Голод и немецкая оккупация глазами детей
- Люди нашего города
- 11-05-2020
Великая Отечественная война перевернула жизни миллионов семей. Особый ужас испытали дети, которым пришлось расти среди бомбежек, голода, лишений и рано повзрослеть.
Валентин Зарков, много лет отдавший Орскому заводу по обработке цветных металлов, помнит войну эпизодически, потому что в то время был совсем маленьким. То, что сохранила его память, дополнили рассказы старшей сестры.
Зарков родился в 1936 году в городе Калинине, который сейчас опять Тверь. Отца Петра Васильевича он практически не помнит, знает лишь, что тот ушел на фронт, а потом похоронка сообщила, что солдат погиб подо Ржевом. Война началась, когда Валентину было пять лет. Семья жила на станции Завидово у железной дороги, которая шла из Москвы в Ленинград. Дом стоял недалеко от вокзала. Мать Вали Наталья Петровна работала в Москве директором вагона-ресторана поезда дальнего следования. Вскоре после начала боев перекрыли дороги, и она не смогла вернуться домой. Валентин и его сестра остались с бабушкой.
– От взрывных волн наш дом ходил ходуном, – вспоминает Валентин Петрович. – Вскоре развалилась дымоходная труба. Стало понятно, что зимовать там будет невозможно.
Ярким эпизодом, врезавшимся в память мальчика, стал налет немецкого самолета на санитарный поезд с ранеными на глазах у местных жителей. Бабушка сразу увела детей, но они успели увидеть искалеченные тела.
Зимой 1941 – 1942 годов станция Завидово оказалась оккупирована. Зарковы оставили свой захудалый домик и перешли на соседнюю улицу к приютившим их знакомым. Валентин помнит, что в этом доме бывали и немцы, которые заняли поселение. Их машины стояли во дворе. Даже после войны Зарков долгое время не мог забыть запах горючего для немецкой техники. Убивали или нет вражеские солдаты кого-то из местных жителей, Валентин не знает. Но хорошо помнит, как бабушка часто повторяла, что им повезло. Она объясняла, что на станцию пришли именно регулярные войска, поэтому семья до сих пор жива. В то же время доходили вести из других сел, откуда жителей угоняли в Германию. Сестра, которая старше Валентина Петровича на четыре года, затем рассказывала, как доброжелательно к нему относился один из немецких солдат, который вспоминал своего ребенка, глядя на мальчика.
Весной голод направил людей в поля на поиски перегнившей картошки, которая случайно осталась с осени. Дети несли домой то, что удавалось найти. А бабушка жарила из этой картошки блины, а еще варила суп из крапивы. У знакомых, в доме которых жила семья, был свой огород, а значит, кое-какие запасы. Но их было очень мало.
Весной наши войска выбили немцев из Завидова. Вскоре вернулась мама Валентина Петровича. Она увезла детей в Москву. Там жить оказалось легче. Но все же по какой-то причине семья скиталась из города в город. До 1957 года Зарковы жили в Кольчугино, откуда в Орск был эвакуирован завод. Сестра Валентина вышла замуж за рабочего, который там трудился, и переехала вместе с ним в Орск. Вскоре туда перебрались и Валентин с матерью. Оказалось, что на востоке Оренбуржья куда лучше обстояли дела с работой и продовольствием. Наш собеседник связал свою трудовую судьбу с ОЗОЦМ. А с будущей супругой, с которой прожили вместе 60 лет, они поженились 9 мая 1959 года. С тех пор этот день памятен для Заркова вдвойне.
Фото автора и предоставлено героем материала
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024