Марсиан, хоббитов и покойников вылавливали при переписи
- Новости
- 24-12-2002
Больше двух месяцев назад завершилась Всероссийская перепись населения, но однозначной оценки этого мероприятия до сих пор не существует. Государство чеканит медали ударникам, в то время, как общество переполнено полуофициальной информацией о тотальной подтасовке фактов. Сегодня на страницах “ОХ” мы предоставляем слово одному из переписчиков, который по соображениям безопасности пожелал остаться инкогнито, и начальнику отдела статистики горадминистрации В. Журавкову, ответственному за проведение переписи
в Орске.Творец людских судеб - переписчик
Результатам прошедшей переписи я не поверю. Потому что в течение двух октябрьских недель на меня была возложена эта государственно важная миссия - работать переписчиком на одном из орских участков. Лично бегала по квартирам и собирала данные о младенцах и пенсионерах, коммерсантах и безработных, супругах и сиротах. Своими руками творила судьбы «мертвых душ», стремясь набрать сто процентов плана. Абсурдного плана.
Три дня были выделены нам, переписчикам, на предварительный обход. Чемоданчики в зубы, свистки - на шею и - вперед по этажам. На то, чтобы обежать 180 квартир, записывая количество проживающих в каждой, много времени не потребовалось. О тех, кого не могли застать дома, справлялись у соседей. Кто бы мог подумать, что из этих предварительных данных будет составлен план по человеческому фактору, который надо во что бы то ни стало выполнить! Предварительные сведения соседей и данные, полученные непосредственно во время переписи, отличаются, как небо и земля. Допустим, тетя Маня рассказала, что в 48-й квартире живут пятеро, а на самом деле выяснилось, что четверо. Казалось бы, подумаешь - недобор. Однако на участке с нас требовали:
- Где хотите, там людей и берите!
Многие переписываемые просто-напросто отказывались заполнять анкеты:
- Ничего не скажу, потому что государству на меня наплевать.
- А я-то здесь при чем?
- Ты на них работаешь, - и дверь захлопывалась.
Или:
- Мои сыновья вернулись из “горячей точки” и никому не нужны. Не буду переписываться!
И весь сказ. Перепись-то добровольная. Скажу честно, человек двадцать пришлось просто-напросто выдумать.
Отдельный разговор - нежилые квартиры. Где обитают их владельцы - неизвестно, а занести их в анкету просто необходимо! Как вы думаете, что приходилось делать? Отправлялись в ЖКО за данными. ФИО, дата и место рождения, национальность - вот и все сведения, которые в лучшем случае можно было там получить. Остальное вписывали «от балды». Родственные связи определяли путем логических измышлений.
В первые четыре дня несколько бланков запорола я основательно, а запасных на участке не было. Для того, чтобы получить новые анкеты по жилплощади и списку лиц, нужно было оформлять специальную заявку. На эту волокиту ушло бы драгоценное время, упускать которое было нельзя, поэтому в ход шли даже образцовые формы. Чем дальше, тем легче, и ошибок я больше не делала. Чего не скажешь о переписчиках менее внимательных: те путали графы таким образом, что получалось, будто в отдельной семье все друг другу отцы, сестры и сыновья. Хорошо, что анкеты повторно проверяли инструкторы, которые вылавливали подобные «мухи».
Домой я приходила только переночевать. С восьми утра до восьми вечера носилась со своим чемоданчиком из квартиры в квартиру. А как все начиналось... Утром первого дня вышла на участок, исполненная сил. К вечеру чуть коньки не отбросила с голоду. На следующий день дела обстояли иначе.
- Чай будете, девчонки?
- Да!
- А, может, с собой завернуть чего?
- Да!
Набравшись смелости, еще и в сортир просились.
Однажды нас послали... Хотя, в основном, относились доброжелательно. Понимали: работа такая. Даже документы, подтверждающие наш статус переписчиков, спрашивали только из любопытства: пощупать да рассмотреть. Однако бывали исключения. Например, удосужилась однажды я забыть удостоверение, так в одной квартире даже за порог не пустили: выставили табуреточку в коридор.
Вообще, за эти дни как будто глаза открылись на наш мир. Бедно живем, господа. Хотя помимо разваливающихся общежитий приходилось бывать и в квартирах, где в ванной почесываешь затылок: каким бы мылом руки помыть.
Доходило порой до смешного. Некое семейство - супружеская чета да свекор со свекровью - разместилось в двух квартирах на этаже. Молоденькая супруга на вопрос «источники дохода» замялась:
- Нигде не работаю...
- Значит, на иждивении?
- Выходит, так...
Муж тоже на иждивении. И свекровь там же. Получилось, что работает в семействе один дед. Причем неплохо работает, судя по внешнему виду жилища.
А одна тетечка учудила. Год рождения назвала 1957, а полных лет - 23.
- Как же это так? - крякнула я.
- А вот так. 23 и все на этом.
Переубедить женщину не хватило у меня таланта. Так и пришлось записать: 23, потому что одно из требований переписи – вносить все данные со слов переписываемых. Под вечер от подобных ежедневных причуд пробивало на истерическое «ха-ха». Честное слово, зарплата досталась потом и кровью.
