РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Проблемы среднего образования – крупным планом, без прикрас

Масса вопросов обычно возникает у орчан в начале нового учебного года. И газета, как всегда, стремится оказать горожанам существенную информационную помощь. На десятки вопросов ответили гости редакции: начальник управления образования А. Пожар, его заместители по школьным, организационным и экономическим вопросам – Л. Горбатова и Л. Коробова, а также главный специалист управления Ф. Горохова.КУДА ДЕВАТЬ ДЕТЕЙ?
Мама ребенка из детского сада № 19:
– Александр Иванович, когда же, наконец, детский сад заработает? Сделайте поскорее эти трубы. Мы уже не знаем, куда детей девать. На работу берем, бабушкам отдаем. Сил нет, больше месяца маемся.
– Трубы обещали привезти на днях, и все работы постараемся провести как можно быстрее. Проблема в отсутствии необходимых строительных материалов. Оплату мы произвели. Этот садик – на первом месте по завершению ремонта в дошкольных учреждениях.
КАК ДЕЛА С УЧЕБНИКАМИ?
И. Абдуллаева:
– Моя дочь учится в 8 классе школы № 35. как школы города обеспечены учебниками? Слышала, что кое-где родители вообще не покупают учебники, а мы вынуждены приобретать 80 процентов из необходимого числа.
– Оснащенность школьных библиотек составляет 80–85 процентов. Но в разных школах эта цифра колеблется. Мы в основном пользуемся фондом подержанных учебников. Конечно, стараемся его пополнять. Так, в этом году приобретены 36726 экземпляров на 1683 тыс. рублей. Кроме того, школы получили губернаторскую библиотеку и стотомник от Президента России. Все это – классическая литература.
К сожалению, все меньше учебников получаем бесплатно. Хотя Оренбургская область – одна из немногих, где еще сохранилось понятие – бесплатные учебники. второй год действует распоряжение губернатора, в котором сказано, что бесплатными учебниками должны обеспечиваться учащиеся из малообеспеченных семей, дети «афганцев», чернобыльцев и других льготных категорий населения. Круг льготников ограничен. Практически 100 процентов учебников бесплатно получают учащиеся начальной школы. Почему в вашей школе такая напряженность с учебниками, не могу сказать. Мы разберемся. Но старый библиотечный фонд, сами понимаете, не вечен.
УКРАЛИ КОМПЬЮТЕРЫ
Морозова:
– Мы в прошлом году сдавали деньги на компьютеры. А теперь вот узнали, что из нашей школы № 32 всю технику украли. Что же теперь?
– Второго комплекта у нас нет. И ничем помочь не могу, коль руководители школы не сумели обеспечить сохранность компьютеров.
– А почему деньги с родителей собирали, ведь это была президентская программа?
– Президент выделил только 40 процентов необходимых средств, 30 поступили из областного бюджета, а еще 30 процентов – это деньги городской администрации, управления образования и родителей в том числе.
ХОЧУ ПОГОВОРИТЬ О ФОРМЕ
Валентина Васильевна:
– Хочу поговорить по поводу школьной формы, хотя мои дети уже взрослые. Прохожу 2 сентября мимо школы № 25. Четыре мальчика грузят щебень на носилки. Рядом – преподаватель, видимо, учитель труда. Ребята – в чистой одежде. Спрашиваю: разве можно в таком одеянии работать? Учитель отвечает: у нас урок труда. Говорю: но почему ученики не надели халаты? А он: ну, а что я могу сделать, скажите директору. Так кто же несет ответственность в подобных случаях?
– Здесь есть вина и учителя, так как он не потребовал, чтобы дети пришли на урок труда в рабочей форме, и учеников, и директора, который отвечает за все, что делается в школе. Спасибо за ваше неравнодушие к школьным проблемам.
Э. Фархутдинова:
– Введение в нашей области школьной одежды как обязательной, до сих пор вызывает немало споров. Каков взгляд на эту проблему у специалистов управления образования?
– Большинство родителей и детей, по проведенным в школах опросам, склоняются к тому, что школьная форма нужна, и вот почему. Во-первых, ребята из малообеспеченных семей (а их не так уж мало: по данным управления социальной защиты населения города – около 25 тысяч) не чувствуют себя ущербно по отношению к более богатым сверстникам.
Во-вторых, это знак того, что ребенок идет в школу, а не досуговый центр.
В-третьих, форма дисциплинирует.
– А как с обеспечением формой в этом году?
– Заказ составил 4434 комплекта, из них 952 – с удешевлением на 293 рубля за счет областного бюджета. Остальные приобретают за полную стоимость.
