разному: продавать, сдавать в аренду, субаренду… Главное – чтобы это приносило доход в городскую казну. Пока же запланированные бюджетом расходы с доходами не сходятся: недостаточно собираем налогов. Как в этой ситуации я могу спокойно смотреть на богатый вторичный рынок? Система работы КУИ в условиях продажи муниципальной собственности будет выстраиваться не один день. Думаю, что года через два мы увидим результаты. Уверен, положительные.
- Для продажи того ли иного имущества необходимо решение горсовета. Как депутаты относятся к приватизации?
- Я считаю, что в городе нарушается конституционное право разграничения полномочий. Для чего депутатам заниматься цифрами? Их прерогатива – разработать закон. Его осуществлением должен заниматься мэр. К примеру, в Челябинске ставки аренды помещений утверждает не горсовет, а глава города. С какой стати цену на объект определяет комиссия, если есть оценщик, который отвечает за свои действия лицензией? Если ты не согласен с его решением – обратись в КУИ области, прокуратуру. Зачем депутатам вторгаться в сферу деятельности администрации? Без надзора горсовета работать нельзя, но надо разделять понятия хоздеятельности и контроля за ней.
- Не вторгаются, а контролируют. Знать бы, что Вы – человек порядочный, тогда другое дело. У нас в Орске случайно машины не поджигают…
- Не собираюсь доказывать свою порядочность или непорядочность. Я работать сюда приехал и прошу, во-первых, вмешиваться в мои дела только в рамках закона, а, во-вторых, понять, что я приехал в Орск, чтобы помочь городу.
P.S. Напоследок Владимир Михайлович попросил как можно меньше интересоваться работой КУИ. Дескать, по результатам судите. А не поздно ли будет? Продаст Владимир Михайлович городское имущество и уедет восвояси, а нам тут жить, мед пиво пить. Так что интерес к работе комитета должен быть. И без официальной информации не обойтись, поскольку ее отсутствие дает нам право толковать происходящее по-своему. Как будут развиваться события, нам еще предстоит узнать, а пока обратимся к самым простым математическим расчетам.
Администрация города планирует получить с продажи имущества более 200 млн. рублей. Предположим, что эти деньги пойдут на погашение многочисленных долгов. Оставшиеся средства закроют дыры в бюджете. Все. О каких ощутимых для города результатах может идти речь? С другой стороны, аренда помещений приносит в казну примерно 14 млн. за год. Понадобится более 15 лет, чтобы получить эти самые 212 млн. рублей. Но доход от аренды помещений – источник постоянный. В этом его преимущество. И сделать так, чтобы он приносил средств в несколько раз больше, на мой взгляд, вполне реально. Пусть лучше эти 200-500 рублей за квадратный метр пойдут в доход города, нежели в карман арендатора. В этом случае аренда муниципальных помещений пополнит казну примерно на 140 млн. рублей! Другое дело, что КУИ на этот шаг не пойдет. Жить хочется всем. Случайность! Как только В. Кравцов заговорил о повышении стоимости аренды, взорвали «Мерседес» его заместителя. Пришлось заменить его «десяткой». Дескать, если калечить, то отечественный автомобиль. Надеюсь, что до этого не дойдет. Господа, мы не в Чикаго.
Говорить об увеличении налоговых поступлений тоже, пожалуй, преждевременно. Сиюминутный результат от продажи принесет только налог на имущество, который составит примерно 4 млн. в год. При этом сократятся поступления от других налогов, поскольку многие предприниматели потеряют «свои» помещения и вынуждены будут свернуть торговлю и искать новое пристанище. Я уже не говорю о разочаровании арендаторов, которые много лет вкладывали деньги в ремонт магазина, но не смогли его выкупить. Взвешивая аргументы «за» и «против», не стоит забывать и о возможных «сюрпризах». К примеру, во Владивостоке при проверке приватизации имущества выяснилось, что стоимость помещений была занижена в 11-14 раз. Семи руководящим чиновникам администрации предъявлено обвинение. В ходе следствия уже установлено, что незаконно и по умышленно заниженным ценам проданы 114 объектов. Где гарантия, что мы не повторим этот опыт? Не надо быть пророком, чтобы предсказать активность криминала при продаже и перепродаже городской собственности. Может, мы действительно пока не готовы к «революции» не только экономически, но и морально? Впрочем, ждать нас некогда. Осталось совсем немного времени.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024