В тылу как на войне
- Люди нашего города
- 05-03-2020
Орск для Терезы Теплых (Штро) уже давно стал родным, несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны она и члены ее семьи оказались здесь не по своей воле.
Родилась Тереза Александровна в Автономной ССР немцев Поволжья, в селе Гуссенбах. Окончила там же семь классов немецкой школы, а в 1939 году семья Штро перебралась в Узбекистан, откуда с началом войны всех поволжских немцев мобилизовали в трудовую армию. Не брали только маленьких детей.
– Отца моей прабабушки отправили в Челябинск, старшего ее брата – в Свердловскую область, второго брата, который успел получить ранение на фронте, – в Молотовскую область (сейчас Пермскую. Прим. автора.), – рассказывает правнучка Терезы Теплых Виктория Зверева. – Еще один брат работал на сибирских шахтах, а самый младший не подходил по возрасту, поэтому его пришлось сдать в детдом. Саму прабабушку вместе с сестрой и матерью отправили на один из орских военных заводов.
Дорога до нашего города была мучительно долгой. Почти месяц их везли поездом к месту их работы. На орскую землю Тереза с родственниками ступила февральской ночью 1943 года.
– Прабабушка до сих пор помнит, как их определили в ледяное общежитие: стены комнат были покрыты снегом, – отмечает Виктория. – Они разместились – деваться ведь некуда. С той ночи началась их трудовая жизнь на эвакуированном в 1941 году из Тулы военном предприятии, ныне Орском механическом заводе. Работали посменно: полмесяца с 8 утра до 8 вечера, полмесяца – в ночь, причем без выходных. Кормили трудармейцев один раз в сутки. А ежемесячно каждый поволжский немец обязан был расписаться в специальной ведомости за то, что жив-здоров. Все это время работники находились под неусыпным надзором сотрудников НКВД. Прабабушка говорит, что было очень тяжело, люди выживали лишь потому, что им давали достаточно хлеба.
Действительно, как отмечал в одной из публикаций старший научный сотрудник НИИ истории и этнографии ОГУ Константин Моргунов, «в Орске для трудармейцев имелись всего две столовые, которые были в состоянии пропустить около 50 процентов рабочих. Из-за отсутствия собственной пекарни им выдавали только по 300 граммов хлеба, остальную же часть – тестом, и рабочие вынуждены были сами печь хлеб у себя в бараках. В Бугуруслане и того хуже: трудармейцы не получали хлеба иногда по 3 – 5 суток».
Тереза Александровна, ее мать и сестра после Победы так и остались жить в Орске.
– Здесь прабабушка вышла замуж за молодого специалиста механического завода Григория Андреевича Теплых, а после учебы в машиностроительном техникуме по распределению попала на ЮУМЗ, – продолжает Виктория. – И, наверное, коллеги знают ее больше по имени Роза – такое короткое имя получила прабабушка на заводе, откуда ушла на пенсию в 1980 году. Кстати, 5 марта прабабушке исполнилось 95 лет. Она у нас по-прежнему неунывающий рассказчик и добрый человек с чистым сердцем.
В октябре 1942 года на строительство Орского нефтезавода мобилизовали 1300 немцев, большей частью из Башкирии. В ноябре-декабре на возведении «Главнефтестроя» было задействовано уже более 2800 граждан немецкой национальности. В январе 1943-го к орской конторе «Главнефтестроя» были приписаны еще 3500 трудармейцев. В феврале того же года прибыли из Средней Азии в трудармию Орска немки, которых направили на заводы № 322 (машиностроительный) и № 257 (механический).
Фото из личного архива
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024