Костюм для самых маленьких мальчиков стоит 610 рублей; старшего школьника – 715; подростка – 840 рублей. Родители девочек, обучающихся в начальных классах, могут приобрести школьную одежду за 575 рублей, учениц среднего звена – 650, старшеклассниц – 785 рублей.
В течение лета в торговых точках по продаже школьной одежды работали координаторы от управления образования, которые вели разъяснительную работу с покупателями, давали советы по выбору модели, помогали разрешать конфликтные ситуации.
Следует отметить, что с каждым годом, а мы занимаемся формой уже третий год, нареканий со стороны родителей по пошиву и качеству изделий становится все меньше.
Если говорить об исполнении заказа, то на 4 сентября приобрели форму с дотацией 74 процента для мальчиков и 64 процента для девочек. Выбран заказ за полную стоимость: для мальчиков – 100 процентов, девочек – 70.
Несмотря на то, что управлением образования из фонда всеобуча выделены средства для малообеспеченных семей, 223 комплекта еще не выкуплены. Работа по обеспечению школьной одеждой завершается.
Наталья Петровна:
– Была ли дотация на приобретение формы для первоклассников?
– Персонифицированная помощь оказана только малообеспеченным семьям. Списки льготников составлялись управлением социальной защиты.
ШКОЛА № 56 НЕ ЗАКРОЕТСЯ
Родительница:
– Всех волнует вопрос: не закроется ли наша школа?
– Ситуация очень сложная. Как вы знаете, с 2000 года мы начали ремонт, которого не было многие годы. Около 100 тысяч рублей потрачено на кровлю. Теперь остро встала проблема с канализацией, которая полностью пришла в негодность. Вода уходила под фундамент, в результате просели стены. Есть грозные предписания контролирующих органов. Однако надеемся в течение 10 дней выполнить основные ремонтные работы, не прерывая учебный процесс. Хочу обратиться к родителям: без вашей материальной поддержки школе сегодня не обойтись.
НОРМА НАПОЛНЯЕМОСТИ 25 ЧЕЛОВЕК
Мама первоклассника школы № 88:
– У нас в классе 33 человека. Это ведь слишком много. Нельзя ли разделить их?
– Существует норма наполняемости класса – не менее 25 человек. Рядом находится школа № 45. Руководители двух школ, к сожалению, никак не могут найти общий язык и договориться, сколько детей в какой школе будет обучаться. Дело в том, что фонд зарплаты у нас ограничен. А родители вряд ли согласятся дополнительно оплачивать обучение, если в классе будет только 16 человек. Поэтому директора соседних школ должны сами решить этот вопрос, как мы им и рекомендовали. А силой перевести часть детей в школу № 45, конечно же, невозможно.
ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ УЧЕТ
Мама ученика школы № 22:
– Александр Иванович, скажите, должна ли вестись какая-то документация по расходу денежных средств, сданных родителями в фонд школы?
– Обязательно. Сначала оформляется договор пожертвования. Деньги должны быть оприходованы, затем сданы в централизованную бухгалтерию, и уже оттуда можно брать на расходы с последующим отчетом. Разумеется, на общем собрании необходимо доводить до сведения родителей, куда тратятся собранные средства, так называемый внебюджетный фонд школы. Кстати, на ремонтные работы по вашей школе в прошлом году администрацией города и управлением образования израсходованы 3 миллиона рублей.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА ДЦП…
Светлана В.:
– У меня ребенок на инвалидности: ДЦП. Его направляют в специализированный детсад № 1. Это учреждение для умственно отсталых?
– Нет. Просто там создана группа для детей, которым нужна особая помощь.
– А нам не грозит после этого садика интернат № 33?
– Нет, не переживайте.
– А если ребенок поправится, его возьмут в обычный садик?
– Конечно. Имейте в виду, что в детском саду № 1 созданы особые условия для ребятишек. Великолепная база и высококвалифицированные специалисты. А как только ваш ребенок не будет нуждаться в специальном уходе, его переведут в обычный детский сад.
СКОЛЬКО СТОИТ КРЫША?
Мама учащегося школы № 26:
– В нашей школе ежегодно собирают деньги на ремонт и учебники. В этом году – по 100 и 180 рублей. Родители не всегда осведомлены, на что пошли их средства, и из принципа не сдают деньги на ремонт. И по этой причине ученикам не выдают учебники, хотя они и оплачены. Правомерны ли такие действия педагогов?
– Разумеется, нет.
– И к кому же нам обращаться?
– К директору.
– Обращались. Бесполезно.
