РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

И коробейники, и плясуны, и стряпухи

И коробейники, и плясуны, и стряпухи И коробейники, и плясуны, и стряпухи И коробейники, и плясуны, и стряпухи

В «Орском рабочем» за 1981 год мы отыскали несколько публикаций о проводах русской зимы. Тогда гулянья называли именно так. И никакой Масленицы! 

Журналисты той поры в заметке «Проводы русской зимы» сообщали о том, что «...все двенадцать братьев-месяцев «собираются» вечерами в Доме культуры нефтехимков». 

«Здесь готовится постановка по сценарию электрика завода имени Чкалова К. Берегова «Проводы русской зимы». Артисты народного театра выступят в Центральном парке в воскресенье. 

И не только двенадцать месяцев встретишь на репетициях. В подготовке представления, которым руководит артист драмтеатра имени А. С. Пушкина В. Трущенко, принимают участие «добрые молодцы», хоровод девушек, коробейники, плясуны. И, конечно же, в день проводов русской зимы с орчанами придет прощаться холодная красавица Зима, лукавый Дед Мороз. В проводах примут участие стряпухи – будут угощать русскими блинами с душистым чаем. Посетителей парка ждут интересные игры. Они смогут помериться молодецкой силой, перетягивая канаты, состязаться в ловкости». 

Кстати, подавали гостям праздника не только блины да чай, но еще и шашлыки с пельменями. А катания устраивали в санях, запряженных тройкой лошадей. 

«В одной из троек – Зима, в другой – Весна. Они направляются к парку. Здесь их встречают хлебом и солью девушка и парень в национальных костюмах. Разрезают хлеб. Зима прощается со всеми, передает эстафету Весне. Начинается общее веселье», – говорится в другой заметке.

На столб в центре Орска тоже забирались за призами. А вершину такого столба в восьмидесятых годах могла украшать… самая настоящая балалайка!

- Традиция отмечать Масленицу уходит корнями в языческие времена. У древних славян праздник символизировал проводы зимы. В народе его называли так: «Честная Масленица», «Веселая», «Касаточка», «Перепелочка», «Переберуха», «Ясочка». 
- В Прощеное воскресенье, седьмой день Масленицы, при встрече с кем-либо на улице нужно было трижды поклониться и сказать: «Прости меня, в чем я виноват или согрешил перед тобой». Прохожий отвечал: «Бог простит, и я прощу». Это уже православная традиция. 
- По сей день известен и языческий обряд – сжигание на костре чучела Масленицы. Костер символизировал Солнце и вроде как способствовал скорому приходу весны. Такую традицию сохранили и в Оренбургской области.

Поросят снимали со столба!

В одном из документов все-таки встречается упоминание того, как в Орске проводили гулянья на Масленицу. 

«Казаки Орской станицы, кроме хлебопашества и земледелия, занимались пчеловодством и рыбной ловлей для собственных нужд. Войсковым праздником был тогда день 23 апреля. На Масленицу устраивались различные игры. Выезжали из города в станицу и принимали участие в таких развлечениях, как взятие снежного городка».

Вообще, в культуре казаков Масленица имела особый статус и была наделена всеми атрибутами праздничного времени – разгулом и излишеством во всем. К Масленой блины с каймаком (сквашенными топлеными сливками) ели. Впрочем, и негативно отзывались о Масленице, потому что считали, что Масленая неделя – это время безделья и праздности. 

– О том, какой была Масленица в нашем селе в прежние времена, не скажу. Сколько бы ни спрашивала у старожилов, не помнят, – говорит Екатерина Осенчугова, заведующая филиалом клуба села Крыловки, где чтут историю казачества. 

– В советские годы на Масленицу у нас водили хороводы, пели песни и катались на лошадях, – рассказывает собеседница. – По традиции все желающие пытались залезть на деревянный столб и достать приз – мешок дробленки, поросенка или даже теленка, к примеру. Не самих, конечно! В сумку обычно клали записку с названием животного или наименованием подарка. А еще устраивали бои на подушках. В нашем сельском клубе, кстати, сохранилось по сей день раритетное бревно, на котором бились смельчаки. Ему больше полувека, так что бережем его как зеницу ока!

Материалы по теме

Весну зазывали жаворОнками

«Масленицей пользовались как удобным переходным временем, чтобы отдохнуть от трехмесячной сутолоки и изгнанием мяса из кулинарного обихода подготовить желудок к принятию грибной пищи. Блины, блины и блины! Блины гречневые, пшеничные, блины с яйцами,  с снетками, с луком…»Так описывает в «Пошехонской старине» Масленицу Салтыков-Щедрин. А вот как ее отмечали в Орске...

И коробейники, и плясуны, и стряпухи

В «Орском рабочем» за 1981 год мы отыскали несколько публикаций о проводах русской зимы. Тогда гулянья называли именно так. И никакой Масленицы! Журналисты той поры в заметке «Проводы русской зимы» сообщали о том, что «...все двенадцать братьев-месяцев «собираются» вечерами в Доме культуры нефтехимков». «Здесь готовится постановка по сценарию электрика завода имени Чкалова...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.