Жена диссидента
- Люди нашего города
- 21-06-2003
ЗИНОВЬЕВА НА ОРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Ей 58 лет, ему - 80. Они вместе уже 38 лет. Он ворвался в ее жизнь, словно ураган. Это случилось 1 октября 1965 года. Она пришла на работу в институт философии. И вдруг в кабинет влетел человек феноменально красивой наружности, изящный, как поручик Лермонтов. Решила, что это какой-то студент – так молодо он выглядел. Никогда бы не подумала, что этому человеку 43 года. Завязался роман…
О. Зиновьева рассказала мне об этой страничке своей жизни во время приезда в Орск для проведения Международного конкурса пианистов. Встреча наша не была случайной. Побеседовать с женой диссидента, известного на весь мир, – подарок судьбы для журналиста.
Начался разговор с того, каким ветром занесло московскую гостью в наши края. Выяснилось, что она в Орске уже не первый раз. Приезжала сюда три года назад по заданию администрации Президента РФ. Некоторое продвижение дел в вопросах строительства онкодиспансера состоялось не без ее прямого участия. С нашим городом Зиновьеву связывают и узы землячества. Оказалось, что здесь во время войны находилась в эвакуации ее мать.
Жизнь Ольги Мироновны до предела насыщена решением множества проблем – как семейной, так и государственной важности. Одна из них – работа Фонда содействия развитию глобальной компьютерной сети Интернет в России. Задача этой некоммерческой организации состоит в том, чтобы оказывать всевозможную помощь в продвижении Интернета по всей территории России. Сейчас в мире зафиксировано более 3 млрд. сайтов. А в России – чуть более 2 млн. Для нашей гигантской страны это, конечно, мало. Беда в элементарной нехватке средств. И фонд пытается изыскивать средства, возможности, разрабатывает проекты, которые помогают внедрять идею в жизнь. Это школы, клубы, Интернет-кафе, Интернет-форумы.
Есть у Зиновьевой еще одна важная должность. Она возглавляет исследовательский центр, в поле деятельности которого исключительно социологическая теория, разработанная ее мужем для научного анализа общества. За публикацию на Западе своих социологических результатов, вступивших в резкое противоречие с официальной советской идеологией, А. Зиновьев был уволен с работы, лишен ученых степеней и званий, а также советского гражданства. Его учение, книги – огромное наследство, им надо серьезно заниматься.
Но главная забота Ольги Мироновны – это, конечно же, непосредственная помощь мужу в организации его работы и семейного быта. Она готовит публикации его работ, взвалив на свои плечи обязанности корректора и редактора, менеджера и специалиста по пиару. Можно представить, какой это колоссальный труд, если учесть, что Зиновьев написал более 50 книг, ставших бестселлерами мировой литературы, сотни публицистических статей. Она отвечает за его распорядок дня. Организовывает всевозможные встречи. А еще родила ему двоих детей. Занимается внуками…
К большому сожалению, о поразительной личности Зиновьева и его творчестве знают в России не так много, ведь на Родину он вернулся лишь четыре года назад. И потому я попросил свою собеседницу дать его портрет в разных ракурсах. Вот что она рассказала.
«ВОСХИЩАЮСЬ МУЖЕМ 38 ЛЕТ…»
- это человек абсолютно уникальный во всех ипостасях, во всех проявлениях. В нем невероятные личностные начала. Прежде всего – одаренный ум. Я говорю это не как жена, а как человек, который восхищается им в течение 38 лет. Природа наделила Александра, пожалуй, самым уникальным инструментом, необыкновенной способностью, которая отличает его от всех людей. Как у музыкантов есть абсолютный слух, так у него – абсолютный ум. Его можно в определенной степени считать провидцем, глубоко проникающим в суть глобальных событий. То, что он предсказывает по социальному развитию общества, по всему, что происходит на нашей планете, сбывается. Но такие «ясновидцы» неугодны властям. Ведь он говорит не то, что нравится людям, а то, что есть. Для него всегда во главе угла – говорить правду, только правду и ничего другого. Человек абсолютно несгибаемой воли. Бескомпромиссный. Всю жизнь всегда шел впереди. Никогда не прятался за чью-то спину, не жил ни на какие гранты. Эмиграция в этом плане – большое испытание. И за право говорить то, что думаем, мы очень дорого платили всю жизнь. Я не жалею, а горжусь этим. Человек невероятных способностей: поэт, писатель, художник, философ, логик, социолог. Обладает огромным чувством юмора.
Зиновьева поведала факты его биографии, мало известные широкой аудитории. В 1939 году Александра посадили за то, что вместе с товарищами по институту выступил против культа Сталина. Ему было тогда 17 лет. Он бежал с Лубянки. В течение года прятался от преследования, в 1940 году скрылся, уйдя служить в армию. Затем - фронт. Прошел всю войну. Был сержантом, курсантом авиационного училища и офицером штурмовой авиации. Последнее воинское звание — капитан. Имеет боевые награды. Одновременно скрывался от органов государственной безопасности. После войны вернулся на философский факультет, окончил его с отличием. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Восхождение от абстрактного к конкретному» по логике «Капитала» К. Маркса, что стало событием в общественной мысли страны, ведь он отверг марксистскую теорию как ненаучную. Тем самым обрел и мировую известность. Во всей советской философии на Зиновьева было значительно больше ссылок, чем на всех его современников вместе взятых. Создал свою оригинальную самостоятельную логическую школу, получившую широкую известность в Европе. Наряду с Капицей-старшим был избран за свои логические работы в Финскую академию наук. Тогда в Советском Союзе вокруг этого разразился неслыханный скандал.
