Золото востока
- Город
- 21-11-2019
В XIX веке Оренбургская губерния была одним из крупнейших центров рудной золотодобычи в России, на неё приходилось 72 процента всего добытого в стране золота нерассыпного типа. Правда, в губернию тогда входили Башкирия и Казахстан. Но посёлки Айдырля в Кваркенском и Кумак в Ясненском районах были основаны золотодобытчиками – этим на востоке области занимались тогда более 135 артелей с 15 тысячами старателей.
С 1993 года на аукционах разыгрывались лицензии на разработку, которые приобрели «Оренбургская горная компания» и «Южно-уральская золотодобывающая компания», но сегодня право на добычу принадлежат корпорациям «Селигдар» и «Полиметалл», только три лицензии имеют сроки до 2021, 2013 и 2040 годов соответственно (по данным 2017 года). Но они оказались невостребованными. Отказался от лицензий на разработку золота в Светлинском и Адамовском районах петербургский «Полиметалл». Формально действующей остается лицензия на разработку самого перспективного из разведанных участков – прииска Васин в Ясненском городском округе. С 2002 года работы на Васине вела «Оренбургская горная компания» (ОГК) – именно она выиграла конкурс и, заплатив 12 тысяч долларов, получила право на добычу жёлтого металла в рудных и кустовых залежах по берегам реки Кумак. Сегодня собственником этой компании является корпорация «Селигдар» со штаб-квартирой в городе Алдан, республика Саха (Якутия). Однако приказом Роснедр из-за отсутствия активных работ на участке лицензия приостановлена (но пока не отозвана). Рудник Васин с его оценочными запасами золота в 12 тонн был последним, за который ещё держались промышленники (сведения за 2017 год). Но и он теперь неинтересен. Якобы мешает разрозненность золотых запасов. Драгметалла в оренбургской земле много, но он не образует сколько-нибудь крупных залежей. И если в Якутии можно поставить огромную пятиэтажную драгу на прииск и много лет собирать золотой урожай, то у нас такой драге негде развернуться. Месторождение она выработает за неделю, а затем придётся месяц перетаскивать её за десятки километров на другой такой же маленький участок. Невыгодно! Гораздо эффективнее с добычей в таких условиях справляются нелегальные старатели. На востоке области сотни людей с металлоискателями обшаривают большие площади, выискивая самородки. За день, если повезёт, можно накопать один грамм золота и сдать его за 1000 – 1200 рублей. Но добыча золота частниками незаконна, за это можно угодить в тюрьму на 7 лет. Правда, чтобы получить уголовный срок, старатель должен добыть драгметалла не менее чем на полтора миллиона рублей. Если же при тебе всего пара граммов, то грозит административная ответственность, то есть попросту говоря штраф. Кстати, именно запрет частного старательства и активное внедрение крупной механизации привели к угасанию кумакских приисков в середине прошлого века.
Вот и получается, что оренбургское золото оказывается вне закона уже многие десятилетия. Промышленникам оно не нужно, а частники его добывать не имеют права. И теперь вся надежда на закон о разрешении свободного промысла. Он бы мог дать легальную работу сотням жителей, а при умелом подходе зародить целый кластер золотого туризма. Орчане с удовольствием поехали бы в выходные за золотишком, отлично отдохнув. Можно превратить кумакские рудники в одну из фишек Оренбуржья и дать людям работу. Однако в новом законе «О недрах» фигурирует только территория Магадана.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024