– Я поговорю с Лидией Маркеловной. Жаль только, что не заметили результаты ремонта в этом году. Выполнен большой объем работ, причем высокого качества. Только туалетные комнаты чего стоят.
– Но почему нет прозрачности: куда и на что идут наши деньги? Мы не видим никаких документов. Почему не составляется смета на ремонт? В школе тысяча учеников. Собираются немалые средства. Где они?
– Школьный родительский комитет должен совместно с директором составить смету расходов.
– Но этим должны заниматься компетентные люди, а не родители.
– А вы знаете, во что обойдется такая смета? И десяти тысяч не хватит.
Это ваши деньги, и только вы можете решить, какие работы необходимо произвести. Но поймите, без вашей помощи школе не обойтись. Посчитайте: в этом году на все 135 учреждений выделено всего 4 миллиона рублей, хотя в прошлом году было 8. Причем 800 тысяч пришлось сразу отдать в погашение долгов прошлых лет за текущий и капитальный ремонт. Поэтому управление образования имеет возможность предоставить деньги далеко не на все нужды школы, а лишь на самое необходимое: коммунальные услуги, ремонт крыши и так далее.
– Нам сказали, что ремонт крыши стоит 70 тысяч рублей. Я в это не верю.
– А вот передо мной документы: ремонт кровли школы № 12 (совсем небольшое здание) – 60300 рублей, №32 – 293900, № 8 – 535600 рублей. Так что на родительские деньги можно произвести лишь косметический ремонт.
– Понятно. Извините за эмоциональность. Но у меня трое детей, и каждая копейка на счету. А могу ли я вместо денег принести стройматериалы?
– Конечно. Можно также предложить свои услуги в ремонте или уборке.
«МЕТОДИЧЕСКИЕ» НЕ ЗА ГОРАМИ
Бывшая работница детского сада:
– Уже три года, как я ушла из сферы образования. Но до сих пор не получила «методические» за 1998 год. Не утратила ли я право на эти деньги?
– Право остается за вами. Однако проблема в том, что эти средства не заложены в бюджете города. Их у нас пока нет. Но недавно я встречался с губернатором области Чернышевым и обратился к нему с просьбой о финансовой помощи для выплаты «методических». Долг учителям и воспитателям города составляет более 6 миллионов рублей. Алексей Андреевич обещал рассмотреть этот вопрос.
СТИПЕНДИЮ ПОВЫСИЛИ ВДВОЕ
Студентка Екатерина:
– Нам обещали повысить стипендию. Это достоверный факт?
– Да, могу вас порадовать. Всем студентам с 1 сентября стипендия повышена в два раза. Теперь вы будете получать не 230, а 460 рублей.
АРЕНДА ПОМОЖЕТ?
Галина Ивановна:
– Наши дети учатся в школе № 43. Экология в этом районе очень плохая – постоянные выбросы ОХМК. А тут еще школьные помещения сдаются под ремонт автомашин. Разве это допустимо?
– Претензии ваши вполне обоснованны. Но, с другой стороны, сдача помещений в аренду очень помогает школе решать серьезные финансовые проблемы. Пусть этот вопрос рассмотрит общее собрание родителей.
ЧТО ТАКОЕ СПН?
Н. Орлова:
– Меня волнует здоровье дочери. Ни для кого не секрет, что ученики очень перегружены уроками. Не всегда у них имеются нормальные условия для учебы. Слышала, что вышел какой-то СанПиН, регулирующий эти вопросы. Расскажите об этом документе.
- С 1 сентября 2003 года введены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях».
Работа по ознакомлению с СанПиНом начата в школах города после опубликования правил в СМИ в мае этого года.
При подготовке к новому учебному году каждое учреждение разработало план мероприятий с учетом новых требований. Вот некоторые направления.
В помещения физкультурно-спортивного назначения необходимо включить зону, оборудованную тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейном.
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения должен включать в себя следующие помещения: кабинет терапевта, зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога. Отрадно, что за летний период в школах Советского района, кроме школы № 24, уже оборудованы процедурные кабинеты с помощью родителей.
Требования к учреждениям с углубленным изучением предметов, гимназиям, лицеям иные, чем к средней общеобразовательной школе.
Библиотека должна стать справочно-информационным центром, оснащенным всеми видами технических средств обучения. Необходимо выделить кружковые помещения в зависимости от назначения образовательного учреждения.
Обязательное требование к режиму питания школьников - одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей детям может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении - полдником.
В СанПиНе даны комплексы упражнений физкультурных минуток, гимнастики для глаз.
Введенные санитарные правила обязывают обеспечить нормативный уровень искусственной освещенности, микроклимат, правильную расстановку мебели и многое другое.