В.Журавков: «Мы не могли позволить себе терять людей»
- Владимир Алексеевич, и все-таки, можно ли говорить о существовании какого-то плана?
- Смотря что имеется в виду. Действительно, в прошлом году, готовясь к переписи, несколько счетчиков обошли все дома и установили приблизительную численность населения города. Таким образом, был составлен оргплан. Но мы ни в коем случае не требовали со счетчиков его строгого выполнения, ведь это очень приблизительные данные. А о составлении плана по данным предварительного обхода с 4 по 9 октября речи даже не было. Если говорить об оргплане, то он выполнен на 100,2 процента. Дело в том, что в прошлом году не было возможности учесть, например, бомжей, иностранцев. Поэтому непосредственно во время переписи мы обошли большее количество людей.
- В редакцию обращались жители поселка Победа. Жильцы одного из домов, в котором не было газа, бойкотировали перепись, и их возмутила информация о том, что план в Октябрьском районе перевыполнен, ведь в доме живет около 100 человек.
- Да, такой случай был, но ситуацию удалось разрешить. В поселок приехали представители горадминистрации, которые убедили жителей, что отсутствие газа и перепись населения - не зависящие друг от друга ситуации. Хотя в переписном листе в специальной графе люди могут указать, что живут без газа. В конце концов, семьи согласились с доводами, только одна квартира переписываться отказалась категорически.
- Возвращаясь к вопросу о плане. Может быть, инструкторы участков проявляли личную инициативу, наказывая счетчикам гнать количество?
- Но какой в этом смысл? И счетчики, и инструкторы получили фиксированную зарплату независимо от того, сколько человек переписали. Если какая-то семья отказывалась заполнять анкету, мы обращались за помощью к соседям. Ведь все мы отлично знаем друг друга на площадке, в подъезде. Разумеется, до определенного предела - фамилию, приблизительный возраст, место работы, может быть, образование, национальность. Поэтому такие анкеты заполнялись частично, и в целом качество переписи страдало.
- Но ведь перепись являлась добровольной. Зачем вносить данные человека посредством соседей, если он сам этого категорически не желает?
- Согласен, явление ненормальное. С одной стороны, перепись объявили добровольной, а с другой - это обязанность каждого гражданина. В других странах относятся к подобным мероприятиям строже. Например, в Турции вводится комендантский час, и человеку без свидетельства о том, что он переписан, шагу не дадут ступить. У нас же пустили на самотек. Хотя статистические сведения нам сейчас, ой, как нужны. Как только мы людей ни заманивали! Кто не мог прийти на участок во время предварительного обхода, договаривались со счетчиками на удобное время, а могли и рассказать о себе по телефону. Тем, кто отказывался и от этого, мы звонили сами, выискивая номера в справочниках. А кого совсем никак нельзя было застать дома, переписывали с помощью соседей. Ведь мы все болеем за свой город, и не могли ни одного из орчан оставить за кадром.
- Ну, хорошо, на соседей еще можно положиться. А как быть со сведениями из ТЖХ? Вернее, с той их частью, которую приходилось выдумывать.
- По идее никаких сведений в ТЖХ переписчикам давать не должны были. Эта обязанность полностью лежала на инструкторах. И выдумывать ничего не надо было! Что известно, то вписывать в анкеты, остальные графы оставлять пустыми. Я допускаю, что на некоторых участках творились безобразия, потому что не все одинаково добросовестно относились к своим обязанностям. Если нам жаловались на чью-то работу, немедленно принимали меры. Например, позвонила однажды женщина, рассказала, что перепись подходит к концу, а она еще своего счетчика в глаза не видела. Прошлись по некоторым квартирам этого дома, оказалось, что ко многим переписчица не являлась. А у той анкеты заполнены все до единой. Копнули глубже, многие сведения не соответствуют действительности. Где умерший вдруг воскреснет, где подростки замуж повыскакивают. Разумеется, женщину уволили, вместо нее студенты по квартирам пробежались. Кстати, студенты очень помогли нам. Работали быстрее, да и люди они образованные, мобильные. Если пожилой человек спасует под напором так называемого «нового русского», то студент обязательно найдет общий язык.
- А как Вы оцениваете общую достоверность сведений?
- Это еще одно наше слабое место. Нужно было обязать людей предоставлять переписчикам документы. Я не говорю о паспортах, проверки которых многие боялись, как огня. Но хотя бы дипломы об образовании. Думаю, самыми завышенными окажутся показатели именно степени образованности населения. Люди хотят быть умнее, чем есть на самом деле. Говорят нам: институт окончил, а мы и проверить не в силах.
- Неплохо бы и национальность проверять....
- Да нет, здесь особых проблем не возникало. Объявилась, правда, пара марсиан. Но мы их таковыми записывать не стали, ведь это же смешно! Я понимаю, вы возразите: данные, мол, только со слов переписываемых. Но всему должен быть предел. Существует конкретный список национальностей, которым будут руководствоваться машины при обработке данных, и в любом случае всё несуществующее они отбросят. Так же, как и фокусы с возрастом. Если женщина родилась в 1957 году, то возраст ее - 45 лет. На мой взгляд, перепись в Орске прошла успешно. И в Оренбурге, куда мы отвезли документацию, нам тоже дали высокую оценку.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024