Крымский диагноз: флот скорее жив, чем мертв
- Репортаж
- 23-08-2003
Еще недавно слово «Севастополь» ассоциировалось прежде всего с рыбацким поселком, что на берегу Ириклинского моря, а уж потом - со старшим и, по слухам, агонизирующим собратом, что на берегу Черного.
Еще недавно доминировало мнение, что пятилетняя холодная война с незалежной Украиной навсегда развела братьев-славян по разные стороны баррикад, а в Крым нас будут пускать разве что по визам и загранпаспортам.
Еще не утихли разговоры о том, что боевые корабли либо должны поднять желто-голубой флаг, либо под Андреевским навсегда уйти в новороссийские бухты.На этом фоне новости о присвоении одному из кораблей имени нашего города, а тем более - отправке на «Орск» первых земляков, выглядят по меньшей мере странными, если не сказать больше. Чтобы раз и навсегда прояснить ситуацию, в Крым в самом конце июля отправилась официальная делегация.
***
Впрочем, делегация - сильно сказано. Из дюжины претендентов, первоначально собиравшихся в дорогу, мало кто "уцелел", как только обозначилось, что поездка туда и обратно - за свой счет. Одним вспомнились неотложные дела, другим - непереносимая жара в поездах, идущих, к тому же, на юг, третьим - пошатнувшееся здоровье, четвертым - ревнивые жены... В результате на симферопольском вокзале капитан второго ранга Алексей Богданов встретил лишь троих - мэра Черноусова, депутата Лебедева и спецкора Захарова.
***
С другой стороны, как тут же признался командир «Орска», с нашими призывниками произошла аналогичная история. Из восьми человек, скрупулезно отобранных весной в военкомате, к месту назначения прибыли только трое - Дмитрий Хисамов, Виталий Лебедев и Вячеслав Климанов. Остальных - прямо из учебного отряда - отправили служить в другие части и соединения, а где их искать - пока не ясно...
***
Естественно, с вокзала - прямиком на «Орск». Благо, его пришвартовали в наиболее удобном месте, близ Минной стенки. После того, как делегация вдоволь пообщалась с земляками, вручила не только письма от родных и близких, но и многочисленные подарки и сувениры, предоставила возможность каждому созвониться с домом по сотовому телефону, Богданов провел по кораблю. Габариты, что и говорить, впечатляющие. К примеру, полное водоизмещение - 5 тысяч тонн, длина - 113 метров, ширина - 16, высота - 33. Мощность дизелей - 9 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость - 17 узлов. Дальность плавания - 10 тысяч морских миль, автономность - 20 дней. Чтобы отразить неприятельские атаки, предусмотрены и спаренная скорострельная пушка, и ПЗРК. На борт одновременно взойдут 20 танков либо 25 бронетранспортеров и 50 единиц колесной техники типа «КамАЗ», а также вооруженный до зубов батальон морской пехоты. При этом осадка - каких-то 4,5 метра, что позволяет использовать большой десантный корабль практически на любом мелководье, в том числе в устье рек.
***
Хотя, конечно же, впечатляют не столько тактико-технические характеристики, сколько экипаж, насчитывающий всего 70 человек. Каждому приходится работать за двоих, если не троих, и неудивительно, что хороший специалист, по словам капитана третьего ранга В. Стародубцева, котируется буквально на вес золота. Не скрою, было приятно, когда замполит «Орска» тут же уточнил: «Орские новобранцы - на хорошем счету...»
***
Первыми экипаж пополнили станочник-универсал Д. Хисамов и электромонтер В. Лебедев. Они и учились в одно время в орском профессиональном училище № 1, и призывались Октябрьским военкоматом вместе, и служить попали в одну и ту же корабельную БЧ. Всего за неделю каждый из них успешно сдал по 19 зачетов на допуск к самостоятельной работе. Теперь Лебедев - радиотелеграфист, а Хисамов - старший радиотелеграфист в одной из важнейших боевых частей - связи.
- С техникой поладили, настроение бодрое, а экипаж - просто замечательный, - рапортовали они Черноусову в один голос.
***
Но мэр не мог успокоиться. Судя по всему, орчан разбросали по Черноморскому флоту за считанные дни до нашего приезда, а значит, оставался шанс, пусть и слабенький, исправить ситуацию. При каждом разговоре с командованием 30-ой дивизии надводных кораблей, к которой, кстати, приписан и БДК «Орск», Юрий Александрович упрямо повторял: «Соберите земляков в одно место». Пока, наконец, капитан первого ранга С. Волков, он же - заместитель комдива по воспитательной работе, не доложил:
- Вашу просьбу, Юрий Александрович, удовлетворили. Правда, частично. К Хисамову, Лебедеву и Климанову добавим еще и Ивана Леонова. Переведем его с «Керчи» сразу после парада.