Конечно, все это требует серьезного финансирования. Однако источники его пока никто не определил.
РАЗРЕШЕНА ПОДРАБОТКА
М. Зубкова, учитель:
– Александр Иванович, есть ли что-то новое для учителей в трудовом законодательстве?
– Педагогам разрешили совместительство по основному месту работы при условии, что подработка займет не более половины учебного времени, и с согласия руководства.
ОДАРЕННЫМ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ
В. Петров:
– СМИ регулярно дают информацию о городской программе «Одаренные дети». Хотелось бы узнать, много ли в нашем городе вундеркиндов?
– Как известно, депутатами горсовета в 2001 году была утверждена муниципальная программа «Одаренные дети». Цель ее – создание на муниципальном уровне кадровых, материальных, финансовых и других условий для выявления способных детей и развития их дарований. Разрабатывая программу, мы исходили из гуманистического убеждения, что каждый ребенок является потенциально одаренным, и от нас, взрослых, зависит, проявится его талант или останется нереализованным.
Поверьте, таких детей в нашем городе много. Среди юных орчан есть чемпионы мира и Европы по русским шашкам, дипломанты Московского международного конкурса «Одаренные дети», победители и призеры всероссийских и областных олимпиад, соревнований по плаванию, легкой атлетике, шахматам, хоккею. Хорошо зарекомендовали себя юные геологи, заняв второе место в открытой Международной олимпиаде по геологии в МГУ. Горожанам хорошо известны успехи многих детских коллективов. Среди них школьная киностудия «Экспромт» (школа № 23), народный ансамбль танца «Орчаночка» (школа № 21), театр-студия «Синяя птица» (Дворец пионеров) и другие. 85 ребят получили новогодние персональные поздравления главы областной администрации Чернышева. На городском празднике для одаренных детей с участием мэра Ю. Черноусова, который проводится ежегодно, были поощрены 129 школьников, добившихся высоких результатов.
Несмотря на финансовые трудности в реализации программы, она позволяет направить усилия образовательных учреждений на поддержку и развитие юных дарований.
КТО ИМЕЕТ СТАТУС МЭП?
Л. Савельев:
– Что означает «муниципальная экспериментальная площадка»? Сколько учреждений в городе имеют этот статус?
– Есть «Положение о муниципальной экспериментальной площадке» (МЭП), утвержденное горсоветом в феврале 2003 года. Статус МЭП позволяет образовательному учреждению вносить изменения в содержание, технологии обучения и воспитания, систему управления образовательным учреждением. Прежде чем заниматься экспериментальной работой, необходимо пройти экспертизу. Данный документ позволит упорядочить и поддержать экспериментальную деятельность педагогов.
Статус МЭП сегодня имеют шесть общеобразовательных учреждений – гимназии № 1, 2, школы № 4, 21, 23, 52.
УГЛУБЛЕННОЕ И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Валентина Ивановна:
– Чем отличается углубленное изучение предметов от профильного обучения? В каких школах углубленно изучают математику?
– Надо признать, что этот вопрос относится к числу спорных. Мы в своей деятельности исходим из того, что углубленное изучение отдельных предметов должно осуществляться по специальным государственным программам уже в начальной или основной школах. А профильное обучение – это более глубокое изучение предметов в старших классах школы, оно направлено на профессиональное самоопределение. Профильный компонент включает в себя несколько предметов, спецкурсы, факультативы одного профиля.
Математику в прошлом учебном году изучали по углубленным программам, рекомендованным Министерством образования, гимназии (8-11 классы) и некоторые классы в школах № 21, 23, 25, 28, 37, 38. Более подробную информацию можно получить в управлении образования.
ЕГЭ ПОКАЗАЛ, КТО ЕСТЬ КТО
Клавдия Тимофеевна:
– Как вы оцениваете результаты Единого государственного экзамена в 2003 году? Каковы перспективы ЕГЭ–2004?
– ЕГЭ проводился по семи предметам: математике, русскому языку, физике, химии, биологии, географии, истории. Процент участия выпускников орских школ значительно увеличился: с 54 до 73.
Результаты наших ребят по всем предметам, кроме биологии, оказались значительно выше среднего балла оренбуржцев и в целом по России.
