РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

К крикам чаек тут давно привыкли. Будни орского аэропорта

К крикам чаек тут давно привыкли. Будни орского аэропорта

Наш аэропорт, пожалуй, один из самых спокойных: рейсов мало, пассажиров, соответственно, тоже. Но насколько спокойно работается авиадиспетчерам, которые обеспечивают безопасность воздушного движения? Как сказываются погодные условия, легко ли разруливать самолеты курсантов Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, которые проходят здесь практику? «ОХ» побывала на диспетчерской вышке и увидела все своими глазами.

Мы приезжаем в аэропорт примерно за полчаса до приземления московского рейса. Здесь много машин, люди бегают туда-сюда, кто с сумками, кто налегке. Одни приехали встречать родных и друзей из Москвы, другие боятся опоздать на регистрацию рейса в столицу, которая уже вовсю ведется, хотя самолет еще не прилетел.
Погоду нельзя назвать хорошей: стоит смог, из-за которого видимость сильно сокращается, но, как пояснил нам начальник Центра организации воздушного движения С. Романов, под определение сложных метеоусловий такая погода не подпадает.
Экипаж рейса из Москвы выходит на связь с диспетчером, сообщает, на каком эшелоне находится самолет, докладывает метеоинформацию и получает указания от диспетчера, по какой схеме ему заходить на посадку. Местоположение самолета видно на локаторе, и, исходя из этого, можно сделать вывод, что воздушное судно коснется полосы нашего аэродрома через 5 минут. Чтобы экипаж лучше видел взлетно-посадочную полосу, диспетчер включает ее подсветку.
Рядом находится довольно большая «тревожная» кнопка. Если что-то случается с самолетом, наземные аварийные службы будут готовы встретить его и оказать необходимую помощь.
Ровно через 5 минут ярко-оранжевый самолет заходит на посадку, проезжает полтора километра по полосе, которых ему хватает на то, чтобы затормозить, и по указанию диспетчера выруливает на стоянку.
Менее чем через час этот же самолет отправится обратно в Москву, а пока у нас есть немного времени поговорить с диспетчером М. Старостиной, которой всего 22 года, но она уже легко управляет железными птицами в небе.
– Я училась в Красноярске, потом приехала работать в Орск, так как там устроиться было сложно, а здесь были рабочие места, – рассказывает Мария. – Тут хорошо работается, оборудование новое, отличный коллектив. А когда курсанты начали летать, стало еще интереснее, всегда хотелось получить опыт управления большим количеством самолетов.
– А насколько сотовые телефоны мешают переговорам экипажа с диспетчерами, – задаю вопрос, волнующий многих пассажиров.
– Могут создавать помехи в момент вызова, – отвечает Романов. – Отсюда ухудшается слышимость. Кстати, если на высоте держать телефон включенным, то сядет он в 3 раза быстрее, чем на земле, из-за того, что постоянно будет искать связь.
Из окна вышки видны 10 маленьких самолетов, на которых летают курсанты, стоящих ровно в два ряда.
– Мы привыкли работать с одним, двумя, тремя самолетами, а теперь 10 и более воздушных судов бывает одновременно на связи с диспетчером по управлению воздушным движением, – говорит Сергей Владимирович. – Поначалу было сложно, но потом втянулись. Поскольку самолеты белые, маленькие, курсанты плохо видят друг друга, поэтому очень рассчитывают на нас. Мы задаем им скорость, направление, безопасный интервал в воздухе. И права на ошибку у нас нет.
Психологическая нагрузка, конечно, колоссальная, поэтому для диспетчеров предусмотрены комната отдыха, спортзал.
До вылета самолета в Москву остается совсем немного времени, и аэродромная служба запрашивает разрешение на выезд на полосу для отпугивания птиц. Мария разрешает, и на экране загорается красная надпись: «ВПП занята». Соответственно, пока она занята, взлет и посадка категорически запрещены, а при переговорах с экипажем будет подаваться определенный звуковой сигнал, извещающий о том, что полоса несвободна. Словом, предусмотрено абсолютно все, чтобы сделать полет безопасным.
Отпугивают птиц тревожным криком чаек, но, оказывается, пернатые к нему привыкают, записи приходится периодически менять.
Аэродромная служба докладывает, что взлетно-посадочная полоса сухая, чистая, называет коэффициент сцепления и освобождает полосу для самолета. На экране диспетчера загорается зеленая надпись: «ВПП свободна».
– Аэродром – это наш рабочий стол, который всегда нужно содержать в порядке, – улыбается Сергей Владимирович.
Тем временем посадка закончена, экипаж готов лететь, но на каждое свое действие должен сперва получить разрешение диспетчера: на запуск, руление на предварительный старт, затем на исполнительный и на взлет. В процессе выруливания пилот получает первоначальный маршрут, о прохождении которого потом будет докладывать.

Проходит еще немного времени, и самолет оранжевой стрелой рассекает смог, скрываясь в нем. Мы покидаем вышку, спускаемся в аэропорт, в котором словно наступил тихий час. Ничего не осталось от прежней суеты, только ветер гуляет по полю…

Фото Алексея Абрамова

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.