С большим интересом слушая Ольгу Мироновну, я изредка задавал вопросы. Один из них о том, в чем заключается главная особенность творчества писателя, получившего мировую славу. В ответ услышал следующее.
– Характерная черта его метода в том, что спокойное и беспристрастное изложение идей у него как-то незаметно превращается в бичующую сатиру. Зиновьев не разоблачает: то, о чем он писал, так или иначе, было известно. Важно, что известные явления жизни он изображает в совершенно непривычном виде, предлагая посмотреть на мир новым, незамутненным взглядом. Власти испугались его мыслей и того, как они повлияют на читателей. И вот в 1978 году нас выставили из страны с двумя чемоданчиками, в одном были рисунки нашей дочери, в другом – ее книги. Это все. С этим богатством нас высадили в аэропорту Мюнхена. Никто тогда не задавался вопросом, что будет с нами, моей дочерью. Никто не думал, что мужа ждет огромная слава.
ПАРАДОКСЫ СУДЬБЫ
С горечью вспоминала она те трагические минуты из жизни семьи. Но вот парадокс судьбы: Зиновьев сражался против Германии, и именно эта страна приютила изгоев. Там их встретили очень сердечно. Они получили гонорары за его книги, которые стали бестселлерами, их читал весь мир. Там нормально устроили свою жизнь и обрели друзей. А в Советском Союзе за ними просто громко захлопнули дверь. Имя «отщепенца» вычеркнули из науки. Его вообще нигде не стало. Вплоть до того, что его дело в военкомате не сохранилось. Зиновьевых, таким образом, поставили перед фактом, что у них уже нет Родины в России. Но она оставалась у них внутри. И они вернулись.
– В 1990 году, – продолжала рассказывать Ольга Мироновна, – указом Горбачева моему мужу вернули гражданство. Но тогда не было никакой внутренней готовности возвращаться. Тем более, я была беременна, мы ждали Ксению - совершенно неожиданный подарок судьбы двадцать лет спустя. Старшей дочери сейчас 32 года, а младшей 13. Нам выдали паспорта. Мы время от времени приезжали в Москву, но в качестве гостей. А в 1999 году муж твердо сказал, что хочет на Родину навсегда. Я не могла сказать «нет», хотя внутренне не была к этому готова. Конечно, мой долг – находиться рядом с мужем. Однако это было непросто по ряду причин: из-за 7-летнего ребенка, старшей дочери, многочисленных друзей, к которым мы приросли душой за 21 год. И все же решилась на этот шаг.
И вот мы приехали. Страна удручает. Есть, конечно, радость оттого, что улицы Москвы освещены, много продуктов в магазинах. Но ведь вместе с тем сегодня немало москвичей, которые копаются в мусорных баках. В бытность мою, когда мы жили в Советском Союзе, стариков не бросали голодными на улице, и маленькие дети не зарабатывали себе на жизнь. Не хочу заниматься морализаторством, но в этом плане страна мне чужая. Я вернулась в другую страну. И мне больно. За тех моих друзей-одноклассников, которые не умеют воровать и локтями расталкивать окружающих. Потому что это достойные, умные люди. Чем могу, помогаю им. Я выросла в сознании гражданина Советского Союза. Знаю, что за мной стоит моя страна. И даже будучи выдворенными, мы гордились Россией. У нас не было антисоветизма. Но то, что стало происходить на Родине, отзывалось болью в сердце. Хотя мы были лишены гражданства, муж пытался предупредить советское руководство, остановить его действия. Однако страна покатилась под откос…
Несмотря ни на что, здесь мы нашли себя. У нас бешеный ритм жизни. Муж в половине девятого вечера ложится спать, встает в половине четвертого утра. Работает до 8–9 часов. Маленькая пауза, затем опять работает. Он преподает. Ведет два курса в МГУ, где он именной профессор (это особая честь). Потом – курсы в литературном институте, социологической школе при центре Московской гуманитарной социальной академии, затем в нескольких академических институтах, различных академиях. Принимает людей дома. К нам очень много приходит гостей. Сан Саныч – трудоголик. Он вернулся сюда, чтобы трудиться.
Время беседы подходило к концу, пора было подводить итог.
– Скажите, если отмечать заслуги вашего мужа перед Отечеством, что бы назвали в первую очередь?
Мой вопрос несколько обескуражил Зиновьеву, но она тут же начала горячо перечислять.
– Для Родины он сделал все, что мог. Защищал ее во время войны. Защитил ее своим именем, создав логическую школу. Публикуя за рубежом свои произведения, отстаивал страну Советов, желая объяснить людям, чтобы они разобрались в истории собственной страны, поняли, кто есть кто, и что есть что. И даже самим фактом возвращения он защитил честь своей страны. Волна эмиграции, в которой Зиновьев оказался помимо собственной воли, охватила сотни тысяч человек. Но после падения советского строя и исчезновения причин, породивших эмиграцию, вернулись назад только единицы. Он - русский человек, преданный Отечеству.
Я очень дорожу мужем, его именем и тем, что он сделал для России. А еще я - очень счастливый человек. Моя судьба состоялась. И не откажусь ни от одного дня, ни от одного часа, какими бы трудными они ни были.
Покидая Орск, Ольга Мироновна вместе с членами жюри Международного конкурса пианистов посадила у стен детской школы искусств № 2 березку. Пусть греет она души орчан своей необыкновенной красотой, присущей лишь русскому краю. Глядя на березку, захотелось пофантазировать. Вот если бы с каждым добрым делом человека появлялось деревце, тогда березовая роща супругов Зиновьевых не имела конца и края.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024