РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

Сейчас едва ли не каждый, у кого появляется фотоаппарат, считает себя специалистом. Прежде дело обстояло по-другому. Техника не была такой доступной, обучающих курсов не проходило. Тогда науку эту постигали самостоятельно или у мастеров, которых было мало. Как и у кого учился Николай Бакаев, теперь трудно сказать. Но кое-кого его родственники все же знают. 

Заболел фотографией на… войне

Когда орчанин Николай Бакаев вернулся домой с войны, он уже всерьез увлекался фотоискусством. Об этом рассказала его внучка Анна Андреева, тоже фотограф. 

– Как у моего дедушки, ушедшего на фронт в семнадцать, оказался первый фотоаппарат, точно неизвестно. Он вернулся домой седым и мало говорил о пережитом, – говорит Анна. – Пытаясь избавиться от тяжелых воспоминаний, дед даже сжег весь свой военный архив, оставив только карточку, на которой изображены два его сослуживца.

После возвращения Николая в Орск его родители поняли, что сын буквально заболел фотографией и устроили его учеником к известному в городе мастеру Василию Балакиреву. В пятидесятых в местных салонах снимали при помощи камеры-обскуры. И это был весьма трудоемкий процесс. 

– Обскура представляла собой темный ящик с отверстием в одной стенке и экраном на противоположной стороне. Чтобы сделать фото, нужно было воспользоваться специальной стеклянной пластиной, которая предварительно заливалась фотоэмульсией. Последнюю фотограф готовил сам на месте, а потом проводил еще ряд хитрых и сложных манипуляций, в результате чего получалось лишь одно изображение, – рассказывает наша собеседница. – Но я считаю, что именно те снимки были самыми, что называется, живыми. Из-за длинной выдержки фото выходило объемным, за счет чего удавалось полностью передать эмоциональное состояние человека и особую атмосферу.

Для орчан середины прошлого столетия поход в фотосалон был событием. Мужчины, к примеру, пользовались... одеколоном, таким образом создавая себе настроение. А женщины надевали на себя все самое дорогое, поэтому часто на старых снимках они запечатлены в богатых меховых шапках.

Стеклянный потолок и мастер за мольбертом

Наверное, мало кто задумывался о том, как тогда делали фотосъемку в помещении. Анна Андреева поделилась тем, что собой представлял салон ее деда Николая Яковлевича. Размещался он в одном из старогородских домов на улице Степана Разина. 

– У здания имелась пристройка, потолок и стена которой были стеклянными из-за нехватки света, – говорит Анна. – Мастера могли подолгу снимать летом, поскольку день был длинным, а зимой работа шла всего несколько часов. В послевоенное время особой популярностью пользовались портреты на фотобумаге с ретушью. В этом деле мой дедушка стал настоящим профессионалом. 

Стремясь сохранить память о своих родных, люди несли в цех ретуши маленькие фотокарточки с фронта. Мастер аккуратно контуровал (обводил) лицо белой гуашью, потом фотоаппаратом переснимал их на пленку и с помощью увеличителя переносил портрет на фотобумагу большого размера. Естественно, при увеличении размеров снимок терял в качестве, но тут на помощь приходила ретушь пастелью. Фотограф дорисовывал все, что потеряло изображение, а иногда и то, чего в действительности не было. Так, например, появлялся парадный китель вместо гимнастерки или красивое платье вместо военной формы. Сам Николай Яковлевич говорил, что именно эта работа научила его терпению, выдержке и умению «видеть человека».


Новые технологии от Бакаева

Постоянно стремясь к чему-то новому, Николай Бакаев отучился в Новосибирске, откуда привез в наш город технологию изготовления портретов на керамике. Причем идеальными они стали у него далеко не сразу. Потребовалось немало времени, терпения и сил, чтобы работа в итоге выглядела достойно. 

– Дедушка приступал к изготовлению в четыре часа утра – именно в это время суток была влажность, которая необходима при работе с фотоэмульсией, – объясняет внучка мастера. – В лаборатории ему помогала моя бабушка Александра Дмитриевна. Она, медик, четко выполняла все манипуляции. А потом, к 9 часам, уходила на основную работу. Такой нелегкий труд и давал соответствующий результат. Технология создания портрета на керамике с тех пор практически не изменилась, только теперь исходная фотография обрабатывается на компьютере. 


Сын продолжил дело отца

В восьмидесятых в семье Бакаевых серьезно занялся фотографией сын Николая Яковлевича Александр, в то время возглавлявший салон на проспекте Ленина, 105. Он одним из первых в городе освоил технологию производства цветных фото на камере-обскуре. Потом в истории российской фотографии был провал в десятилетие. В девяностые ликвидировали практически все фотомастерские. Салон Александра Бакаева тоже. 

Позже приобрести фотоаппарат стало легко, а сложный химический процесс обработки пленки и переноса изображения на бумагу взяли на себя небольшие автоматические лаборатории. А с расцветом цифровой фотографии и в них пропала нужда. К началу двухтысячных казалось, что это искусство в нашем городе ушло в прошлое. Но затем люди познакомились с гламурными фото. Они устали от изображений, на которых ничего не рассмотреть, и у салонной фотографии вновь появился шанс. Им воспользовался Александр Бакаев, который построил и открыл фотостудию в Старом городе. Она работает по сей день. 

– Мне было двенадцать, когда дедушка начал привлекать меня к своему делу, – делится Анна Андреева, племянница Александра. – Конечно, не хотелось сидеть и ретушировать портреты, так что сопротивлялась как могла. Но постепенно процесс затянул. Я поняла, что фотография – это моя профессия и жизнь. Продолжая семейные традиции, мы стараемся запечатлеть на снимках современный Орск, людей и происходящие вокруг перемены. Уверена: у фотографии есть будущее. Сейчас немного изменилась концепция. Современное фотоискусство существует на стыке с психологией и социологией. Немного жаль, что печать фото уходит. А фотография должна быть живой, как бумажная книга, которую можно подержать в руках, рассмотреть все детали. Тогда и воспоминания будут яркими.

Николая Бакаева не стало в 2006 году. Последние десять лет своей жизни он уже не работал. Но если посмотреть на керамические портреты, сделанные мастером, то они и сейчас выделяются качеством.
В 2010 году в международном фотомарафоне, посвященном 65-летию Победы, Анна Андреева заняла третье место. Ее работы выставлялись в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве и Государственной Думе РФ.
В январе 2013 года снимки из серии «Вера в России» были представлены в Храме Христа Спасителя. А в марте того же года в нашем городе прошла персональная выставка Анны «Крупным планом. 67 портретов известных людей города Орска». Ее уникальность состояла в том, что на портретах были изображены люди разных профессий, слоев общества и достатка.

Фото предоставлены Анной Андреевой.

Материалы по теме

Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

Сейчас едва ли не каждый, у кого появляется фотоаппарат, считает себя специалистом. Прежде дело обстояло по-другому. Техника не была такой доступной, обучающих курсов не проходило. Тогда науку эту постигали самостоятельно или у мастеров, которых было мало. Как и у кого учился Николай Бакаев, теперь трудно сказать. Но кое-кого его родственники...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.