***
Военно-морской парад, по традиции, занимает особое место в сердцах севастопольцев. Каждое последнее воскресенье июля - независимо от погоды и настроения - не только крымский бомонд, но и приезжие знаменитости соревнуются, кто быстрее оккупирует деревянные скамьи на Николаевском мысе. Следом «разбирают» и менее престижные места, к которым, в принципе, можно отнести любую возвышенность над обширной водной гладью. Такое ощущение, что за демонстрацией флотской мощи, включая красочный корабельный салют, до позднего вечера наблюдает весь 400-тысячный город...
***
Несмотря на лестное приглашение на главную трибуну, где, к слову, ожидали президентов Украины и России, орская делегация выбрала БПК «Керчь», стоящий на рейде напротив Михайловского равелина: и с земляком хотелось повидаться, и на парадный строй с дистанции всего несколько кабельтовых насмотреться.
***
Действо, разворачивающееся на наших глазах, в розданной программке скромно именовали «водно-спортивным праздником».Как выяснилось, неспроста, поскольку главную ударную силу Черноморского флота - гвардейский ракетный крейсер «Москва» и большой противолодочный корабль «Керчь» решили оставить «про запас» (как, впрочем, и БДК «Орск»), выпустив на водную гладь парусники, гребные шлюпки, пожарные катера и даже баркасы, расписанные под челны времен Стеньки Разина...
***
Впечатление улучшилось после рейда ракетного корабля на воздушной подушке «Бора». При мощнейшем вооружении (8 противокорабельных ракет «Москит» и 20 противовоздушных ракет «Оса», не считая пушки) он развивает скорость до 55 (!) узлов и не теряет своей мореходности даже при восьмибалльном шторме. Этот катамаран с аэродинамической воздушной разгрузкой не может догнать ни одна из современных торпед, а самонаводящиеся ракеты просто не успевают произвести захват!
***
Аплодисменты сорвали и БДК «Азов», десантировавший в бухту не менее дюжины плавающих бронетранспортеров, и украинский флагман «Гетьман Сагайдачный», выступавший «вне конкурса», и взвод морских диверсантов, и бригада быстроходных катеров, а в особенности - субмарина типа «Варшавянка» в надводном положении, которой, как выяснилось, командовал наш земляк-новотройчанин...
Но чем дальше, тем больше зрителей разбирал скепсис. Седой адмирал, стоявший неподалеку, вполголоса произнес:
- Мельчает флот. Это ж надо додуматься - выпустить на парад буксиры...
***
Своего рода идеальным здесь считают, и по праву, позапрошлогодний парад. Видеокассету, на которой запечатлели грандиозное военное шоу, вручают любому почетному гостю Севастополя как истинную реликвию. Впрочем, можете приобрести в любом ларьке, но предупреждаю, что цена «кусается» - 25 гривен или полторы сотни рублей.
Деньги выложите не зря. Все уместилось на получасовой кассете - и ракетные пуски, и торпедные залпы, и минное траление, и взрывы глубинных бомб, и полеты истребителей, и десант с вертолетов, не говоря уже про стрельбу по мишени, плавающей за боновыми воротами...
***
Говорят, в прошлом году обещали не хуже. Вмешался случай. На львовских зрителей рухнул Су-27, и Украина, объявив траур, ввела запрет на любые демонстрационные стрельбы и полеты. Быть может, запрет действует до сих пор. Быть может, просто перестраховались на случай визита Путина, планировавшего обсудить с Кучмой перспективы Черноморской эскадры. Обилие президентской охраны и патрулей ГАИ на перекрестках говорили о том же.
Что-то не срослось, и президенты разминулись. Выяснили это в последний момент, когда ограничения снимать было некогда да, видно, и некому. В очередной раз моряков лишили возможности продемонстрировать остатки своей боевой мощи...
***
Насчет остатков - вопрос спорный. Даже закоренелые оптимисты не в силах отрицать, что флот ослаб и вряд ли в силах навести панику на потенциальных агрессоров. Быльем поросли годы, когда 30-я дивизия надводных кораблей, по словам контр-адмирала В. Васюкова, считалась мощнейшей в Военно-Морском Флоте СССР. Ее корабли круглый год дежурили в Средиземном море, искали подводные лодки НАТО, тралили Красное море, обеспечивали ПВО, а также безопасность судоходства и рыболовства в Индийском и Атлантическом океанах. Пик расцвета ЧФ пришелся на середину девяностых годов, когда только в 30-й дивизии насчитывались 45 кораблей и 12 тысяч человек личного состава. Сейчас, как минимум, втрое хуже...
