РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

И в сердце ребенка может быть любовь к Богу

И в сердце ребенка может быть любовь к Богу И в сердце ребенка может быть любовь к Богу И в сердце ребенка может быть любовь к Богу И в сердце ребенка может быть любовь к Богу И в сердце ребенка может быть любовь к Богу И в сердце ребенка может быть любовь к Богу

Несмотря на то, что на сегодняшний день древлеправославие не является чем-то неизвестным и неизученным, оно по-прежнему овеяно мифами. О том, чем живет старообрядческий приход в Орске, и шел наш разговор с заместителем председателя общины Александрой Бычаевой. 

В храме Во имя святителя Арсения Уральского, расположенном на улице Карла Маркса, 22, сотрудников «ОХ» встретили весьма радушно. На входе Александра Фоминична протянула мне платок и отрез ткани, выполняющий функцию юбки: мол, у нас для женщин строгий дресс-код. Мужчинам же, как в любом культовом месте, достаточно снять головной убор. В здании тепло и приятно пахнет деревом. Мы сели за большой стол и начали разговор. 

– Сколько орчан в старообрядческой общине? – интересуюемся у нашей собеседницы. 

– Всего в Орске около 50 человек, которые придерживаются нашей веры, – отвечает она. – Это не считая иногородних. Например, летом этого года на чин освящения храма приезжали гости из Новотроицка и Гая. Наша община очень дружная и сплоченная. Если мы видим друг друга на улице, обязательно здороваемся, обнимаемся. Никогда не бывает такого, чтобы кто-то прошел мимо. 

– Как часто прихожане посещают старообрядческую церковь? 

– На воскресную службу, как правило, приходят человек 12 – 15. Но в этом нет ничего страшного, помолиться можно и дома, Бог слышит нас отовсюду. А по праздникам здесь собираются до 36 человек. 

– Каков средний возраст старообрядцев? Это в основном пожилые люди или среди них есть и молодежь? 

– Конечно, немало пенсионеров, но есть и молодые люди, подростки и даже дети. Особенно хочется выделить одного мальчика по имени Ваня. Он часто приходит в храм. Несмотря на то, что учится в начальной школе, в его сердце уже очень сильна вера. Бывает, звонит мне и говорит: «Баба Шура (так он меня называет), можно к вам прийти?». Конечно, не отказываю. Вместе мы пьем чай. А если потребуется, то Иван может и помочь, например вынести мусор.

– Как привить ребенку любовь к Богу? 

– Считаю, что детей с малых лет нужно воспитывать в вере. Постепенно, без давления. Например, перед сном вместе читать детскую Библию. Очень важен пример родителей. Сходите вместе с ребенком в церковь, покажите, как вы молитесь, ставите свечу за здравие. Постепенно он заинтересуется.

– Строительство храма шло больше 8 лет. Наконец оно завершилось, состоялось освящение. Насколько он обустроен сегодня? 

– Нам предстоит еще немало потрудиться. Нужно приобрести колокол, купель для таинства Крещения, поставить забор. Будем молиться, чтобы все получилось. Бог обязательно пойдет нам навстречу.

Фото Дмитрия Бикбова


От преследований – к Указу о веротерпимости

22 февраля 1653 года патриарх Никон начал судьбоносное преобразование Русской православной церкви. Его реформа, опиравшаяся на новогреческие каноны, привела к расколу. 

Реформа, целью которой было приведение церковных обрядов и обычаев к единому канону, стала причиной раскола. Что же изменилось? Во-первых, вместо двоеперстного крестного знамения вводилось троеперстное. Во-вторых, «аллилуйя» стали повторять не два раза, а три. Наконец, вместо «Исус» стали писать «Иисус».

У никонианской реформы были как сторонники, так и противники. Последних стали называть старообрядцами или раскольниками. 

Главой старообрядцев и их идеологом стал протопоп Аввакум. С юных лет он посвятил себя христианству, был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он не принял, считая, что надо обращаться к первооснове веры в русских, а не греческих источниках. За свои взгляды Аввакум был лишен места в московском Казанском соборе и сослан в Сибирь. По царскому указу 1682 года протопоп Аввакум и его сподвижники были заживо сожжены в срубе. 

Раскольники подвергались преследованиям – их ссылали в самые удаленные уголки страны, сажали в тюрьмы, насильно обращали в официальное православие. Формально старообрядчество перестало быть вне закона только в 1905 году после Указа об укреплении начал веротерпимости. 

Советская власть хотела использовать разногласия старообрядцев с официальной церковью в своих интересах, поэтому до конца двадцатых годов не подвергала их особым гонениям. Но в тридцатые они попали в жернова репрессий, как и все остальные верующие в стране. Анафему с раскольников сняли только в 1971 году. 

История старообрядчества в Орске началась в 2006 году, когда отец Владимир Гошкодеря пришел с проповедью к общине беспоповцев. Он рассказывал им об обычаях и традициях Русской православной старообрядческой церкви, приглашал на богослужения. Благодаря упорству и терпению ему удалось достичь поставленных целей. Образовалась новая община. Так как в Орске не было культового сооружения, старообрядцы молились дома. Но вскоре члены общины приобрели участок для строительства храма. А в 2014 году, по словам Александры Бычаевой, приступили к его возведению. 

В самом начале своей истории старообрядчество распалось на два согласия: поповцы и беспоповцы. Первые признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах. Вторые же, наоборот, считали, что истинное священство было истреблено во время проведения никонианской реформы. 

Чему радовались орские старообрядцы

Далеко не все горожане знают, что в Орске есть старообрядческая церковь. Там, где улица Карла Маркса упирается в улицу 9 Января, находится здание, которому присвоен номер 22. Это храм Во имя святителя Арсения, епископа Уральского. Строительство началось 8 лет назад. А 30 июля этого года был праздник для всех старообрядцев Орска – храм освятили. 

Стоит отметить, что в возведении здания активное участие принимали сами прихожане: кто-то доски подносил, кто-то цемент замешивал. И отец Владимир (Гошкодеря) не остался в стороне. Своими руками он смастерил крепкие деревянные лавки, которые и по сей день радуют прихожан. Более того, уложил деревянные доски на пол в храме, причем без единого гвоздя! 

В 2017 году строящуюся церковь с архипастырским визитом посетил правящий архиерей Уральской епархии митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Владыка провел молебен святителю Арсению Уральскому и совершил чин основания храма. На богослужении присутствовали около 40 человек. 

В Попразднество Преображения в 2018 году преобразился и храм Во имя святителя Арсения Уральского. Здание обрело купола и кресты, которые освятил отец Владимир. 

А 30 июля 2022 года состоялся долгожданный чин освящения храма, который возглавил митрополит Корнилий. Служба заняла около 16 часов, став самым длинным богослужением в Церкви Христовой. Для многих верующих Орска это важное духовное событие. 

– Воистину этот год выдался очень удачным, – уверяет председатель общины Ольга Нестерова. – Теперь у каждого старообрядца появилось место, куда можно прийти, помолиться, поставить свечу или исповедаться.


Материалы по теме

И в сердце ребенка может быть любовь к Богу

Несмотря на то, что на сегодняшний день древлеправославие не является чем-то неизвестным и неизученным, оно по-прежнему овеяно мифами. О том, чем живет старообрядческий приход в Орске, и шел наш разговор с заместителем председателя общины Александрой Бычаевой. В храме Во имя святителя Арсения Уральского, расположенном на улице Карла Маркса, 22, сотрудников «ОХ»...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.