РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Уходили в тайгу, ничего не зная о ней

Уходили в тайгу, ничего не зная о ней Уходили в тайгу, ничего не зная о ней Уходили в тайгу, ничего не зная о ней Уходили в тайгу, ничего не зная о ней

Лето для студентов-активистов – горячая пора. Ежегодно молодежь Орска объединяется в стройотряды и вносит свой вклад в благоустройство и развитие города. Однако в 2020-м коронавирус изменил привычный ход жизни. А ведь несколько десятков лет назад наши земляки трудились далеко за пределами родного края, например на строительстве Байкало-Амурской магистрали. О том, как это было, мы расскажем в нашей постоянной рубрике.


Впервые орчан позвали на БАМ в 1981 году. Стройотряд «Эос» оставил о себе добрую память на центральном и северном участках магистрали. Работали на трассе Беркакит – Чульман и в районе якутского поселка Усть-Нюкжа. Орские студенты прокладывали многокилометровый участок железнодорожного полотна, трудились на подготовке к пуску больших мостов через реку Нюкжу. 

В 1981 году на БАМ отправились 50 студентов ОГПИ, среди которых были два десятка девушек. Отряд состоял в основном из представителей физико-математического факультета. Почему решили взять так много девчонок? Наверное, от незнания реальной обстановки и характера труда. Конечно, девушкам пришлось быстро забыть о «маленьких женских слабостях». Отряд жил в тайге, в нескольких километрах от поселка. Первыми прибыли на место «застрельщики» – десяток стройотрядовцев, которым предстояло за две недели подготовить на выбранной площадке лагерь. Первые ночи ребята проводили у костра, ели собранные в тайге грибы и ягоды, а также жарили картошку, взятую с собой в качестве неприкосновенного запаса. Как оказалось, местные жители не употребляли в пищу оленьи грибы, но студентам их вкус вполне понравился. Как говорится, голод не тетка. 

Тайга встретила орчан дневным зноем, в конце июня жара была до 30 градусов, и ночными похолоданиями, а также проливными дождями. А главное – новичков одолевали комары и гнус. Они буквально атаковали орчан. Студенты натирались специальными мазями. А спустя неделю уже смело раздевались до пояса, когда рубили деревья, при этом не испытывая большого дискомфорта от атак насекомых. Видимо, стороны «договорились» о перемирии. К приезду основной группы стройотрядовцев все было готово. 


Вместо ручек – лом и отбойные молотки

На железную дорогу «Эос» вышел в середине июля. За полтора месяца требовалось вручную «собрать» около десяти километров ветки. Трудились стройотрядовцы по 14 часов практически без выходных. 

На участке с отрядом жил единственный специалист – мастер из головного предприятия, который на месте обучал ребят премудростям прокладки полотна. Шпалы таскали на себе, как и рельсы, выгруженные вдоль насыпи. Самыми востребованными были отбойные молотки, лом и кувалда. 

Конечно, парни старались всю тяжелую работу брать на себя, жалея девушек. но они оказались упертыми, трудились рядом, помогали. Правда, на кухне теперь хлопотали не два повара, а восемь-десять девчат: накормить трижды в день 50 человек – задача непростая, да и это был один из поводов набрать на «железку» девушек. 


Можно ли поставить на рельсы паровоз?

В последующие два года орчане были заняты не на прокладке железнодорожного полотна, а на бетонировании мостов. В Нерюнгринском районе, неподалеку от поселка Усть-Нюкжа, в 1983 году чисто мужской отряд, состоявший из 25 юношей, занимался бетонированием конусов одного из крупных мостов – предстояло залить 450 кубометров бетона с сопутствующими работами. 

В одну из холодных и дождливых ночей «Эос» подняли по тревоге. На грузовике «Магирус» орчан срочно отправили километров за пятнадцать от пункта базирования. На трассе с рельсов сошел паровоз, предстояло его вручную поставить «на ноги». Дождь лил как из ведра… На месте аварии парней встретили несколько специалистов и группа бойцов самарского стройотряда. Вкалывали рука об руку – расшивали шпалы на полотне (через одну) – требовалось соорудить шпальный настил под тележки паровоза, затем подкладывали чугунные «лягушки» – машинисты рывком пытались поставить «железного коня» на рельсы. Около семи попыток закончились неудачно, приходилось все сооружать заново, менять настил. И только к рассвету паровоз подняли «с колен». Но это случилось уже после того, как на помощь прибыл мощный японский кран «Като» с группой аварийщиков. 


Колючая, но загадочная и притягательная

Больших денег орские студенты не получали – на руки стройотрядовцам в том же 1981 году выдали по 600 – 700 советских рублей. 

Пожалуй, в родном Орске за лето при желании можно было заработать примерно столько же, разгружая вагоны или работая на стройках, но стройотрядовцы сильно не огорчались. Наверное, дело было в юношеском энтузиазме, советском коллективизме, а также романтике тайги, которая еще долго снилась бойцам... А тогдашние испытания воспринимались потом лишь как одно большое приключение. Все ведь за несколько месяцев становилось родным. Особенно эта колючая, но загадочная и притягательная тайга! 

Материалы по теме

Уходили в тайгу, ничего не зная о ней

Лето для студентов-активистов – горячая пора. Ежегодно молодежь Орска объединяется в стройотряды и вносит свой вклад в благоустройство и развитие города. Однако в 2020-м коронавирус изменил привычный ход жизни. А ведь несколько десятков лет назад наши земляки трудились далеко за пределами родного края, например на строительстве Байкало-Амурской магистрали. О том,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.