Будущее - за газом
- Экономика
- 04-12-2003
В России с завидным постоянством, как только поднимается очередная волна разговоров
об ухудшении экологической ситуации, вспоминают
о переводе автотранспортных средств на газобаллонное топливо.
В ход идут утверждения о нетоксичности выхлопных газов, дешевизне газового топлива...Эксперименты по применению сжатого газа идут и на ВАЗ. В Тольятти подготовлен к мелкосерийному производству двухтопливный седан ВАЗ-21102, оснащенный впрысковым восьмиклапанным двигателем и каталитическим нейтрализатором. На автомобиле смонтирована отечественная газопитающая аппаратура САГА-7 и металлопластиковые баллоны высокого давления, произведенные... в Орске! За подробностями мы обратились к техническому директору по науке ОАО «Ормез» Е. Маренкову, где выпускаются эти баллоны.
- Для начала немного теории, - начал разговор Евгений Андреанович. - В чем основное различие между метаном и пропан-бутаном? Пропан-бутановая смесь - это попутный нефтяной газ, который можно хранить в баллонах в сжиженном виде при относительно невысоком давлении в 5 атмосфер и при обычной температуре. Метан - так называемый природный газ. В жидкую фазу метан переходит только при низких температурах - около -16 градусов С, поэтому его хранят в газообразном виде, под очень высоким давлением в 200 атмосфер. Обычный стальной метановый баллон емкостью 50 литров, рассчитанный на такое давление, весит 100 кг! Понятно, что об оснащении такими баллонами легковых автомобилей раньше не могло быть и речи - на сжатом метане ездили только грузовики и автобусы, но относительно недавно появились облегченные металлопластиковые или композитные баллоны, которые изготавливаются и на нашем заводе. Такой вид продукции делают и в Мелитополе, Первоуральске, но у нас - в самом большем количестве - до тысячи баллонов в месяц.
- А спрос на них есть? Ведь не секрет, что многие автомобили переводят сегодня на сниженный газ.
- Да, вы правы, рынок сжатого газа сегодня не развит. Автомобили работают, в основном, на бензине, хотя «Газпром» активно развивает эту сферу. Например, у нас охотно берут пластиковые баллоны в Новокузнецке, Перми, Самаре, Краснодарском крае, на Кавказе. В тех регионах, где на эти цели есть финансирование, оказывается поддержка властями, идет развитие, внедрение нового вида топлива.
- На какие автомашины сегодня устанавливаются баллоны производства ОАО «Ормез»?
- На все марки. Добавьте сюда и тракторы. В месяц мы выпускаем до восьми наименований баллонов. В последнее время освоили выпуск металлических баллонов, так как появился спрос. Они, кстати, дешевле металлопластиковых. Что же касается металлопластиковых, то в 1990-е годы мы первыми в стране освоили производство сначала малолитражных, а потом более емких. Внутреннего рынка тогда еще не было, и мы выпускали продукцию на экспорт. За три года в страны Латинской Америки было отправлено около 25 тысяч штук. Из-за отсутствия международного сертификата мы вынуждены были уйти с этого рынка. Но сейчас готовим международный сертификат. Первый этап прошли, получив сертификат качества. В конце этого-начале следующего года, думаю, этот вопрос будет окончательно решен.
Что же касается внутреннего рынка, то с печально известной перестройкой автобаллонные автомобили на сжатом газе почили в бозе. К тому же сегодня не производится хорошая газораспределительная аппаратура (редукторы). Нет сети автогазонаполнительных насосных компрессорных станций (АГНКС), которые были построены во времена СССР, а теперь не работают. Для возрождения этой ветви автомобилестроения в «Газпроме» создан комитет по внедрению данной технологии.
Хотя сегодня, с удорожанием бензина и при ограниченных запасах нефти, появился экономический рычаг развития станций. На сцену выступил закон рынка. За дело берутся инициативные люди, которые понимают, что выгода в этом двойная. Решаются вопросы экономии и экологии.
- А у вас на предприятии что-нибудь делается для этого?
- Конечно. Несмотря на то, что в городе, пожалуй, нет ни одного автомобиля, работающего на сжатом газе, мы разработали целевую программу по переводу автомашин на сжатый газ. Для этого будет построена станция у нас, а также налажено их производство для сельхозрайонов.
Есть заказы и на автогазозаправщики с емкостью баллонов 250 литров. Они востребованы в Сумах, Волгограде, Екатеринбурге, Сургуте.
- Значит, вы считаете, что будущее автомобилестроения связано с использованием сжатого газового топлива?
- Да. Его давно нужно было внедрить в нашей стране. А что касается баллонов, то наше предприятие в силах наращивать их производство.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024