***
Пока адмиралы России и Украины лихорадочно делили флот, вовсю разграблялись топливо, материалы, продовольствие и даже неприкосновенные запасы. На сторону ушли 15 крупных судов обеспечения и более 100 мелких - водолеев, рейдовых буксиров, пожарных катеров, барж снабжения и плавучих кранов. Половина судов гидрографической службы и разведки попала в частные руки и используется, в основном, для прогулочных или увеселительных целей. Новенькое, с иголочки, исследовательское судно «Диксон», на котором испытывалось флотское лазерное оружие, за бесценок ушло в Индию. Госпитальное судно «Енисей» стало плавучей гостиницей. Еще меньше повезло санитарному транспорту «Надежда Крупская», за долги отданному болгарам, которые тут же переделали его в плавучий... бордель.
***
Полностью прекратили существование знаменитая Дунайская флотилия, дивизия морских десантных сил, 41-я бригада ракетных катеров, прозванная в обиходе «москитным флотом», 17-я бригада кораблей охраны водного бассейна, базирующаяся на озере Донузлав, а также бригада охраны водных районов Керченско-Феодоссийской военно-морской базы. Вот почему турки, болгары и румыны ловят спокойно рыбу в наших территориальных водах, причем не только на Черном, но и Азовском морях...
***
К середине 90-х годов Черноморский флот насчитывал в своем составе 40 подводных лодок. Все субмарины - классов «Фокстрот», «Танго», «Виски» и др. - были самыми современными, хорошо содержались, а экипажи имели достаточную выучку и подготовку. Одна бригада базировалась в Южной бухте Севастополя, другая - в Балаклавской, где субмарины располагались в скальных гротах. Наконец, под Феодосией базировался отдельный дивизион полигонного обеспечения испытаний морской техники и оружия, насчитывающий еще дюжину подлодок.
***
И что же? Сегодня на флоте лишь одна боеспособная субмарина. Та самая, которую показали на июльском параде. Еще одна, с экспериментальным водометным двигателем, стоит у пирса без аккумуляторов. Третью переоборудовали под плавучую зарядную станцию. Остальные 37 варварски превращены в груду металлолома. Кто-то хорошо поживился, продавая оптом и в розницу уникальные навигационное и электротехническое оборудование, штурманские приборы, снаряжение и автоматику...
***
Быть может, этого удалось бы избежать, если б не жесткая, на грани ультиматума, позиция Киева: отдайте половину флота, да немедля. Ах, так, сказали наши адмиралы. Ну, тогда получайте...
Скажем, как только было решено, что сторожевики «Беззаветный», «Безукоризненный» и «Разительный» поднимут "жовто-блакитный прапор", их тут же разукомплектовали. На сторожевике «Решительный» тоже демонтировали все, что можно. Противолодочные корабли «Очаков» и «Азов» превратили в плавучий металлолом. По итогам «братского» дележа Украина может похвастаться разве что фрегатом «Гетьман Сагайдачный», десантным кораблем «Ровно», парой сторожевиков и судов на воздушной подушке. Это, впрочем, не помешало высечь аршинными буквами на древних, обильно политых русской кровью стенах Михайловского равелина: «Слава ВМС Украины!»
***
Стало быть, скептики правы, когда утверждают, что Черноморский флот - в российской или украинской части - обречен на бесславное прозябание, а немногие оставшиеся на плаву корабли - на металлолом?
Вряд ли. Все не так просто. Действительно, еще недавно казалось, что флот скорее мертв, чем жив. Теперь - наоборот. Ситуация понемногу улучшается. Только, к примеру, отслужил срок большой противолодочный корабль «Москва» - на смену подоспел капитально отремонтированный ГРКР «Слава», переименованный в «Москву». Отправили в небытие ракетный крейсер «Адмирал Головко», имевший уникальные боевые характеристики - в строй вступили не менее уникальные, к тому же - суперсовременные РКВП «Бора» и «Самум».
Ну, а нынче весной, впервые за 14 лет, отряд черноморцев отправился в дальний поход. Десантники с «Цезаря Куникова» осуществили, наконец-то, заветную мечту Владимира Жириновского, омыв свои сапоги в водах Индийского океана. Впервые моряки отработали взаимодействие со стратегической авиацией. Впервые с крейсера «Москва» в небо ушли крылатые ракеты... Даже ветеран, СКР «Сметливый», последний из плеяды «поющих фрегатов», показал себя с лучшей стороны. Несмотря на 30-летний возраст, он - без малейшей запинки - прошел семь морей...
Вот и БДК «Орск», которому 35 лет, сумел - в который раз! - продлить срок эксплуатации, По итогам прошлого года его признали лучшим в Военно-Морском флоте России по безопасности прохождения службы...
***
Итак, что же позволило Черноморскому флоту избежать участи «Титаника», когда, казалось, судьба предрешена? Ответ, думаю, однозначный - всенародная помощь. Не дожидаясь указки, сто российских городов - от Москвы и до Орска - взяли шефство над всеми без исключения кораблем, фактически брошенными государством на произвол.
Подробнее об этом - в ближайших номерах «ОХ».
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024