Самые высокие баллы (от 90 до 100) набрали:
- по русскому языку – 15 выпускников (гимназии № 1 и 2, школы № 1, 15, 13, 17, 21, 23, 25, 35, 52);
- по математике – 12 выпускников (гимназии № 1 и 2, школы № 8, 25, 38, 54);
- по химии – 1 выпускник – 97 баллов (гимназия № 2);
- по истории – 1 выпускник – 91 балл (школа № 25);
Самые высокие средние баллы у выпускников гимназии № 2 (директор Костенко). По русскому языку – 68,6 балла (учитель Галиулина);
- физико-математический профиль - 81 балл (Трегубова);
- химико-биологический профиль - 79 баллов (Соколова);
- гуманитарный профиль – 68 баллов (Козлова);
- физика – 72 балла (Бояринова);
- биология – 70,7 балла (Мальцева);
- химия – 73,6 балла (Ткаченко).
Более 600 выпускникам результаты ЕГЭ засчитаны при зачислении в вузы.
Единый государственный экзамен доказывает, что знания – это путь к успеху, интеллектуальный потенциал, способный сделать высшее образование доступным для всех слоев населения.
Управление образования считает необходимым продолжить эксперимент по введению Единого государственного экзамена в 2003-2004 учебном году.
Каков будет спектр предметов, предложенных для ЕГЭ-2004, мы узнаем позднее. Главное – с началом сентября каждый ученик должен поставить перед собой цель: «Учиться, учиться и учиться». Это единственный путь к успеху.
ПЛАТА НЕ ПОВЫСИТСЯ
И. Цой:
– Предполагается ли повышение оплаты в детских садах?
– Пока что такой вопрос не ставится ни управлением образования, ни администрацией города. Хотя долг за питание на сегодня составляет уже 4 миллиона рублей. По крайней мере, в этом году цены останутся прежними. Но загадывать на обозримое будущее в наше время трудно.
НА ПИСАКУ – В СУД!
Родитель ученика школы № 52:
– Александр Иванович, одна из местных газет обвинила вас в бесхозяйственности и многих других прегрешениях. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Думаю, это была заказная статья. Знаете ведь, как случается: человек видит соринку в чужом глазу, а в своем бревна не замечает. Совесть моя чиста, и я готов к любой оценке своей работы теми, кто ее видит повседневно: коллегами, родителями, учениками. Выпачкать грязью можно кого угодно. Чтобы чернить людей впредь было неповадно, я подал на корреспондента исковое заявление в суд по защите чести, достоинства и профессионализма. За мной ведь стоит многотысячный коллектив, который в моем лице также оскорблен незадачливым и злобным писакой.
ОЦЕНКА ГУБЕРНАТОРА – «ОТЛИЧНО»
А. Саблин:
– В канун нового учебного года в Орске побывал губернатор области и посетил некоторые учреждения образования. Расскажите об этом подробнее.
– Мы предложили губернатору посетить ряд учреждений, в частности, самую большую школу № 38, школу № 4 - последнюю новостройку города, которой исполнилось уже 8 лет, а также учреждения необычного типа. Это вечерняя сменная школа № 18 и детский дом «Надежда». Комиссия выбрала два последних объекта.
Школа № 18 построена еще в 50-е годы. Там нет каких-то излишеств, зато можно гордиться хорошим коллективом во главе с Масленниковой Надеждой Петровной, который создает все условия, чтобы детям из асоциальных семей, испытавшим удары судьбы, дать качественное образование. Алексей Андреевич убедился, что такие условия есть. Он увидел работу библиотеки, компьютерного класса, побеседовал с воспитанниками и учителями этого учреждения и остался доволен. Надо иметь в виду, что примерно половина учащихся – проблемные дети. И эта школа является гарантией социальной защиты таких ребят. Немало выпускников по окончании вечерней школы поступают в вузы. В школе тепло, чисто, уютно.
Понравилось Чернышеву и в детском доме. Высокий гость знает, чего стоило ввести в строй этот объект. Кстати, он выделил один миллион рублей из личного фонда для открытия «Надежды». Надо отдать должное организаторскому таланту директора Резанцевой Ларисы Михайловны. Сегодня здесь хорошая материальная база. Привлекает внимание солидная библиотека, которую собирал весь город. Детям живется комфортно.
Алексею Андреевичу вручили благодарственное письмо с надеждой, что он станет почетным членом попечительского совета детского дома. Губернатор пообещал помочь в строительстве банно-прачечного комбината.

Материалы по теме

Проблемы среднего образования – крупным планом, без прикрас

Масса вопросов обычно возникает у орчан в начале нового учебного года. И газета, как всегда, стремится оказать горожанам существенную информационную помощь. На десятки вопросов ответили гости редакции: начальник управления образования А. Пожар, его заместители по школьным, организационным и экономическим вопросам – Л. Горбатова и Л. Коробова, а также главный специалист...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.